Использование должностного положения в личных целях

Открытая информация по вопросу: "Использование должностного положения в личных целях" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания.

1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Комментарий к Ст. 285 УК РФ

1. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) совершения деяния (действия либо бездействия) — использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.

2. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по комментируемой статье наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК) или превышения должностных полномочий (ст. 286 УК), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК).

[1]

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК).

Читайте так же:  Как уберечь имущество от ареста приставами

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное комментируемой статьей или ст. 286 УК, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч. ч. 3 или 4 ст. 33 УК.

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Однако если для достижения преступного результата лицо использует не закрепленные за ним должностные полномочия, а какие-либо связи по службе, авторитет занимаемой им должности и т.д., то состав данного преступления отсутствует.

Помимо совершения деяния в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, обязательным элементом объективной стороны преступления является последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием.

3. Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).

Злоупотребление должностными полномочиями относится к числу преступлений с материальным составом.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность представляет собой стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Иная личная заинтересованность выражается в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества.

Если использование должностным лицом своих служебных полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается ч. 3 ст. 159 или ч. 3 ст. 160 УК и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требует.

В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.

5. Субъект рассматриваемого преступления специальный — должностное лицо.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированный состав злоупотребления полномочиями, отличающийся от основного состава преступления особым статусом субъекта. Здесь субъектом является должностное лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глава органа местного самоуправления.

7. Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 комментируемой статьи) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, повлекшее тяжкие последствия.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным ч. 3 комментируемой статьи и п. «в» ч. 3 ст. 286 УК, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных комментируемой статьей или ст. 286 УК, надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностей или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Читайте так же:  Косвенное отчуждение имущества это

Злоупотребление служебными полномочиями: пример, виды этого преступления, статья УК РФ

Неподобающее использование должностных либо служебных наличествующих полномочий в любых личных целях или же с корыстными побуждениями является уголовным преступлением и преследуется соответственно положениям УК РФ. Тем не менее, таковое преступление имеет несколько степеней ответственности и вариантов квалификации соответственно его тяжести, а также целого ряда других факторов. Данное преступление считается коррупционным.

Квалификация и правовые особенности злоупотребления должностным полномочием властными органами и госслужащими

Злоупотребление должностными полномочиями (ЗДП) в полном объеме регулируется и рассматривается ст. 285 УК РФ. Эта статья предусматривает различные виды ответственности уголовного вида, налагаемой на должностные лица в связи с применением в личных целях наличествующих у них полномочий, предоставляемых документированными инструкциями и обязанностями.

Важный факт: данная статья затрагивает исключительно лиц, находящихся на госслужбе или занимающих выборные должности в государственных инстанциях. Применение её к должностным лицам – директорам или сотрудникам отдельных юридических, либо же физических лиц-предпринимателей, не аффилированных с государственными инстанциями, является невозможным. Однако, различные наказания за использование наличествующих полномочий в личных целях в таких случаях регулируются ст. 201 УК РФ.

Для квалификации ЗДП, лицо, подозреваемое в таковом преступлении должно одновременно:

  • Использовать имеющиеся полномочия с целью личной выгоды;
  • Существенно нарушать права, либо же законные интересы граждан, юридических лиц или государства;
  • Находиться на государственной или муниципальной службе, состоять трудоустроенным на должности в акционерных обществах, где контрольным пакетом владеет государство, нести службу в органах МВД, спецслужбах, воинских подразделениях.

Важный факт: уголовное преследование относительно госслужащих, не обладающим статусом должностных лиц, не открывается за исключением случаев, предусмотренных отдельными федеральными законами, служебными либо муниципальными распоряжениями.

Отличия превышений от злоупотреблений полномочиями на должности

Также, ст. 286 УК РФ предполагает отдельное наказание для случаев превышения полномочий. Разница между понятиями злоупотребления или превышения состоит в факте, что превышение может осуществляться без корыстных целей, но, одновременно с этим, в обязательном порядке включает в себя исполнение должностных инструкций и прав, которым и таковое лицо не обладает.

Таким образом, можно привести следующие примеры:


  • Если сотрудник будет использовать свое право на получения доступа к закрытой информации в личных целях – это будет считаться ЗДП;
  • Когда сотрудник выдаст распоряжение, которое он не может отправлять в связи со своей должностью по ошибке, или в личных интересах – тогда данное преступление будет квалифицировано как превышение полномочий, обеспечиваемых должностью.

Возможная ответственность за превышение и ЗДП

Уголовный кодекс полностью описывает ситуации превышений и злоупотреблений лиц наличествующим должностным положением и предусматривает различные виды наказания созависимо тяжести совершенного преступления. Так, согласно со ст. 285 УК РФ, злоупотребление, осуществленное лицом, не обладающим статусом государственной должности РФ, или же соответствующей должности субъекта РФ, и не возглавляющим местные органы самоуправления предусматривает:

  • Штраф, размером до 80 тыс. рублей или шести месячных доходов;
  • Лишение права занимать должность или заниматься определенными видами деятельности сроком до пяти лет;
  • Принудительные работы или лишение свободы длительностью вплоть до 4 лет;
  • Арест длительностью от 4 до 6 месяцев.

Аналогичные санкции предусматривает согласно ст. 286 УК РФ превышение наличествующих полномочий. Для лиц, которые же занимают вышеупомянутые госдолжности, злоупотребления с превышениями предусматривает более жёсткие предпринимаемые меры:

  • Штраф, имеющий размер от 100 до 300 тыс. рублей или в размере дохода за срок от одного до двух лет;
  • Принудительные работы сроком до пяти лет, вместе с лишением права на занятие определенных должностей на три года или без этого условия;
  • Лишение свободы длительностью до семи лет.

Также, ст. 285 УК РФ предполагает обязательное лишение свободы длительностью от трех до десяти лет одновременно с трехлетним сроком лишения права на занятие определенных должностей, если преступление в итоге повлекло за собой тяжкие последствия. Аналогичные санкции регламентируются и относительно превышения полномочий, фактически повлекших тяжкие последствия, которые совершались с использованием оружия, насильственных действий или же под угрозами такового применения.

Помимо того, российское законодательство предусматривает отдельные способы квалификации за растрату бюджетных и внебюджетных средств, внесение в существующие реестры государственного уровня неправдивых и недостоверных сведений, присвоение полномочий должностных лиц и другие подобные преступления, регламентируемые прочими статьями УК. Поэтому правильная квалификация существующего преступления является немаловажной задачей для служебного расследования при последующем обращении в органы правосудия.

Отдельные внутренние распоряжения государственных органов и правила внутреннего распорядка могут предполагать также наложение дисциплинарных взысканий, в том числе как предусмотренных федеральным законодательством выговоров, замечаний или увольнений, так и предполагаемых непосредственно внутренними инструкциями отдельных институтов. Примером таковых дисциплинарных взысканий может служить понижение в должности или строгий выговор в структурах МВД.

Злоупотребление служебными полномочиями управляющими коммерческих организаций

Законодательство предусматривает ответственность и лиц, не находящихся на государственной службе, за использование их прав в корыстных личных целях, если таковое их применение нарушает права других граждан, юридических лиц или непосредственно Российской Федерации. Правовое регулирование данного преступления обеспечивается положениями ст. 201 УК РФ. Наказанию в таком случае подлежат лишь лица, осуществляющие на объекте управленческие функции, а уровень ответственности является значительно более высоким, чем предусмотрено законом для должностных субъектов госслужбы.

Читайте так же:  Как начислить компенсацию за задержку зарплаты

Так, наказание за таковое преступление включает в себя:

  • Штраф размерами вплоть до 200 тыс. рублей или до 18 месячных доходов осужденного лица;
  • Обязательные работы длительностью в 480 часов;
  • Исправительные работы сроком вплоть до 2 лет;
  • Принудительные работы либо лишение свободы длительностью до четырехлетнего срока;
  • Арест длительностью до 6 месяцев.

При тяжких последствиях вышеупомянутого преступления, наступает следующая ответственность:

  • Штраф размерами вплоть до 1 млн. рублей или пятилетнего дохода осужденного;
  • Принудительные работы длительностью до 5-летнего срока;
  • Лишение свободы сроком в 5 лет;
  • Ограничение права на занятие отдельных должностей длительностью от года до трех лет. Данное наказание также может совмещаться с принудительными работами и лишением свободы.

Важный факт: отдельные наказания предусматриваются за превышение полномочий нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ), а также охранниками и частными детективами (ст. 203 УК РФ).

sovetnik36.ru

Использование служебного положения в личных целях наказаниеэто

УК РФ, злоупотребление, осуществленное лицом, не обладающим статусом государственной должности РФ, или же соответствующей должности субъекта РФ, и не возглавляющим местные органы самоуправления предусматривает:

  • Штраф, размером до 80 тыс. рублей или шести месячных доходов;
  • Лишение права занимать должность или заниматься определенными видами деятельности сроком до пяти лет;
  • Принудительные работы или лишение свободы длительностью вплоть до 4 лет;
  • Арест длительностью от 4 до 6 месяцев.

[3]

Аналогичные санкции предусматривает согласно ст. 286 УК РФ превышение наличествующих полномочий. Для лиц, которые же занимают вышеупомянутые госдолжности, злоупотребления с превышениями предусматривает более жёсткие предпринимаемые меры:

  • Штраф, имеющий размер от 100 до 300 тыс.

Использование служебного положения ук рф

  1. Оштрафован (до трехсот тыс рублей).
  2. Оштрафован на сумму, которая равно заработной плате (за период 1-2 года).
  3. Наказан принудительными работами (до 5 лет).
  4. Лишен права занимать подобную должность (в течение 3 лет).
  5. Лишен свободы (до 7 лет).
Видео (кликните для воспроизведения).

В последнем случае подсудимый, безусловно, и право занимать руководящую должность в государственной службе лишается. Примечание к статье Кто такие должностные лица? В примечании к статье сказано, что это граждане, наделенные полномочиями осуществлять функции представителя власти.

Статья 285. злоупотребление должностными полномочиями

При наличии полномочий в определенной сфере деятельности, должностные лица могут совершать противоправные деяния в личных целях. Использование служебного положения возможно в органах государственной власти, местного управления, региональных службах, госкорпорациях, вооруженных силах и структурах полиции. Работники указанных структур несут полную ответственность за свои действия, и в случае наличия доказательств подлежат наказанию.
Злоупотребление служебным положением, доказанный ущерб отдельным гражданам, предприятиям, интересам организации, может повлечь за собой 6-месячный арест. Возможно наказание в виде исправительных работ, сроком на 2 года. В зависимости от тяжести правонарушения, ответственное лицо может быть лишено свободы на срок до трех лет.

При выходе на свободу запрещается занимать определенные должности в органах управления.

Превышение должностных полномочий. ст. 285 ук рф с комментариями

Статья 364. злоупотребление властью или служебным положением

Это может быть, как активное действие (например, незаконное прекращение уголовного дела), так и бездействие (например, попустительство преступлению).

  • Наступление последствий, выражающихся в причинении серьёзного вреда правам и законным интересам граждан либо интересам общества и государства в целом.
  • Причинная связь между совершённым деянием и наступившими последствиями.

Следует заметить, что в понятие злоупотребления полномочиями входит совершение действий, по факту входящих в компетенцию должностного лица, но совершаемых им против интересов службы. Если должностное лицо совершает действия, вообще не входящие в его компетенцию, оно может быть привлечено к ответственности за превышение служебных полномочий.

Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества. Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.

Объективная сторона нарушения Объектом злоупотребления должностными полномочиями чаще всего является нормальная деятельность определенного человека в лице государственных органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления и так далее.

Уголовный кодекс РФ не предусматривает отдельной нормы для подобных преступлений. Лица несут ответственность за превышение полномочий при выполнении управленческих функций в государственных органах или при исполнении аналогичных функций в коммерческих структурах. В соответствии со статьей 201 УК РФ, использование служебного положения руководителями различных организаций является частными случаями и регулируется в рамках общего подходу к трактовке статьи и определения меры наказания.

Отсутствие состава преступления при использовании положения руководителями организаций Существующая позиция о недопустимости привлечения к уголовной ответственности управляющих компаний или других коммерческих организаций, превысивших свои должностные полномочия, выглядит достаточно сильно и предпочтительно. Требования УК РФ довольно однозначно поясняют данную позицию.

  1. Организации коммерческого типа ставят цели извлечения прибыли и ее распределение между участниками, некоммерческими партнерами, являются юридическими лицами.
  2. Коммерческие компании могут иметь форму хозпредприятий, кооперативов, товариществ, а также государственных и унитарных предприятий.
  3. Некоммерческие организации создаются в качестве кооперативов, учреждений общественного или религиозного типа. Форма финансирования таких предприятий может быть различной, от использования специальных фондов для частного инвестирования. Возможна коммерческая деятельность подобных организаций, но только для достижения задекларированных целей.
  4. Ассоциации и союзы являются формой объединения коммерческих и некоммерческих партнеров.

При этом могут учитываться оценки учредителей и их заинтересованность в расследовании дела. Нормы ответственности за использование служебного положения Использование служебного положения в соответствии с юридической документацией больше относится уголовно-процессуальным действиям, чем к уголовно-правовым. Статья 201 УК РФ, а именно примечания 2 и 3, устанавливают данные нормы.
Если предприятие не относится к государственным или муниципальным структурам, статья 53 ГК РФ определяет источники подачи заявления в соответствующие органы. Уголовное преследование коммерческой или иной компании, не относящейся к органам местного и федерального управления, а именно к должностному лицу, использовавшему свое служебное положение, возможно только при совокупности факторов:

  • Организация относится к коммерческим и имеет подтверждающий комплект документов.
Читайте так же:  Заработная плата на испытательный срок

Использование служебного положения УК РФ

Использование служебного положения в личных целях, злоупотребление и превышение полномочий считаются наиболее сложными для квалификации преступлениями. Понятие злоупотребления положением изложен в ст. 201 УК РФ. Трактовка термина в юридической и судебной практике отличается ввиду сложности понятия и большом количестве вариаций.

Понятие использования служебного положения может объясняться с двух сторон. В первом случае трактовка более узкая и определенная. Имея определенные права и обязанности, служебные компетенции, должностное лицо совершает определенные действия или бездействует в определенных ситуациях, что является нарушением закона.

Более широкая трактовка понятия имеет широкое распространение. Использование служебного положения предполагает выполнение следующих противоправных действий:

Различные нарушения закона в пределах полномочий ответственного лица.

Аналогичные действия, выходящие за рамки полномочий.

Действия, не связанные с деятельностью должностного лица, но возможные благодаря имеющимся служебным связям и авторитету.

Превышение полномочий является использованием служебного положения в собственных интересах и выходит за рамки закона. Лица, допустившие данное нарушение случайно или намеренно, несут ответственность за свои действия в соответствии с УК РФ. Уголовный кодекс насчитывает 34 правонарушения, попадающих под определение использования служебного положения. При использовании широкой трактовки понятия, ответственность за правонарушения будет ниже, так как наказание будет понесено за одно, а не за совокупность нарушений. Если применяется узкая трактовка понятия, нарушитель может быть привлечен к ответственности за каждое действие.

Уголовный кодекс РФ не предусматривает отдельной нормы для подобных преступлений. Лица несут ответственность за превышение полномочий при выполнении управленческих функций в государственных органах или при исполнении аналогичных функций в коммерческих структурах. В соответствии со статьей 201 УК РФ, использование служебного положения руководителями различных организаций является частными случаями и регулируется в рамках общего подходу к трактовке статьи и определения меры наказания.

Отсутствие состава преступления при использовании положения руководителями организаций

Существующая позиция о недопустимости привлечения к уголовной ответственности управляющих компаний или других коммерческих организаций, превысивших свои должностные полномочия, выглядит достаточно сильно и предпочтительно. Требования УК РФ довольно однозначно поясняют данную позицию. В случае незаконного использования предоставленных полномочий, а также при совершении действий, выходящих за границы служебной компетенции, должностное лицо в органах государственной власти привлекается к ответственности. Руководитель, работающий в другой сфере, не попадает под действие указанной статьи. Одним словом, для чиновников и коммерсантов существуют разные правила, подразумевающие их деятельность.

Для управленцев в области коммерческой или иной деятельности, УК РФ трактует превышение должностных полномочий в двух случаях. В соответствии со ст. 203 уголовного кодекса, попадают под ответственность действия, выделенные в состав отдельного преступления, например, при превышении полномочий сотрудниками охранных организаций. В соответствии со ст. 136 и 137, превышением полномочий считается нарушение прав и свобод иных лиц за счет использования положения либо нарушения неприкосновенности жизни частного лица, также выполненное за счет собственного статуса.

Служащим считается человек, принятый на государственную службу и выполняющий обязанности в соответствии с федеральными законами и нормативами. При этом сотрудник получает вознаграждение за счет муниципального, регионального или федерального бюджета. Такое должностное лицо полностью соответствует мерам, закрепленным в ст. 201 от УК РФ, предполагающих ответственность за использование служебного положения в личных целях.

Понятия государственного и муниципального служащего отличны от понятия служащего указанных учреждений. Определение является собирательным, включает следующие виды деятельности:

Служащий организаций государственного и местного уровня.

Государственный и муниципальный служащий.

Сотрудник коммерческого или иного предприятия, не относящийся к первым двум категориям.

Понятие ответственности за использование служебного положения отличается для каждой группы служащих. Трактовка прав и обязанностей для указанных категорий имеет собственное наполнение и содержание.

Ответственность за использование служебного положения

Ответственность за использование служебного положения предусмотрена статьями 201- 204 УК РФ. Попадают под действие документа преступления в коммерческих и других предприятиях, государственных и муниципальных органов. Злоупотребление и превышение полномочий, а также коммерческий подкуп встречаются наиболее часто и подлежат наказанию в рамках законодательства.

По отношению к коммерческим организациям, уголовное преследование возможно далеко не во всех случаях. Примечание 2 статьи 201 уголовного кодекса РФ поясняет, что уголовное дело заводится только по заявлению пострадавшего лица либо с его согласия. В противном случае, даже если организации нанесен финансовый либо имиджевый эффект, но заявление в правоохранительные органы отсутствует, уголовное преследование не грозит коммерческим лицам, допустившим злоупотребление служебными обязанностями.

Существует дополнительно примечание 3, разграничивающее зону ответственности, и делающее понятие уголовного преследования более четким. В соответствии с данной поправкой, если нанесен ущерб сообществу людей или организаций, вопрос о привлечении к ответственности должностного лица осуществляется на общих основаниях.

Несмотря на сложность и запутанность статей 201-204 уголовного кодекса РФ, а также дополнений и поправок, термин ответственности за использование служебного положения становится достаточно понятным и четким. Использование указанных статей не может быть применено при наличии одного или нескольких факторов:

Организация осуществляет коммерческую или иную деятельность и не относится к государственным и муниципальным структурам.

[2]

Если нарушены интересы конкретной коммерческой компании, без привлечения служебных органов, или совокупности компаний.

Читайте так же:  Исковая давность по уголовным делам

При отсутствии официального обращения пострадавшей организации или частного лица, понесшего убытки или ущерб, или при отсутствии согласия на подобные действия.

Ограничение уголовного преследования возможно только для компаний, занятых в коммерческой деятельности и имеющих соответствующий статус. Исключение могут составлять государственный и муниципальные службы, которым по действующему законодательству присвоен подобный статус. Статья 50 ГК РФ четко дает определение коммерческих и иных предприятий. В соответствии с данным документом:

Организации коммерческого типа ставят цели извлечения прибыли и ее распределение между участниками, некоммерческими партнерами, являются юридическими лицами.

Коммерческие компании могут иметь форму хозпредприятий, кооперативов, товариществ, а также государственных и унитарных предприятий.

Некоммерческие организации создаются в качестве кооперативов, учреждений общественного или религиозного типа. Форма финансирования таких предприятий может быть различной, от использования специальных фондов для частного инвестирования. Возможна коммерческая деятельность подобных организаций, но только для достижения задекларированных целей.

Ассоциации и союзы являются формой объединения коммерческих и некоммерческих партнеров.

В соответствии со статьей 201 УК РФ примечание 2, государственные структуры, осуществляющие уголовное преследование коммерческих компаний, могут использовать механизмы воздействия при наличии заявления потерпевших либо их согласии. В противном случае организация не несет ответственности за превышение служебных полномочий управляющего лица.

Для того чтобы получить согласие пострадавшего лица, государственные структуры должны обратиться в компанию или к ее руководителю. При отказе представителя организации в согласии, на него может распространиться ответственность в соответствии со статьей 53 ГК РФ, а также впоследствии взыскан ущерб для организации, предусмотренный ст. 201-204 УК РФ.

Решение о необходимости уголовного преследования принимается руководством коммерческой организации либо уполномоченными действовать от ее имени лицами. При этом могут учитываться оценки учредителей и их заинтересованность в расследовании дела.

Нормы ответственности за использование служебного положения

Использование служебного положения в соответствии с юридической документацией больше относится уголовно-процессуальным действиям, чем к уголовно-правовым. Статья 201 УК РФ, а именно примечания 2 и 3, устанавливают данные нормы. Если предприятие не относится к государственным или муниципальным структурам, статья 53 ГК РФ определяет источники подачи заявления в соответствующие органы.

Уголовное преследование коммерческой или иной компании, не относящейся к органам местного и федерального управления, а именно к должностному лицу, использовавшему свое служебное положение, возможно только при совокупности факторов:

Организация относится к коммерческим и имеет подтверждающий комплект документов.

Предприятие не относится к государственным и муниципальным.

Отсутствует причастность компании к объединению коммерческих и некоммерческих структур.

Присутствует ущерб для деятельности иных компаний, независимо от назначения.

Ущерб не нанесен гражданам и государственным структурам.

Присутствует заявление в соответствующие органы от коммерческой организации или ее представителя.

При соблюдении всех условий расследование и привлечение должностного лица к ответственности выполняется в рамках действующего законодательства.

Использование служебного положения и ответственность за злоупотребление

Основной чертой, характеризующей преступления с использованием должностного положения, является наличие посягательств на объекты интересов организации. Возможно использование служебных обязанностей для преступных и неправомерных действий. При наличии полномочий в определенной сфере деятельности, должностные лица могут совершать противоправные деяния в личных целях.

Использование служебного положения возможно в органах государственной власти, местного управления, региональных службах, госкорпорациях, вооруженных силах и структурах полиции. Работники указанных структур несут полную ответственность за свои действия, и в случае наличия доказательств подлежат наказанию.

Злоупотребление служебным положением, доказанный ущерб отдельным гражданам, предприятиям, интересам организации, может повлечь за собой 6-месячный арест. Возможно наказание в виде исправительных работ, сроком на 2 года. В зависимости от тяжести правонарушения, ответственное лицо может быть лишено свободы на срок до трех лет. При выходе на свободу запрещается занимать определенные должности в органах управления. При тяжких последствиях ущерба, срок может составлять от 5 до 8 лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для оценки правонарушения используются несколько критериев. Должностное лицо воспользовалось своим положением вопреки интересам организации. В основе действий лежали корыстные интересы. Некоторому кругу лиц был нанесен какой-либо ущерб. Злоупотребление властью и служебным положением, действия с умыслом, корыстные причины являются основными факторами совершения преступлений и подлежат оценке на основании статей УК РФ.

Источники


  1. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.

  2. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.

  3. Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.
  4. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
Использование должностного положения в личных целях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here