Критерии малого и среднего предпринимательства

Открытая информация по вопросу: "Критерии малого и среднего предпринимательства" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — критерии отнесения в 2018 ― 2019 году

Законодательство, регулирующие вопросы малого и среднего бизнеса, критерии отнесения к таковым в 2018 ― 2019 году

Отношения в сфере развития МСП регулируются нормами закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В п. 1 статьи 4 указанного нормативного акта устанавливается, что к субъектам МСП относятся лица (хозобщества, партнерства, компании по производственной кооперации, сельхозфермы и ИП), прошедшие госрегистрацию в соответствии с действующим законодательством и отвечающие ряду требований.

Перечень условий, соответствие которым дает право относиться к субъектам МСП, установлен в п. 1.1. ст. 4 закона № 209-ФЗ и состоит из 4 показателей (о них мы расскажем чуть позже).

Помимо базового нормативного акта в пакет документации в области применения показателей относимости к субъектам МСП включаются иные акты и письма, в том числе:

  • письмо ФНС России от 18.08.2016 № 14-2-04/[email protected];
  • правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.12.2014 № 1335;
  • постановление Правительства РФ «О предельном…» от 22.11.2017 № 1412;
  • постановление Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265.

Кроме того, разрешить данный вопрос помогает судебная практика, например:

  • постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 № 09АП-20234/2017 по делу № А40-227420/16;
  • определение ВС РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016.

Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства в 2018 ― 2019 году

К обстоятельствам, позволяющим причислить бизнесменов к субъектам МСП, относятся (п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ):

Средний и малый бизнес — критерии отнесения в 2018 ― 2019 году по численности штата

Согласно подп. 2 п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, если фигуранты соотносятся с одним из условий подп. 1 п. 1.1 ст. 4, перечисленных выше, то для признания этих лиц субъектами МСП среднесписочное количество членов трудового коллектива не должна превышать:

  • для микропредприятий — 15 человек;
  • для мелких предприятий — 100 человек;
  • для средних коммерсантов — 250 человек.

При этом в отношении некоторых компаний среднего предпринимательства имеется уточнение, в соответствии с которым Правительством РФ могут быть установлены иные нормативы среднесписочного количества (подп. 2.1 п. 1.1 ст. 4 закона 209-ФЗ). К таким фигурантам относятся коммерсанты, ключевым видом предпринимательства для которых (при доходной доле от этого производства не менее 70% в общей сумме) является:

  1. Выработка текстильных изделий.
  2. Изготовление одежды.
  3. Производство кожи и кожаных изделий (обрабатывающее производство).

Конечный показатель среднесписочной численности для указанных фигурантов установлен постановлением Правительства РФ «О внесении изменений…» от 22.11.2017 № 1412 с 05.12.2017 — не более 1000 сотрудников.

Субъект среднего и малого предпринимательства — критерии 2018 ― 2019 года, касающиеся дохода

Доход, который позволяет относить к субъектам МСП лиц, подпадающих под критерии подп. 1 п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, определен в подп. 3 п. 1.1 ст. 4. Однако рассматриваемая норма является отсылочной и лишь указывает, что пограничные значения указанного показателя устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением же Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 с 01.08.2016 введены следующие максимальные объемы доходной части предпринимательской деятельности за прошедший год для субъектов МСП:

  • для микропредприятий — 120 млн руб.;
  • для малых предприятий — 800 млн руб.;
  • для средних предприятий — 2 млрд руб.

Порядок применения критериев малого и среднего бизнеса

Помимо непосредственно показателей, по которым может определяться статус фигуранта как субъекта МСП, ст. 4 закона № 209-ФЗ содержит ряд правил, разъясняющих порядок применения этих условий (пп. 3–5 ст. 4):

Малый, средний и крупный бизнес — сравнение критериев 2018 ― 2019 года

Микропредприятия, малый и средний бизнес следует разграничивать между собой. Также необходимо четко определять границы между названными лицами и крупным бизнесом, т. к. это имеет значение для оценки наличия или отсутствия прав на меры поддержки, установленные законом № 209-ФЗ.

Очевидно, что если фигурант не подпадает под условия, определенные в ст. 4 закона № 209-ФЗ, то внести его в реестр субъектов МСП нельзя. Таким образом, к крупному бизнесу можно отнести коммерсантов:

  • не отвечающих хотя бы одному из требований, перечисленных в подп. 1 п. 1.1 ст. 4 того же закона;
  • имеющих коллектив, среднесписочная численность которого превышает 250 единиц;
  • имеющих доход за прошедший период более 2 млрд руб.

Таким образом, в отношении среднего и малого бизнеса критерии в 2018 ― 2019 году, так же как и ранее, четко регламентированы законом № 209-ФЗ, что дает возможность четко разграничить субъектов предпринимательства между собой. Так как положения данного закона достаточно сложны для понимания, в статье мы изложили их в доступной форме.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен .

Изменились критерии признания предпринимателей субъектами малого и среднего бизнеса

Правительство РФ увеличило в два раза предельные значения годовой выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. Соответствующее постановление опубликовано на сайте кабмина 1 .

Для отдельных категорий предпринимателей этот критерий составил следующие значения:

  • микропредприятия – 120 млн руб.;
  • малые предприятия – 800 млн руб.;
  • средние предприятия – 2 млрд руб.

Кабмин отмечает, что это позволит расширить круг предприятий, имеющих право принимать участие в государственных и муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. Соответствующее решение было принято в рамках реализации «антикризисного плана» (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р).

Требования к предельной численности работников и структуре уставного капитала малых и средних предприятий остались неизменными (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Добавим, что с 30 июня была отменена периодичность установления Правительством РФ предельного размера годовой выручки для целей отнесения организаций и ИП к малым и средним предприятиям (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). До внесения поправок определялось, что значения выручки устанавливаются кабмином один раз в пять лет. Предполагается, что принятая мера позволит правительству своевременно определять этот критерий для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в целях учета изменений в экономической конъюнктуре.

Читайте так же:  Оплата нотариусу за оформление наследства

Узнайте, в чем заключается упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, отчетности и кассовых операций субъектами малого бизнеса, из «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Впервые соответствующее правительственное постановление было принято в 2008 году (постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). Позже, в 2013 году, было издано аналогичное постановление, которое действует в настоящее время (постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). Однако в 2013 году критерии выручки по сравнению с ранее действовавшими не изменились.

Критерии малых предприятий на 2018 год: таблица

По каким критериям предприятия и индивидуальных предпринимателей в 2018 году относят к малому бизнесу? Как критерии выделяют малый бизнес из средних и крупных предприятий? Покажем подробную таблицу с критериями и напомним, какие льготы есть у малых предприятий и ИП, включенных в реестр малого и среднего бизнеса по состоянию на 2018 год.

Какие есть плюсы

Малые предприятия могут получить некоторые привилегии (если их сравнивать со средним и крупным бизнесом). Поясним, какие права и льготы имеют предприятия, отвечающие критериям малого бизнеса в 2018 году.

Легкий учет

Одна из самых трудоемких задач бухгалтера – ведение бухгалтерского учета Однако при соблюдении критериев малого бизнеса можно вести упрощенный бухгалтерский учет и сдавать меньше документов в составе бухгалтерской отчетности в ИФНС и статистику.

Налоговые послабления

В отдельных регионах России для субъектов малого предпринимательства в 2018 году установлена пониженная ставка единого налога при УСН. Также в регионах могут вводиться льготы по налогу на имущество и транспортному налогу для субъектов малого предпринимательства.

Ограничения по кассе

Малые и микропредприятия могут вести кассовые операции в упрощенном порядке. И, к примеру, не устанавливать лимит остатка по кассе.

Государственные контракты

Малые предприятия в 2018 году владеют преимуществом при участии в государственных закупках (торгах). Заказчики со стороны государственных органов обязаны закупать у малого бизнеса не менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок.

Временный запрет на проверки

В 2016–2018 годах к субъектам малого предпринимательства с плановой проверкой не придут: Роструд, ФМС России, Ростехнадзор, Госпожнадзор.

Имейте в виду, что запрет на плановые проверки в 2018 году не действует в отношении компаний и ИП, которые за три предшествующих проверке года были привлечены к ответственности в виде (часть 2 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  • дисквалификации;
  • административного приостановления деятельности;
  • лишения или приостановления лицензии.

[1]

Однако плановые проверки (в том числе, Роструда) могут проводиться два и более раза в три года в организациях и у ИП, которые ведут деятельность в сфере:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • теплоснабжения;
  • электроэнергетики;
  • энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • социальной сфере.

Этот список определен Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944.

Главные критерии: таблица

К субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП) относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

Так, в частности, к субъектам малого предпринимательства (СМП) в 2018 году может быть отнесено любое ООО, отвечающее всем критериям, перечисленным в таблице (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Критерии малых и миро предприятий
Критерий Предельное значение Микропредприятие Малое предприятие 1 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов 25% 2 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций 49% 3 Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год 15 человек 100 человек 4 Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год 120 млн руб. 800 млн руб.

Реестр малого и среднего бизнеса в 2018 году

Сведения о компании и предпринимателе заносят в специальный реестр, который ФНС России формирует ежегодно 1 августа по состоянию на 1 июля. Этот реестр находится на сайте ФНС. Его ведение предусмотрено статьей 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. https://rmsp.nalog.ru/

Что включают в реестр

В 2018 году реестре публикуют сведения о статусе компании – малого или среднего предпринимательства. Также из реестра можно получить и другие данные о компании и ее партнерах.
Так, по запросу на сайте Единого реестра вы можете выяснить:

  • наименование организации или Ф. И. О. предпринимателя;
  • ИНН организации и ИП;
  • дату включения в Единый реестр малых и средних предприятий;
  • точное местонахождение;
  • сведения об основном и дополнительных видах экономической деятельности из ОКВЭД;
  • сведения о продукции;
  • наличие лицензии на деятельность;
  • обязательства компании в партнерствах.

Включение в реестр

Компании и ИП попадают в реестр малых предприятий автоматически, если соблюдаются все критерии отнесения. ИФНС сами сформируют реестр на основании тех данных, которые у них есть, а именно:

  • сведения о численности сотрудников;
  • декларации о доходах;
  • сведения из ЕГРЮЛ об участниках и составе уставного капитала.

Общая таблица с критериями малых предприятий на 2018 год

Далее приведем таблицу с критериями малых предприятий на 2018 год:

Критерии, общие для всех
Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год
  • 15 человек – для микропредприятий;
  • 16–100 человек – для малых предприятий;
  • 101–250 человек – для средних предприятий1

п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ Доходы за год по правилам налогового учета не превысят:
  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий;
  • 2000 млн руб. – для средних предприятий
Читайте так же:  Где получить экспликацию на квартиру

п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ

постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 № 265

Дополнительные критерии для ООО Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации2 Не более 25 процентов принадлежит3:
– государству, субъектам РФ;
– муниципальным образованиям;
– общественным и религиозным организациям (объединениям);
– благотворительным и иным фондам подп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ Не более 49 процентов принадлежит:
– иностранным организациям;
– организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства Дополнительные критерии для АО Суммарная доля участия в капитале2 Не более 25 процентов голосующих акций принадлежит:
– государству, субъектам РФ;
– муниципальным образованиям;
– общественным и религиозным организациям (объединениям);
– благотворительным и иным фондам подп. «е» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ Не более 49 процентов голосующих акций принадлежит:
– иностранным организациям;
– организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Критерии малого и среднего предпринимательства

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом.

Критерии малого и среднего предпринимательства

Проверьте, относится ли ваше предприятие к субъектам малого предпринимательства в 2018 году, чтобы разобраться в том, как устанавливать лимит кассы, вести учет и сдавать отчетность, на какие льготы можно рассчитывать. Вам в помощь таблица — Малое предприятие: критерии отнесения 2018.

Критерии малого предприятия 2018: таблица

Критерии, по которым компании относят к субъектам малого предпринимательства, установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 27.11. 2017 № 356-ФЗ).

Категории субъектов малого предпринимательства установлены статьей 4 закона № 209-ФЗ.

[3]

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2018 году:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • КФХ (крестьянские (фермерские) хозяйства);
  • ИП (индивидуальные предприниматели).

То есть это коммерческие компании, ведущие определенные виды деятельности и имеющие особые условия регистрации. Для отнесения предприятия к малым также должны быть выполнены следующие лимиты (см. таблицу).

Критерии малого предприятия 2018

Критерий Предельное значение Документ, устанавливающее предельное значение
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год ≤ 100 чел. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов ≤ 25% Суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций ≤ 49% Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) ≤ 800 млн руб. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 (действует с 1 августа 2016 г.)

С 1 августа 2016 года постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 вносено уточнение: к субъектам малого предпринимательства компании относятся не по сумме выручки, а по сумме дохода. Лимит доходов считают из общего дохода по всем видам предпринимательской деятельности и по всем режимам, если компания применяет несколько. Суммы лимитов остались прежними. По сути показатели выручки просто изменили на предельные значения дохода. На основании полученных сведений налоговики составляют единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Некоторые компании, возможно, не попали в реестр. В письме от 23.08.16 № СА-4-14/[email protected] налоговики рассказали, что включали в реестр компании на основании показателей за 2015 год. Если доходы или среднесписочная численность за этот период выше лимитов, то компания в реестр не попала, даже если за предшествующие годы показатели в норме. Если компании нет в реестре, но она подпадает под критерии, надо подать заявление через сервис налоговиков.

Субъектам малого предпринимательства не нужно подтверждать свой статус. Всю необходимую информацию о соответствии критериям малого предприятия в 2018 году налоговики получают из отчетности. Данные о доходах подтверждают налоговые регистры. У компаний на УСН есть книга учета доходов и расходов. Подтвердить состав учредителей можно с помощью решения об учреждении ООО или выписки из ЕГРЮЛ (ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Критерии микропредприятия 2018

Выше мы рассказали о субъектах малого предпринимательства в 2018 году, кто к ним относится. Но есть еще одна категория малых компаний — микропредприятия.

Критерии микропредприятия 2018: таблица

Критерий Предельное значение Документ, устанавливающее предельное значение
Средняя численность работников за предшествующий календарный год ≤ 15 чел ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов ≤ 25% Суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций ≤ 49% Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) ≤ 120 млн руб. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265
Видео (кликните для воспроизведения).

Микропредприятие — это тоже предприятие малого бизнеса (ООО или ИП), для которого закон устанавливает свои значения по выручке и численности работников. Это самые низкие показатели. Но так же, как и малые и средние предприяти (МСП-бизнес) микропредприятия должны удовлетворять требованиям по участию в учредителях компании РФ (не более 25%) и иностранных юрлиц или компаний, не являющихся субъектами малого предпринимательства (не более 49%).

Малый и средний бизнес: общие критерии отнесения 2018

Критерий Предельное значение
Средние предприятия Малые предприятия Микропредприятия Общие критерии Среднесписочная численность работников за 2017 г. ≤ 15 чел 16-100 чел. 101-250 чел. Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за 2017 г. (без НДС) ≤ 120 млн руб. ≤ 800 млн руб. ≤ 2000 млн руб. Дополнительные критерии Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов ≤ 25% Суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций ≤ 49%
Читайте так же:  Уголовные дела в отношении судей

У ООО есть два условия. Для АО дополнительное требование всего одно (письмо ФНС России от 23.08.2016 № СА-4-14/[email protected]). Смотрите таблицу.

ООО АО

Выручка за 2017 год — не более 800 млн руб.

Численность работников за 2017 год — не больше 100 чел.

— доля участия РФ, субъектов, общественных организаций — не более 25 %

— доля участия других организаций, которые не являются малыми или средними, — не более 49 %

1) акции общества обращаются на рынке ценных бумаг и относятся к высокотехнологическому сектору экономики;

2) предприятие использует в работе результаты интеллектуальной деятельности;

3) АО — участник «Сколково»;

4) учредители — ООО «СИГМА. Томск», ОАО «РОСНАНО», ООО «Центр трансфера технологий», ООО «СИГМА.Новосибирск».

Льготы для малых предприятий в 2018 году

Если компания относится к субъекту малого предпринимательства в 2018 году, она вправе воспользоваться следующими льготами.

Надзорные каникулы. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года для субъектов малого предпринимательсва объявлены надзорные каникулы. То есть для них запрещены неналоговые проверки (Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ). Есть только несколько условий: за предыдущие три года в компании не должно быть грубых нарушений, а также проступков, за которые могли приостановить деятельность, аннулировать лицензию или дисквалифицировать директора. Если компанию по ошибке включили в план проверок, она вправе вычеркнуть себя из списка.

Запрет на проверки в 2018 году не действует в отношении компаний и ИП, которые за три предшествующих проверке года были привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (дисквалификация, административное приостановление деятельности, лишение/приостановление лицензие).

Отказ от лимита кассы. Субъекты малого предпринимательства в 2018 году вправе не устанавливать лимит остатка наличных в кассе (п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, письмо ЦБ РФ от 08.12.14 № 29-1-1-6/9698). Отказаться от лимита можно в любой момент. Надо только издать приказ руководителя (пример приказа скачайте ниже по ссылке). На практике некоторые инспекторы разрешают отказаться от лимита лишь тем компаниям, которые включены в реестр субъектов малого предпринимательства. Это нарушение.

Упрощенные учет и отчетность. Субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы бухучета и сдавать отчетность в упрощенном виде. Упрощенные способы есть практически в каждом ПБУ. Кроме того, они все перечислены в информации Минфина № ПЗ-3/2015. Надо только учитывать, что льготы для малого бизнеса по бухучету не касается малых компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит бухгалтерской отчетности. Это все АО, а также ООО с выручкой за предыдущий год свыше 800 млн рублей.

Отказ от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Согласно статье 309.2 ТК РФ, работодатели — субъекты малого предпринимательства — микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие). При отказе от актов микропредприятия обязаны включить в трудовые договоры условия, которые в соответствии с ТК РФ прописываются в актах.

Льготы по региональным налогам. Местные власти вправе устанавливать льготы для субъектов малого предпринимательства в 2018 году. Например, по налогу на имущество с кадастровой стоимости (п. 2 ст. 372 НК РФ). Также регионы вправе также устанавливать пониженные ставки для компаний на УСН.

Участие в государственных закупках. В 2018 году малый бизнес имеет преимущество при участии в госторгах. Заказчики со стороны государственных органов обязаны закупать у малого бизнеса не менее 15 % годового объема закупок.

Малые предприятия в 2019 году — какие компании попадают в эту категорию

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2019

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2019 году, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/[email protected] разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Читайте так же:  Банкротство банка или ликвидация

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС. Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

[2]

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.
  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации. Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Вклады малых преприятий теперь застрахованы

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

Вопросы и ответы

  • Общая информация
  • Субъектам малого и среднего предпринимательства
  • Заказчикам товаров и услуг
  • Реестродержателям

Субъектам малого и среднего предпринимательства

Субъектами малого и среднего предпринимательства являются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ), хозяйственные общества (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4, пункт 1 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 408-ФЗ).

Читайте так же:  Узнать задолженность организации по налогам по инн

В случае, если юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, Федеральная налоговая служба не внесет сведения о предприятии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году.

Поэтому важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ) с 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и последующего внесения сведений в реестр необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1 требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

Требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью в целях внесения сведений о таких обществах в реестр не учитывается при внесении сведений в реестр в 2016 году.

2 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3 доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать следующие предельные значения (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»):

  • микропредприятия — 120 млн. рублей;
  • малые предприятия — 800 млн. рублей;
  • средние предприятия — 2 млрд. рублей.

При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.

Включение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства означает соответствие критериям для субъектов малого и среднего предпринимательства, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ), таким образом дополнительное подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства не требуется.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие) определяется в соответствии с наибольшим значением среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать для микропредприятий – 15 человек включительно для малых предприятий 100 человек включительно, а для средних предприятий – 250 человек включительно (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ).

Предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и по всем налоговым режимам, составляют для микропредприятия — 120 млн. рублей; малого предприятия — 800 млн. рублей; среднего предприятия — 2 млрд. рублей (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение первого года своей деятельности, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержится информация об отнесении субъекта малого и среднего предпринимательства одной из установленных категорий.

Для передачи сведений о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства после 1 августа 2016 года следует использовать специальный сервис, размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

Видео (кликните для воспроизведения).

После прохождения процедур авторизации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо заполнить предлагаемую форму.

Сведения о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства для целей внесения таких сведений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Источники


  1. Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.

  2. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.

  3. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
  4. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.
  5. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
Критерии малого и среднего предпринимательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here