бухгалтер банк клиент обязанности

Открытая информация по вопросу: "бухгалтер банк клиент обязанности" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Все бизнесмены пользуются услугами банков и ведут безналичные расчеты. Цена ошибки при работе с деньгами очень высока, поэтому здесь важно подробно регламентировать рабочий процесс. Рассмотрим обязанности бухгалтера по банковским операциям и их отражение в должностной инструкции.

Функциональные обязанности бухгалтера на участке банк-клиент

На сегодняшний день практически все бизнесмены взаимодействуют с банками в онлайн-режиме. Бумажные платежки встречаются крайне редко, обычно в случаях каких-либо сбоев или проведения нестандартных операций.

Поэтому участок работы бухгалтера «Банк» сейчас часто называют «Банк-клиент», по аналогии со стандартным наименованием программы для обмена информацией с кредитными организациями.

Специалист на этом участке отвечает за следующий функционал:

  1. Формирование и отправка в банк платежных поручений. Контроль за их прохождением.
  2. Получение выписок по банковским счетам и их отражение на счетах по учету безналичных денежных средств (51, 52).
  3. Контроль за своевременностью платежей по кредитным и другим подобным договорам, связанным с привлечением и выдачей заемных средств.
  4. Отражение расчетов по кредитам и займам, в т.ч. по начисленным процентам на счетах 58 (выдача) и 66,67 (получение).
  5. Оформление всех необходимых документов для проведения валютных операций.
  6. Взаимодействие с банками по всем вопросам, связанным с осуществлением валютного контроля.
  7. Подготовка информации о движении денежных средств, необходимой для формирования бухгалтерской и управленческой отчетности.

Иногда (обычно в небольших компаниях) бухгалтер, наряду с банком, ведет и кассовые операции.

Требования к бухгалтеру по банку

Квалификационных требований к рядовому бухгалтеру, обязательных для всех компаний, действующее законодательство не содержит.

Читайте так же:  закон об отпуске с несовершеннолетними детьми

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (приказ Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н) для рядовых сотрудников носит лишь рекомендательный характер.

Но многие организации на практике при разработке внутренних документов отталкиваются от требований профстандарта. Для рядовых специалистов по учету они достаточно мягкие:

  1. Среднее специальное образование. Причем оно даже не обязательно должно быть профильным. Правда, в последнем случае кандидат должен пройти обучение на специализированных курсах.
  2. Стаж необходим только, если должность «категорийная» (бухгалтер 1 или 2 категории). В этом случае специалист должен отработать не менее года на предыдущей ступени. А на должность обычного бухгалтера может быть принят и кандидат без опыта работы. Про квалификационные требования к главному бухгалтеру мы рассказываем здесь.

Однако на практике участок ведения расчетов редко доверяют неопытным сотрудникам. Обычно организации устанавливают для этой позиции как минимум обязательный стаж. Обычно он равен одному году, а нередко его повышают и до 2-3 лет.

Из специфических для данной должности навыков нужно отметить умение работать с программой «Банк-Клиент». Если же компания ведет международные расчеты, то бухгалтер на этой позиции должен хорошо разбираться в валютном законодательстве.

Что же касается личных характеристик, то здесь на первый план выходят честность, порядочность и ответственность. Разумеется, все это работодатель по умолчанию хочет видеть в каждом сотруднике. Когда же речь идет о работе с деньгами, значимость таких качеств возрастает многократно.

Абсолютно необходима «банковскому» бухгалтеру точность в работе, даже доходящая до педантизма. Ведь на этом участке ошибка в одном знаке может обойтись очень дорого. А исправить ситуацию, если платеж уже отправлен, бывает очень сложно, а иногда — и вовсе невозможно.

Специалисту по расчетам также потребуются коммуникабельность и стрессоустойчивость. Ведь ему постоянно приходится взаимодействовать с коллегами из других подразделений, специалистами банков, сотрудниками компаний-контрагентов, с проверяющими.

Читайте так же:  дебет 70 счета показывает

Должностная инструкция бухгалтера по банковским операциям — образец

Все требования к бухгалтеру по расчетам и его обязанности нужно отразить в должностной инструкции.

Единой установленной формы этого документа не существует, но обычно он имеет следующую структуру:

  • общие положения: статус должности, порядок оформления и увольнения, вышестоящий руководитель;
  • квалификационные требования;
  • должностные обязанности;
  • права (в этом разделе могут быть упомянуты как общие социальные гарантии, предусмотренные ТК РФ, так и специфические права. Например, бухгалтеру может быть предоставлено право подписи некоторых первичных документов);
  • ответственность в соответствии с действующим трудовым, гражданским, а в отдельных случаях — административным и уголовным законодательством.

Как избежать форс-мажорных ситуаций при работе с банками

Ошибки при проведении расчетов обходятся компании очень дорого. Из-за просроченного или неверного платежа бизнесмену часто приходится платить неустойку, а иногда он и вовсе может лишиться важного контракта. Если речь идет о налогах, то ИФНС взыщет пени и штрафы за неуплату.

Чтобы разобраться, кто виновен в случившемся, необходимо четко регламентировать работу с платежами. И здесь один из основных документов — должностная инструкция бухгалтера, ведущего расчеты. Если же трудовой спор дойдет до суда, то и здесь инструкция будет одним из важнейших доказательств.

Важно!

В условиях штатной бухгалтерии исключить проблемы с банком нельзя. Хорошая новость — их можно свести к нулю другим способом. Например, когда платежами занимается солидная аутсорсинговая компания. Автоматизация рутинных процессов и многоуровневая система контроля не пропускают ни одной ошибки.

Вывод

Безналичные расчеты — один из важнейших процессов для любого бизнеса.

Чтобы обеспечить их безошибочное ведение, работу бухгалтера на этом участке нужно подробно регламентировать с помощью должностной инструкции.

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  уведомление о проведении проверки

Этот документ необходим не только в текущей работе, но при разрешении возможных конфликтов.

Можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с бухгалтером, который работает с системой «Клиент-банк»?

Можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с бухгалтером, который работает с системой «Клиент-банк»? Бухгалтер имеет техническую возможность подписания электронной подписью директора (флэшка) электронных платежей в системе «Клиент-банк». Каким образом можно возложить материальную ответственность, если будет нанесен ущерб?

ОТВЕТ

Если в должностные обязанности бухгалтера входит прием и выплата всех видов платежей (например, безналичных), то допустимо заключение с данным сотрудником договора о полной материальной ответственности.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Обязанность установить размер причиненного ущерба и причину его возникновения лежит на работодателе (ст. 247 ТК РФ).

Должна быть проведена проверка с целью установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Необходимо также истребовать от работника объяснения в письменной форме для установления причины возникновения ущерба.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном законодательством.

Если работник не согласен возместить причиненный работодателю ущерб добровольно, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

Согласно ст. 392 ТК РФ для обращения в суд в случае возникновения спора о возмещении работником вреда, причиненного организации, установлен срок в один год со дня обнаружения причиненного вреда.

ОБОСНОВАНИЕ

Предел материальной ответственности работника установлен ст. 241 Трудового кодекса РФ в размере его среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.

Читайте так же:  перекресток пдд определение

Случаи, когда на работника может быть возложена полная материальная ответственность, перечислены в ст. 243 ТК РФ. В соответствии с п. 2 ч. 1 указанной статьи, таким случаем, в частности, является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

Статьей 244 ТК РФ предусмотрена возможность для работодателя заключить договор о полной материальной ответственности за недостачу вверенного работникам имущества с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими либо использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Работодатель может заключать индивидуальные договоры о полной материальной ответственности только с работниками определенных категорий. Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержден Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85.

Согласно указанному Перечню выполнение работы по приему и выплате всех видов платежей, по расчетам при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг, в том числе не через кассу и через кассу, является основанием для заключения договора о полной материальной ответственности.

Системы «Клиент-банк» позволяют отправлять платежи в банк и получать выписки по счетам (информацию о движении средств на счете) из банка. Банк при этом предоставляет клиенту техническую и методическую поддержку при установке системы, начальное обучение персонала клиента, обновление программного обеспечения и сопровождение в процессе дальнейшей работы.

Поскольку система «Клиент-банк» — это программа, установленная на рабочей станции пользователя и позволяющая отправлять платежи в банк и получать выписки по счетам (информацию о движении средств на счете) из банка, она по сути своей представляет дистанционное банковское обслуживание.

Поскольку при работе с системой «Клиент-банк» бухгалтер проводит операции по осуществлению платежей, а также получает информацию о движении денежных средств по банковскому счету, то, следовательно, данные операции можно охарактеризовать как работы по приему и выплате безналичных платежей, а значит, заключение договора о полной материальной ответственности с данным работником является правомерным.

Читайте так же:  камеры в подъездах как посмотреть

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся:

  1. отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;
  2. противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда;
  3. вина работника в причинении ущерба;
  4. причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом;
  5. наличие прямого действительного ущерба;
  6. размер причиненного ущерба;
  7. соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Таким образом, если в должностные обязанности бухгалтера входит прием и выплата всех видов платежей (например, безналичных), то допустимо заключение с данным сотрудником договора о полной материальной ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

С.С. Малаховец,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

бухгалтер банк клиент обязанности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here