Контроль органов исполнительной власти

Открытая информация по вопросу: "Контроль органов исполнительной власти" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Государственный контроль в сфере исполнительной власти

Контроль – система наблюдения и проверки функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

1) между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности;

2) объектом контроля является законность и целесообразность деятельности контролируемого (контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого);

3) контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого);

4) в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

Виды контроля (в зависимости от того, на какой стадии деятельности контролируемого проводится проверка (предварительный, текущий, последовательный); в зависимости от того, кем осуществляется контроль (внешний (осуществляется за органами исполнительной власти со стороны других органов) и внутренний (осуществляется самими органами исполнительной власти внутри своей системы)).

Виды государственного контроля:

1) президентский контроль;

2) контроль органов законодательной (представительной) власти;

3) контроль органов исполнительной власти;

4) судебный контроль.

Основные цели контроля – соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования.

Основные принципы контроля – законность; объективность; независимость; гласность; экономичность; сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

1) Президентский контроль.

Контрольные полномочия Президента (определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение в жизнь которой возлагается на органы исполнительной власти).

Президент осуществляет контрольные полномочия (при формировании Правительства и других федеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц; вправе председательствовать на заседаниях Правительства, руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций).

Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти (им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия КРФ, ФЗ и указам Президента; в определенных случаях он вправе приостановить действие актов высшего должностного лица субъекта РФ, органов исполнительной власти субъектов).

Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие структуры (Контрольное управление как подразделение Администрации Президента организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах РФ; по результатам проверок вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности указанных органов, в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, ФСБ и другие органы материалы о выявленных нарушениях).

[2]

Полномочные представители Президента в федеральных округах (вправе запрашивать и получать сведения, документы и материалы от федеральных и региональных органов власти, участвовать в работе органов исполнительной власти региона) (через них обеспечивается контроль в регионах за выполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента) (по результатам контроля они представляют Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в регионе и вносят свои предложения).

2) Контроль органов законодательной (представительной) власти.

СФ осуществляет контроль (при утверждении указов Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, за решением Президентом вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами РФ).

Контрольные полномочия ГД в сфере исполнительной власти (дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности).

Одна из наиболее важных форм контроля за исполнительной властью – рассмотрение и утверждение ФС представляемого Правительством РФ бюджета РФ.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета образуется Счетная палата, ее задачи (организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета; оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета; финансовая экспертиза проектов законов и НПА федеральных органов исполнительной власти; анализ отклонения от показателей бюджета; контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджета; регулярное представление Президенту, СФ, ГД информации о ходе исполнения бюджета).

3) Контроль органов исполнительной власти.

Правительство РФ (в пределах своей компетенции организует исполнение ФКЗ, ФЗ, нормативных указов Президента, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства).

Правительство вправе (отменять или приостанавливать акты федеральных органов исполнительной власти; направлять в законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов РФ проекты своих решений по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ).

Правительство (обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ и способствует их взаимодействию; разрешает споры и устраняет разногласия между ними; вносит предложения Президенту о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия КРФ, ФКЗ, ФЗ, международным обязательствам РФ).

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль (для некоторых органов контроль является основной деятельностью (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам), большинство – осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности (контроль осуществляют федеральные службы)).

Для осуществления межотраслевых контрольных функций создаются также специализированные инспекции, специальные структурные подразделения внутри федеральных органов исполнительной власти (межотраслевой контроль осуществляется за определенными сферами деятельности не подчиненных органов и должностных лиц).

Отраслевой контроль проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и должностных лиц по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности.

В субъекта РФ контрольными полномочиями наделены администрации, соответствующие министерства, управления и другие органы исполнительной власти.

Методы контроля органов исполнительной власти (ревизии; проверки фактического состояния дел; заслушивание отчетов должностных лиц; проверка сообщений печати, жалоб, актов управлений).

Читайте так же:  Оценка автомобиля при разводе

Контрольные полномочия КС РФ (разрешает дела о соответствии КРФ нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов).

КС РФ, выявив конкретные нарушения КРФ и законодательства может обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц (представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, в месячный срок; КС РФ уведомляется о результате рассмотрения и мерах по его реализации).

Решение КС РФ по спору о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения нормативных актов, определяющих их компетенцию.

Контрольные полномочия судов общей юрисдикции (контрольная функция осуществляется в процессе рассмотрения уголовных, гражданских, административных и иных дел).

При рассмотрении уголовных дел (формой реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, способствовавшие нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение (обращается внимание органа исполнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие предупредительных мер); субъект обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах).

При рассмотрении гражданских дел (суд, кроме решения вопроса по существу, изучает с позиций закона правомерность действий соответствующих органов исполнительной власти и издаваемых ими правовых актов, осуществляя контроль за их деятельностью – судами выносятся решения, определения, постановления (при необходимости в них указывается что суд, признавая акты управления незаконными, отменяет их)).

[3]

При рассмотрении административных дел (суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности и применяет предусмотренные законом административные наказания; при необходимости дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения).

Контрольные полномочия арбитражных судов (проверка при разрешении дел соответствия актов и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц требованиям законности и принятие мер по устранению выявленных нарушений) (если в результате разрешения спора будут выявлены нарушения закона и иных НПА со стороны органов исполнительной власти и их должностных лиц, арбитражный суд вправе вынести частное определение в их адрес).

Судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории страны (принудительное исполнение осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого соответствующим арбитражным судом; немедленному исполнению подлежат решения о незаконности актов государственных органов).

Дата добавления: 2015-06-27 ; просмотров: 2150 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Контроль органов исполнительной власти

Контроль, являясь одной из основных функций управленческой деятельности, проявляется в различных формах в процессе реализации исполнительной власти ее субъектами. При этом особенности контроля зависят от характера компетенции того или иного исполнительного органа и ее масштабности.

Правительство РФ обеспечивает исполнение своих постановлений и распоряжений, а также соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ; в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между названными органами; вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия федеральным законам или нарушения прав и свобод граждан.

Целью контроля за деятельностью органов исполнительной власти органами и должностными лицами самой системы исполнительной власти является обеспечение законности и дисциплины в экономической, социально-культурной, административно-политической, в том числе в правоохранительной, областях государственного управления за счет реализации собственных «внутренних» возможностей системы;

С учетом специфики и роли в государственном управлении отдельных органов исполнительной власти контроль обычно подразделяется на: общий, межотраслевой и отраслевой.

К ведению общего контроля относится обследование деятельности различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.

Контроль Правительства РФ за деятельностью органов исполнительной власти обусловлен прежде всего Конституцией РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за исполнением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т.д. Правительство РФ осуществляет контроль и за органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Ведомственный контроль осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. В структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные подразделения. Однако ведомственными контрольными полномочиями наделены и многие иные функциональные подразделения федеральных органов исполнительной власти (департаменты, службы, главные управления, управления). Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении органов, организаций и их должностных лиц на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Безусловно, в субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется и органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции самих субъектов РФ.

Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями. К федеральным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству юстиции РФ и др. Надведомственные контрольные проверки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. В субъектах РФ имеются и свои органы исполнительной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями.

Читайте так же:  Отличие финансового оздоровления от внешнего управления

От надведомственного контроля следует отличать административный надзор, который состоит в проверке исполнения действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими административно-властными полномочиями. В структуре федеральных органов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осуществляют и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик (советы министров, кабинеты министров и др.), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Оно вправе отменять акты этих органов или приостанавливать их действие.

В пределах своей компетенции Правительство РФ осуществляет контроль за исполнением законов, иных нормативных актов не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Контролю со стороны Правительства РФ подлежит также деятельность по согласованию решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, области и назначении соответствующих должностных лиц и др.

Контрольные полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ можно свести в основном к следующим: контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ; за использованием и охраной земель, вод, лесов, недр; за соблюдением утвержденных проектов строительства; за состоянием транспортного обслуживания населения.

Указанные органы контролируют также санитарно-эпидемиологическое, радиационное состояние подведомственной территории, соблюдение на ней законодательства РФ, устава, законов и иных нормативных актов субъекта РФ; обеспечивает контроль за соблюдением правил охраны труда, техники безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ.

Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями. Например, Министерство путей сообщения РФ осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций.

Оно осуществляет контроль за выполнением требований Устава железных дорог, состоянием безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов, использованием грузовых вагонов и контейнеров и др.

Министерство РФ по атомной энергии осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности имущества предприятий и организаций ядерного комплекса.

Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.

В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по определенным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Так, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации предприятиями, учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности.

Государственный комитет РФ по статистике осуществляет контроль за выполнением всеми юридическими субъектами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства РФ в области государственной статистики3.

Надведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляют Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социального развития РФ и др.

Административное право России

Контроль органов исполнительной власти

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на: а) общий; б) ведомственный; в) надведомственный.

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик (советы министров, кабинеты министров и др.), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Оно вправе отменять акты этих органов или приостанавливать их действие.

В пределах своей компетенции Правительство РФ осуществляет контроль за исполнением законов, иных нормативных актов не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Контролю со стороны Правительства РФ подлежит также деятельность по согласованию решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, области и назначении соответствующих должностных лиц и др.

Контрольные полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ можно свести в основном к следующим: контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ; за использованием и охраной земель, вод. лесов, недр; за соблюдением утвержденных проектов строительства; за состоянием транспортного обслуживания населения.

Указанные органы контролируют также санитарно-эпидемиологическое, радиационное состояние подведомственной территории, соблюдение на ней законодательства РФ, законов и иных нормативных актов субъекта РФ; обеспечивают контроль за соблюдением правил охраны труда, техники безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ.

[1]

Ведомственный контроль осуществляется федеральными министерствами, не имеющими подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств (например, МИД России). Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений подведомственными им органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями.

Читайте так же:  Форма заявление о принятии наследства

В субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется соответствующими министерствами, ведомствами, управлениями и другими органами отраслевой компетенции.

Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властным и полномочиями надведомственного характера.

Федеральные министерства контролируют деятельность подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств, могут отменять их незаконные решения. Надведомственный контроль осуществляют некоторые федеральные службы, например, Федеральная служба государственной статистики.

Надведомственный контроль в установленной сфере осуществляют Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ и др.

Контроль органов исполнительной власти

Видео (кликните для воспроизведения).

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по ру­ководству хозяйственным, социально-культурным и административ­но-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на: а) общий’, б) ведомственный’, в) надведомственный.

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществле­ние связано с деятельностью органов исполнительной власти об­щей компетенции: Правительства РФ, правительств республик (со­веты министров, кабинеты министров и др.), высших исполнитель­ных органов государственной власти субъектов РФ.

Глава 19. Способы обеспечения законности в управлении

Правительство РФ руководит работой федеральных мини­стерств и иных федеральных органов исполнительной власти и кон­тролирует их деятельность. Оно вправе отменять акты этих орга­нов или приостанавливать их действие.

В пределах своей компетенции Правительство РФ осуществ­ляет контроль за исполнением законов, иных нормативных актов не только федеральными органами исполнительной власти, но и орга­нами исполнительной власти субъектов РФ.

Контролю со стороны Правительства РФ подлежит также де­ятельность по согласованию решений об образовании, реорганиза­ции и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, области и назначении соответству­ющих должностных лиц и др.

Контрольные полномочия высших исполнительных орагнов го­сударственной власти субъектов РФ можно свести в основном к сле­дующим: контроль за состоянием учета и отчетности на предпри­ятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственно­сти субъекта РФ; за использованием и охраной земель, вод, лесов, недр; за соблюдением утвержденных проектов строительства; за со­стоянием транспортного обслуживания населения.

Указанные органы контролируют также санитарно-эпидемио-логическое, радиационное состояние подведомственной территории, соблюдение на ней законодательства РФ, устава, законов и иных нормативных актов субъекта РФ; обеспечивает контроль за соблю­дением правил охраны труда, техники безопасности на предприя­тиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственнос­ти субъекта РФ.

Ведомственный контроль осуществляется органами отрасле­вой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отно­шении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке эти­ми органами в пределах своей компетенции соблюдения и испол­нения законов и подзаконных актов, а также своих решений ни­жестоящими подведомственными им органами, а также предприя­тиями, учреждениями, организациями. Например, Министерство путей сообщения РФ осуществляет контроль за правильным при­менением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железно­дорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций.

Оно осуществляет контроль за выполнением требований Устава железных дорог, состоянием безопасности движения поездов, со­хранностью перевозимых грузов, использованием грузовых вагонов и контейнеров и др. 1

1 СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3746.

Раздел VI. Административное право и законность в управлении

Глава 19. Способы обеспечения законности в управлении

Министерство РФ по атомной энергии осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности имущества предприятий и организаций ядерного комплекса 1 .

В субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется со­ответствующими министерствами, ведомствами, управлениями и другими органами отраслевой и межотраслевой компетенции.

Надведомственный контроль осуществляется в основном орга­нами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его про­водят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.

В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, органи­заций по определенным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчинен­ность.

Так, Государственный комитет РФ по стандартизации и мет­рологии осуществляет государственный контроль и надзор за соблю­дением обязательных требований государственных стандартов, пра­вил метрологии и сертификации предприятиями, учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности 2 .

Государственный комитет РФ по статистике осуществляет кон­троль за выполнением всеми юридическими субъектами и гражда­нами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства РФ в области го­сударственной статистики 3 .

Надведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляют Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социального развития РФ и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10373 —

| 7280 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Контроль органов исполнительной власти, административный надзор.

Административный надзор контроль органов и.в.три вида: общий (осуществляют органы общей компетенции., ведомственный и надведомственный контроль.

К ведению общего контроля относится обследование деятельности различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ. Контроль Правительства РФ за деятельностью органов исполнительной власти обусловлен прежде всего Конституцией РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за исполнением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры,

От надведомственного контроля следует отличать административный надзор, который состоит в проверке исполнения действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими административно-властными полномочиями. В структуре федеральных органов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осуществляют и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Читайте так же:  Иск о выделении доли в натуре

Ведомственный – контроль вышестоящих над деятельностью нижестоящих, то есть связанный с подчиненностью. Проверка исполнения – функция управления.

Надведомственный контроль – в отношении неподчиненных, отсутствует административная подчиненность. Это разновидность административного надзора. Осуществляют два вида органов: 1. Федеральные службы, не обладающие административными полномочиями (Федеральная служба по надзору в сфере образования), 2. Обладающие административными полномочиями (государственная противопожарная служба).

ФЗ «О защите прав юр лиц и ИП при проведении государственного контроля (надзора)» от 8.08.2001г. – это и есть административный надзор, то есть когда контроль приравнивается к надзору имеется ввиду административный надзор.

. Отличия контроля от надзора

Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.

Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.

Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.

Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.

Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.

надзор можно определить как ограниченный контроль, а основные различия между ними можно свести к следующему:
— органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех субъектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;
— в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; а в процессе надзора — меры административного воздействия;
— органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности подконтрольных объектов, а органы надзора проверяют соблюдение специальных правил.
Сравнение контроля и надзора приводит к вполне конкретному выводу о том, что понятие контроля является более широким, чем понятие надзора, и имеет свои, специфические, признаки; а органы, осуществляющие государственный контроль, наделены более широкими полномочиями, нежели надзорные органы.

Административный надзор отличается от прокурорскогомерами воздействия. При осуществлении административного надзора применяю меры административно-правового принуждения. Органы административного надзора имеют полномочия на вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность в плане соблюдения ими общеобязательных административных правил.

Схема 76. Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину во всех отраслях государственного управления: в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах.

Различают три вида контроля органов исполнительной власти: общий, ведомственный и надведомственный (административный надзор).

Общий контроль осуществляют Правительство Российской Федерации, правительства и главы администраций субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации руководит работой подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере. Оно вправе приостанавливать или отменять акты этих органов, если они противоречат Конституции Российской Федерации, законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации.

Осуществляя контроль за деятельностью исполнительных органов субъектов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации правомочно вносить предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов этих органов в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека..

Администрация Санкт-Петербурга осуществляет контрольные полномочия через свои отраслевые органы. Так, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры осуществляет контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.

Комитет по здравоохранению осуществляет контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, качеством фармацевтической продукции и изделий медицинского назначения.

Комитет по науке и высшей школе контролирует соблюдение законов и других правовых актов, определяющих деятельность научно-образовательной сферы, разработку предложений и реализации мероприятий по социально-правовой защите студентов и работников научно-образовательной сферы, а также защиту собственности, закрепленной за учреждениями и организациями.

Аналогичный контроль по своим направлениям деятельности осуществляют другие комитеты Администрации Санкт-Петербурга.

Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами соблюдения и исполнения законов и внутриведомственных нормативных актов. Например, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации контроль организуется по двум направлениям: а) со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими и б) контроль за работой личного состава со стороны начальника и его заместителей на уровне горрайлинорганов внутренних дел.

При осуществлении контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими используются следующие виды контроля:

а) инспектирование или комплексные проверки, когда контролю подвергаются все направления деятельности криминальной милиции и милиции общественной безопасности;

б) целевые выезды сотрудников штабов или подразделений собственной безопасности для оказания практической помощи, а также для проверки поступивших жалоб граждан или юридических лиц;

3) линейный контроль, когда, к примеру, сотрудники Департамента охраны общественного порядка МВД России проверяют только патрульно-постовую службу или службу участковых уполномоченных милиции, то есть одну линию работы горрайорганов внутренних дел;

4) вызов руководителей подчиненных органов внутренних дел с отчетами (докладами) для их заслушивания в вышестоящем органе внутренних дел, и другие виды контроля.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте так же:  Что нужно чтобы усыновить ребенка одинокой женщине

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Контроль органов исполнительной власти

Контроль органов исполнительной власти

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на: а) общий; б) ведомственный; в) подведомственный.

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства Российской Федерации, правительств республик (советы министров, кабинеты министров и др.), администрации субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации объединяет и направляет работу подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, комитетов и др.); в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере. Оно вправе отменять акты этих органов, если они противоречат Конституции Российской Федерации, законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации.

В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением законов, иных нормативных актов не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии с Положением о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года, Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью главы администрации по вопросам, связанным с отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, которые делегированы ему по предметам ведения Российской Федерации; по осуществлению им полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Контролю со стороны Правительства Российской Федерации подлежит так же его деятельность по согласованию решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, области и назначении соответствующих должностных лиц и др.

Контрольные полномочия администраций краев, областей и других субъектов Российской Федерации можно свести в основном к следующим: контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; за использованием и охраной земель, вод, лесов, недр; за соблюдением утвержденных проектов строительства; за состоянием транспортного обслуживания населения.

Администрация контролирует также санитарно-эпидемиологическое, радиационное состояние подведомственной территории, соблюдение на ней законодательства Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации; обеспечивает контроль за соблюдением правил охраны труда, техники безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями.

Например, Министерство путей сообщения Российской Федерации осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций.

Оно осуществляет контроль за выполнением требований Устава железных дорог, состоянием безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов, использованием грузовых вагонов и контейнеров и др.

Министерство Российской Федерации по атомной энергии осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности имущества предприятий и организаций ядерного комплекса.

В субъектах Российской Федерации ведомственный контроль осуществляется соответствующими министерствами, ведомствами, управлениями и другими органами отраслевой и межотраслевой компетенции.

Подведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.

В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по определенным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Так, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации предприятиями, учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности.

Государственный комитет Российской Федерации по статистике осуществляет контроль за выполнением всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами законов Российской Федерации, решений Президента и Правительства Российской Федерации по вопросам статистики.

Видео (кликните для воспроизведения).

Надведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляют Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и др.

Источники


  1. Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.

  2. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.

  3. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
  4. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.
  5. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
Контроль органов исполнительной власти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here