Момент прекращения права оперативного управления

Открытая информация по вопросу: "Момент прекращения права оперативного управления" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Статья 299 ГК РФ. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Новая редакция Ст. 299 ГК РФ

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Комментарий к Статье 299 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Общим правилом является то, что, поскольку не указано иное, право хозяйственного ведения и оперативного управления возникает с момента передачи имущества предприятию или учреждению (о понятии передачи имущества см. комментарий к ст. 224).

2. Плоды, продукция и доходы от хозяйственного использования имущества поступают субъекту права хозяйственного ведения или оперативного управления. Следовательно, и в том случае, когда полученные доходы подлежат распределению (например, п. 2 ст. 297 ГК РФ), сначала они поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление субъекта этого права, а лишь затем передаются собственнику.

3. Право хозяйственного ведения и оперативного управления прекращается, кроме общих оснований прекращения права собственности, также в случае правомерного изъятия имущества собственником.

Приобретение и прекращение права оперативного управления

Приобретение и прекращение права оперативного управления осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан для приобретения и прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не установлено настоящим Законом и иным законодательством.

По общему правилу, для того чтобы приобретение состоялось, необходимы следующие условия:

  • 1. надлежащий отчуждатель, приобретатель и соответствующее выражение их воли;
  • 2. предмет приобретения, не исключающий из оборота и существующий в наличии;
  • 3. законное основание приобретения и совершение лицом некоторых фактических и юридических действий.

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за казенным предприятием (учреждением), возникает у этого казенного предприятия (учреждения) с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством или решением собственника. На практике факт закрепления имущества на балансе казенного предприятия (учреждения) признается передачей имущества (ст. 203 ГК РК) (5). Казенное предприятие не вправе приобретать на основании договоров купли — продажи, мены, дарения и иной сделки имущество, относящееся к основным средствам, без письменного согласия органа государственного управления.

Имущество казенного предприятия и учреждения, переданное собственником в оперативное управление, а также имущество, приобретаемое казенным предприятием или учреждением в гражданском обороте, является собственностью их учредителей. Одновременно с этим оно находится у казенного предприятия (учреждения) на праве оперативного управления.

Помимо приращений и возмездных договорных форм приобретения имущества оно может поступить казенному предприятию (учреждению) по наследству, по обязательству, возникающему из причинения вреда, другим внедоговорным обязательствам, в результате дарения и по иным законным основаниям.

При изъятии имущества казенного предприятия и учреждения собственником право оперативного управления на такое имущество прекращается (см. комментарий к ст. 205 ГК).

При приватизации казенного предприятия право оперативного управления прекращается вместе с правом государственной собственности.

Собственник имущества, находящегося в оперативном управлении, в соответствии с законодательными актами решает вопросы создания учреждения, государственного учреждения или казенного предприятия, определения предмета и целей его деятельности, обладает правом определять юридическую судьбу учреждения, государственного учреждения или казенного предприятия, содержание его деятельности (ст. 204 ГК РК).

Собственник осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранностью учреждением, государственным учреждением или казенным предприятием переданного собственником имущества.

В случае, если государственное учреждение создается несколькими собственниками, отношения между ними и права собственников на управление своим имуществом определяются учредительным договором или аналогичным соглашением.

Статья 204 ГК РК устанавливает дополнительные пределы осуществления казенным предприятием и учреждением права оперативного управления. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда казенное предприятие (учреждение) не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества.

Собственник казенного предприятия и государственного учреждения обычно представлен уполномоченными государственными органами. Органами государственного управления республиканскими казенными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы (уполномоченные органы).

Органами государственного управления коммунальными казенными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации (уполномоченные органы).

Отдельные права собственника могут принадлежать только указанным в законодательных актах органам. Так, в соответствии с п.1 ст.16 Указа о государственном предприятии реорганизация и ликвидация республиканского казенного предприятия производятся по решению Правительства РК, а коммунального казенного предприятия — по решению главы местной администрации. Осуществляют реорганизацию и ликвидацию предприятия уполномоченные органы.

Республиканское казенное предприятие создается по решению Правительства РК, коммунальное казенное предприятие — по решению главы местной администрации в порядке, установленном Правительством РК. Соответственно, учредителем казенного предприятия выступает уполномоченный орган.

Собственник имущества в лице уполномоченного органа назначает руководителя казенного предприятия и освобождает в соответствии с законодательством его от должности, доводит до предприятия заказы государства и контролирует их выполнение, утверждает нормативы распределения его прибыли, дает разрешение на совершение предприятием сделок с имуществом, которые в соответствии с законодательством требуют согласования с собственником, устанавливает фонд оплаты труда (фонд потребления), формы оплаты труда, а также решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

Читайте так же:  Как меняется кбм для осаго

Деятельность казенного предприятия финансируется за счет собственного дохода по смете с выделением государственного заказа, утверждаемой уполномоченным органом. Порядок составления государственными казенными предприятиями сметы с выделением государственного заказа и утверждение ее уполномоченным органом осуществляются в соответствии с Инструкцией по составлению сметы расходов государственных казенных предприятий, утвержденной приказом Министерства финансов от 24 мая 2000 г. № 248. Доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет (ст.41 Указа о государственном предприятии).

Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые казенным предприятием, устанавливаются уполномоченным органом.

Совершение в отношении республиканского казенного предприятия сделок (залога, аренды и других), где предприятие выступает в качестве единого имущественного комплекса, за исключением сделок по отчуждению его, производится по решению Правительства РК, а в отношении коммунального казенного предприятия — по решению главы местной администрации (см. п.3 ст.12 Указа о государственном предприятии). Договор купли-продажи, передачи в залог и доверительное управление государственных предприятий должен содержать соответствующую отметку реестродержателя (Положение о Реестре государственных предприятий и учреждений, хозяйственных товариществ с долевым участием государства).

Принятие решения о ликвидации казенного предприятия производится с учетом Положения о порядке отбора государственных предприятий, хозяйственных товариществ с участием государства, рекомендуемых к ликвидации, утвержденного постановлением Правительства от 12 мая 1995 г. № 652. Основанием к принятию решения о ликвидации может явиться неплатежеспособность и отсутствие перспектив финансово-экономического оздоровления. Внешними признаками неплатежеспособности предприятий являются сообщения налоговых органов о задержке на срок более трех месяцев платежей в бюджет, государственных статистических органов о задержке на срок более трех месяцев платежей по заработной плате, сообщения других государственных органов, банков, поставщиков и кредиторов предприятия.

Статья 205. Право собственника на изъятие и перераспределение имущества, переданного в оперативное управление

Собственник закрепленного за учреждением, государственным учреждением или казенным предприятием имущества вправе изъять это имущество либо перераспределить его между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению, если иное не установлено законодательными актами.

Формулировка комментируемой статьи предусматривает возможность изъятия имущества у предприятия (учреждения) по решению собственника. В соответствии с этим следует считать, что собственник сам или в лице уполномоченных органов может изъять любое имущество казенного предприятия (учреждения), закрепленное на его балансе, если только это не противоречит законодательным актам. Изъятие происходит на основании решения (постановления, приказа, письма, предписания и т.п.) соответствующего собственника (уполномоченного им лица) с момента принятия решения, если иное не предусмотрено упомянутым решением.

Доходы, полученные предприятием от совершения деятельности, запрещенной законодательством, не предусмотренной его уставом и на которую оно не получило разрешения уполномоченного органа, а также доходы, полученные е результате завышения установленных цен на реализуемые товары (работы, услуги), подлежат изъятию соответственно в республиканский или местный бюджет по решению уполномоченного или иного компетентного органа (ст.14 Закона О государственном предприятии).

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 299 ГК РФ

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ пункт 2 статьи 299 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 3 статьи 299 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Комментарий к Ст. 299 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом речь идет исключительно о том имуществе, которое поступает от собственника, а не приобретается предприятием или учреждением от иных субъектов.

По общему правилу это момент передачи такого имущества, что подтверждается актом приема-передачи. В отношении недвижимого имущества право возникает с момента государственной регистрации этого права за предприятием. Кроме того, собственник может определить, что право хозяйственного ведения возникает у предприятия с иного момента. Возможно ли, что хозяйственное ведение и оперативное управление не могут быть прекращены посредством реквизиции (ст. 242 ГК), конфискации (ст. 243 ГК), выкупа культурных ценностей (ст. 240 ГК), выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК), т.е. когда имущество должно поступить в собственность публичного образования, чаще всего Российской Федерации? Думается, что это в некоторых случаях возможно. Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.

Читайте так же:  Выплачивают ли премии в декретном отпуске

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о порядке поступления имущества в ведение предприятия в тех случаях, когда оно приобретается не от собственника.

Указанные случаи регулируются нормами гл. 14 ГК РФ «Приобретение права собственности», поскольку основания приобретения имущества в собственность, хозяйственное ведение и оперативное управление по общему правилу одинаковы. Это могут быть создание вещи, приобретение имущества по договору, приобретение бесхозяйных вещей, приобретательная давность и т.д.

3. Аналогично решается и вопрос о прекращении права, поскольку большинство способов прекращения права собственника применимо и к хозяйственному ведению, и к оперативному управлению.

Возможно ли, что хозяйственное ведение и оперативное управление не могут быть прекращены посредством реквизиции (ст. 242 ГК), конфискации (ст. 243 ГК), выкупа культурных ценностей (ст. 240 ГК), выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК), т.е. когда имущество должно поступить в собственность публичного образования, чаще всего Российской Федерации? Думается, что это в некоторых случаях возможно. Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.

4. Специальное основание прекращения права — правомерное изъятие имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Например, если казенное предприятие не использует имущество либо использует не по назначению, то оно (имущество) у него может быть изъято государством (п. 2 ст. 296 ГК). «…Судами было установлено, — говорится в одном из определений ВАС РФ, — что помещения площадью 386,2 кв. метра без согласования с собственником в лице уполномоченного органа сдавались учреждением в аренду третьим лицам. Выявив, что данные помещения используются не по назначению с нарушением ограничений по распоряжению имуществом, установленным действующим законодательством, управление в соответствии с положениями статей 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации произвело их изъятие из оперативного управления учреждения. Управление действовало в соответствии с нормами действующего законодательства в пределах предоставленных ему полномочий, заявленное учреждением требование не подлежит удовлетворению» .

———————————
Определение ВАС РФ от 31 июля 2009 г. N 9333/09.

Правомерное изъятие имущества по решению собственника возможно и в том случае, если есть согласие самого предприятия, что подтверждается судебной практикой. Так, по одному из дел конкурсным управляющим был заявлен иск о признании ничтожной сделки, связанной с изъятием у муниципального унитарного предприятия имущества по постановлениям главы администрации г. Казани, и применении последствий недействительности ничтожной сделки. В иске было отказано по следующим основаниям: «…муниципальное унитарное предприятие ввиду тяжелого финансового положения само обратилось к собственнику с просьбой об изъятии неиспользуемого имущества; материалами дела не подтверждено лишение предприятия возможности осуществлять предпринимательскую деятельность; хозяйственная деятельность в области перевозок осуществлялась и после изъятия имущества, имеющиеся в материалах дела письма муниципального унитарного предприятия свидетельствуют о том, что предприятие ввиду тяжелого финансового положения само обращалось к уполномоченному органу по вопросу изъятия у него части неиспользуемого имущества» .

———————————
Определение ВАС РФ от 13 февраля 2008 г. N 1399/08.

Статья 12. Прекращение права хозяйственного ведения, оперативного управления

Статья 12. Прекращение права хозяйственного ведения, оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Глава города или начальник Департамента по имуществу, в соответствии с Уставом, вправе изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество у муниципального учреждения по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. При наличии письменного обращения муниципального предприятия об отказе от права хозяйственного ведения Главой города или начальником Департамента по имуществу в соответствии с Уставом, в случае согласия с таким отказом, принимается правовой акт, подготовленный Департаментом по имуществу.

Объекты недвижимого имущества, закрепленные за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, могут быть изъяты в случае, если такое изъятие не приведет к невозможности осуществления муниципальным предприятием деятельности, определенной его уставом.

3. Право хозяйственного ведения (оперативного управления) у муниципальных предприятий (муниципальных учреждений) прекращается с момента подписания актов приема-передачи имущества (в отношении движимого имущества), с момента внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости о прекращении права хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении недвижимого имущества), с момента регистрации ПТС в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (в отношении транспортных средств).

4. Обязанность проведения мероприятий по внесению записи в Единый государственный реестр недвижимости о прекращении права хозяйственного ведения или оперативного управления возлагается на муниципальное предприятие и муниципальное учреждение.

5. Изъятое из хозяйственного ведения (оперативного управления) муниципальных предприятий (муниципальных учреждений) муниципальное имущество поступает в муниципальную казну, за исключением случаев, когда изъятое имущество одновременно закрепляется на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) за другими муниципальными учреждениями (муниципальными предприятиями).

При изъятии и одновременной передаче муниципального имущества (перераспределении имущества) прием-передача проектно-сметной, технической и исполнительной документации в отношении данного имущества осуществляется самостоятельно между стороной, у которой изымается имущество, и новым балансодержателем данного имущества путем подписания акта приема-передачи указанных документов.

6. Не допускается изъятие и перераспределение муниципального имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, в случаях, когда в отношении таких муниципальных учреждений осуществляется процедура реорганизации (ликвидации), до ее окончания.

>
Порядок управления и распоряжения имуществом муниципальной казны.
Содержание
Решение Городской Думы муниципального образования г. Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 июня 2017 г. N 187.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Комментарий к статье 299 Гражданского кодекса РФ

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Комментарий к Ст. 299 ГК РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает правила о возникновении и прекращении права хозяйственного ведения и права оперативного управления. При этом основания и порядок возникновения указанных прав прямо определяются правилами данной статьи, а также общими положениями о праве собственности.

2. Пункт 1 определяет как основания возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления, так и момент возникновения указанных прав. Общим основанием возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления является решение собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением. Общим моментом возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления у унитарного предприятия или учреждения выступает момент передачи ему имущества. С учетом правила ст. 224 ГК о передаче вещи вещные права на имущество собственника у унитарного предприятия и учреждения возникают с момента фактической передачи. Аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях. Поскольку момент фактической передачи имущества унитарному предприятию или учреждению обычно формализуется, то им можно считать дату утверждения баланса предприятия (учреждения) или поступления имущества по смете.

Читайте так же:  Где можно зарегистрироваться по месту жительства

Однако иное положение о моменте возникновения вещных прав может быть установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Тем самым законодатель предоставил возможность собственнику-учредителю реализовать свое субъективное право распоряжения имуществом более полно исходя из конкретных целей и задач создания унитарного предприятия и учреждения, что подтверждается судебной практикой (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2008 г. N Ф08-297/08, от 8 августа 2006 г. N Ф08-3640/2006, от 2 февраля 2006 г. N Ф08-6643/2005).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК России и ст. 4 Закона о государственной регистрации возникновение, переход и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. На основании п. 2 ст. 8 ГК права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. В п. 2 определено, что все имущественные приобретения поступают унитарному предприятию или учреждению на соответствующем ограниченном вещном праве, но в порядке, установленном для приобретения права собственности. Из данного правила следует, что обладатель любого ограниченного вещного права приобретает товар, например, по договору купли-продажи не в собственность (п. 1 ст. 454 ГК РФ), а получает его на конкретном ограниченном вещном праве.

4. Пункт 3 устанавливает общее правило о том, что прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для прекращения права собственности (например, в силу п. 1 ст. 235, ст. 236 и др. ГК РФ). Однако выделено и специальное основание — правомерное изъятие имущества у унитарного предприятия или учреждения по решению собственника. Принимая во внимание п. 1 ст. 295 ГК и п. 1 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях, можно сделать вывод о том, что правомерное изъятие имущества у унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, возможно лишь в случае его реорганизации или ликвидации по решению собственника (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 35 Закона об унитарных предприятиях) либо в случае применения законодательства о несостоятельности (банкротстве). Этот вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2008 г. N Ф08-6851/2008, от 28 августа 2008 г. N Ф08-4972/2008, от 15 июля 2008 г. N Ф08-3659/2008).

Правомерное изъятие имущества унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, и учреждений возможно, в случае если такое имущество: 1) является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению; 2) закреплено собственником за указанными правообладателями либо приобретено ими за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

При возникновении споров о правомерности изъятия имущества унитарное предприятие и учреждение пользуются всеми правами, предоставленными законом собственнику, на судебную защиту закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имущества, включая право на предъявление виндикационного и негаторного исков, в том числе и в отношении собственника указанного имущества (п. 6 Постановления ВАС N 8).

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности .

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

Комментарий к статье 299 Гражданского Кодекса РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи решается вопрос о возникновении права хозяйственного ведения или права оперативного управления на имущество, передаваемое обладателю одного из этих прав его собственником. По существу, аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях.

Подобное закрепление может происходить как в процессе создания УП или учреждения, так и в процессе их текущей деятельности.

2. По общему правилу имущество становится объектом названных прав не с момента принятия собственником решения о его закреплении, а с момента передачи имущества предприятию или учреждению. Понятие «передача» раскрывается в ст. 224 (см. коммент. к ней).

При этом необходимо учитывать следующее:

а) из законодательного или иного правового акта либо из решения собственника может следовать, что имущество предоставлено предприятию (учреждению) временно с условием последующего возврата собственнику либо для передачи другому лицу, либо для иных целей, не связанных с закреплением данного имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае момент перехода имущества предприятию (учреждению), а также характер прав на него определяются законодательным (иным правовым) актом или решением собственника;

б) комментируемая норма носит диспозитивный характер. Это означает, что законом, иными правовыми актами или решением собственника может быть установлен иной момент перехода имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление организации.

Так, в соответствии со ст. 131 ГК, ст. 8 Вводного закона, ст. 2 и 4 Закона о регистрации прав на недвижимость начиная с 31 января 1998 г. — момента вступления в силу Закона о регистрации прав на недвижимость право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимость могут возникнуть только после государственной регистрации этих прав в учреждении юстиции.

Читайте так же:  Увидеть во сне кражу

Порядок государственной регистрации этих прав на имущество, находящееся в федеральной собственности, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 31.08.2000 N 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» (СЗ РФ, 2000, N 37, ст. 3718). Указанный порядок может быть распространен на УП и учреждения, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

3. В п. 2 комментируемой статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления как результат текущей хозяйственной деятельности УП или учреждения. Этот момент определяется по общим правилам перехода права собственности, включая необходимость государственной регистрации перехода прав на недвижимость по договору (п. 2 ст. 223 ГК).

При этом имущество, приобретенное УП за счет своей прибыли, остается государственной (муниципальной) собственностью и не может безвозмездно передаваться в собственность трудового коллектива предприятия (информационное письмо ВАС РФ от 31.07.92 N С-13/ОП-171 «О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности» — Вестник ВАС РФ, 1992, N 1, с. 96).

4. Право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом прекращается по общим нормам о прекращении права собственности, а также при правомерном изъятии имущества по решению собственника (п. 2 ст. 296 ГК).

В случае приватизации предприятия право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной или муниципальной собственности. Выкуп приватизируемым предприятием занимаемого им нежилого помещения является основанием для прекращения права хозяйственного ведения государственного (муниципального) предприятия, на балансе которого помещение находилось (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.04.97 N 13).

Другой комментарий к статье 299 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи содержится диспозитивная норма права, в соответствии с которой право хозяйственного ведения или право оперативного управления возникает у унитарного предприятия или учреждения с момента передачи ему имущества, являющегося объектом указанных прав, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Понятие передачи имущества дается в ст. 224 ГК. Как видно из приведенной нормы, заключение договора между собственником и обладателем права хозяйственного ведения или права оперативного управления в отношении передаваемого имущества не предусматривается, хотя и не исключается, если на то будет проявлена воля со стороны собственника имущества.

2. В п. 2 комментируемой статьи предписывается, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления распространяются на плоды, продукцию и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также на имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям. При этом применяется порядок, установленный для приобретения права собственности. Изложенное позволяет сделать общий вывод о том, что унитарные предприятия и учреждения лишены права быть собственниками какого-либо имущества, находящегося в их владении, пользовании и распоряжении.

3. В п. 3 комментируемой статьи устанавливается общее правило о том, что прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления производится по основаниям и в порядке, предусмотренным для прекращения права собственности. Помимо этого таковое может быть произведено и по решению собственника при условии, что оно имеет правомерный характер.

[1]

Остались вопросы по ст 299 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 299 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Как прекращается право оперативного управления

Оперативное управление на имущество прекращается в строго определенных случаях, например при изъятии, отчуждении имущества или отказе от него. В каждой ситуации действует свой порядок прекращения. Для изъятия имущества из оперативного управления вам понадобится решение собственника и передаточный акт. Если речь идет о недвижимости, нужно также зарегистрировать прекращение права оперативного управления. При отказе от оперативного управления действует тот же порядок, что и при изъятии. Единственное отличие — учреждение должно написать заявление собственнику об отказе. Если же имущество отчуждается (например, продается), то в некоторых случаях нужно согласие собственника и торги.

1. Каковы основания прекращения права оперативного управления

Право оперативного управления прекращается (ст. 235, п. 2 ст. 296, п. 3 ст. 299 ГК РФ):

  • при изъятии имущества собственником;
  • при отчуждении имущества, а именно: его продаже, дарении, мене или предоставлении в качестве отступного;
  • при гибели имущества;
  • при обращении взыскания на имущество.

Порядок прекращения права оперативного управления зависит от его основания.

2. Как изъять имущество из оперативного управления

Собственник имущества может изъять его из оперативного управления в строго определенных ситуациях. В противном случае учреждение или казенное предприятие может оспорить такое изъятие.

Для изъятия имущества нужно принять соответствующее решение и утвердить передаточный акт.

Обратите внимание, что при изъятии недвижимости обязательна госрегистрация прекращения права оперативного управления.

[3]

2.1. В каких случаях можно изъять имущество

Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества учреждения или казенного предприятия, может изъять имущество, если совпадают два условия (п. 2 ст. 296 ГК РФ):

  • это имущество передал учреждению (предприятию) сам собственник либо оно куплено на выделенные из бюджета деньги;
  • учреждение (предприятие) не пользуется имуществом вообще или пользуется не по назначению либо имущество излишнее.

2.2. Какие документы нужны для изъятия

Закон прямо не называет документы, которыми нужно оформить изъятие имущества. Исходя из практики, а также смысла ст. ст. 210, 296, 299 ГК РФ мы рекомендуем составить и утвердить следующие документы:

  • решение собственника об изъятии имущества. Имущество в решении следует описать так, чтобы не спутать его с любым другим;
  • передаточный акт. В нем помимо описания имущества следует указать его техническое состояние. Это нужно, чтобы разграничить возможные расходы на ремонт между собственником и учреждением (предприятием).

2.3. Как зарегистрировать прекращение права оперативного управления на недвижимость

Такая регистрация обязательна в силу п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ.

Зарегистрировать прекращение может как само учреждение (предприятие), так и орган, который осуществляет полномочия собственника (п. 1 ч. 3 ст. 15, ч. 2 ст. 19 Закона о регистрации недвижимости).

Для регистрации подготовьте:

  • документы, подтверждающие полномочия представителя: документ о назначении директора, если заявление подает директор, или доверенность для иного представителя (ч. 9, 10 ст. 18, ч. 4 ст. 15 Закона о регистрации недвижимости);
  • паспорт представителя (п. 4 ч. 12 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости);
  • решение собственника об изъятии имущества и передаточный акт (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости).

Подайте документы в ближайший МФЦ или отделение Росреестра. Заявление о регистрации сотрудник, ведущий прием документов, составит при вас. Можно также подать документы по почте или в электронной форме (ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости).

Читайте так же:  Тип образовательной организации это

Пошлина за регистрацию прекращения права оперативного управления не предусмотрена (п. 1 ст. 333.33, пп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Срок регистрации (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости):

  • 7 рабочих дней с даты приема документов в подразделении Росреестра;
  • 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

2.4. Когда можно оспорить изъятие имущества из оперативного управления

Учреждение или казенное предприятие, которое не согласно с изъятием имущества из оперативного управления, может обратиться в арбитражный суд. В этом случае уполномоченный орган должен будет доказать законность изъятия (п. 41 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).

В частности, суды признают изъятие недвижимости незаконным, когда:

  • учреждение передало имущество в аренду с согласия собственника;
  • аварийное имущество временно не используется до капитального ремонта;
  • ремонт затянулся из-за плохого финансирования;
  • сверхнормативная площадь нужна для приема граждан.

[2]

3. Можно ли отказаться от права оперативного управления и как это сделать

Учреждения и казенные предприятия могут отказаться от права оперативного управления (ст. 236, п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Для этого нужно написать заявление в орган, осуществляющий полномочия собственника, с просьбой изъять излишнее имущество или имущество, которым вы не пользуетесь. Рекомендуем согласовать заявление с органом, осуществляющим полномочия учредителя. Например, для госучреждений Московской области такое согласование обязательно.

К заявлению приложите копию свидетельства (выписки) о праве оперативного управления. После этого собственник подготовит решение и передаточный акт. Если вы отказываетесь от недвижимости, зарегистрируйте прекращение оперативного управления в том же порядке, что и при ее изъятии.

Если уполномоченный орган уклоняется от изъятия имущества из оперативного управления, то можно обратиться в суд.

4. Как прекращается право оперативного управления при отчуждении имущества

Отчуждение имущества — это его продажа, мена, дарение или передача в качестве отступного (ст. ст. 409, 454, 567, 572 ГК РФ).

При отчуждении имущества учреждений и казенных предприятий право оперативного управления прекращается (п. 1 ст. 235, п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Продажа — наиболее распространенный вид отчуждения. Чтобы продать имущество в оперативном управлении, как правило, нужно получить согласие учредителя и провести торги. Если нужно согласие, то придется также заказать оценку имущества.

Торги проводятся в форме конкурса или аукциона. Конкурс проводится тогда, когда покупатель должен выполнить какие-либо условия в отношении имущества. При этом единого порядка проведения торгов нет.

5. Как прекращается право оперативного управления при гибели имущества

Прекращение оперативного управления при гибели имущества предусмотрено п. 1 ст. 235 и п. 3 ст. 299 ГК РФ.

При гибели имущества спишите его. Если недвижимость поставлена на кадастровый учет или права на нее зарегистрированы, снимите ее с учета и прекратите права на нее в ЕГРН.

5.1. Как списать имущество

Если вы федеральное учреждение или предприятие, то создайте комиссию по списанию. Для этого подготовьте и утвердите приказом руководителя положение о комиссии и ее состав. На это указано в п. 7 Положения о списании федерального имущества.

Если у вас нет компетентных работников для участия в комиссии, привлекайте экспертов. Но не берите экспертом лицо, ответственное за это имущество (п. 9 Положения о списании федерального имущества).

На заседании комиссии должны присутствовать хотя бы 2/3 ее членов.

Комиссия составляет акт о списании. Он действителен, если его подписало большинство присутствовавших на заседании.

Руководитель утверждает акт самостоятельно либо согласовывает его с учредителем (п. 10 Положения о списании федерального имущества). Случаи того и другого перечислены в п. п. 4, 4.1 Положения о списании федерального имущества. Федеральные органы власти устанавливают порядок такого согласования для подведомственных учреждений и предприятий.

Списание имущества отразите в бухучете (п. 12 Положения о списании федерального имущества).

Если вы региональное или муниципальное учреждение или предприятие, то списывайте имущество в порядке, установленном местными актами. Если такого акта нет, то применяйте по аналогии порядок, описанный выше.

5.2. Как снять недвижимость с кадастрового учета и погасить права в ЕГРН

Чтобы снять разрушенную недвижимость с кадастрового учета или прекратить права на нее в ЕГРН:

  • получите акт обследования. Для этого обратитесь к кадастровому инженеру (ст. 23 Закон о регистрации недвижимости);
  • оформите для своего руководителя или иного сотрудника доверенность от органа, осуществляющего полномочия собственника, на снятие с кадастрового учета или прекращение права собственности в ЕГРН (п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации недвижимости);
  • подайте в Росреестр заявления о прекращении права собственности и права оперативного управления. Если от учреждения или предприятия действует не руководитель, то для прекращения оперативного управления понадобится доверенность от учреждения (предприятия).

В остальном регистрация проходит так же, как при изъятии имущества из оперативного управления.

6. Как прекращается право оперативного управления при обращении взыскания на имущество

Взыскание по долгам можно обратить (п. п. 5, 6 ст. 123.22, п. 6 ст. 113 ГК РФ) на имущество:

  • бюджетного учреждения, кроме любой недвижимости и особо ценного движимого имущества, которое передал собственник или которое приобретено на его деньги;
  • автономного учреждения, кроме недвижимости и особо ценного движимого имущества, которые передал собственник или которые приобретены на его деньги;
  • казенного предприятия.

На имущество казенного учреждения взыскание по долгам обратить нельзя (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).

Эти ограничения касаются и залога (п. 1 ст. 336 ГК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Взыскание обращают судебные приставы по правилам Закона об исполнительном производстве.

Источники


  1. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.

  3. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.
  4. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.
  5. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.
Момент прекращения права оперативного управления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here