Налог как экономическая и правовая категория

Открытая информация по вопросу: "Налог как экономическая и правовая категория" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Налог как экономическая, финансовая и правовая категория

Финансовая категория налогов имеет объективный характер, отображает реально существующие финансовые отношения. Налоговая категория находится во взаимосвязи, взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Налоговая категория как финансовая категория выражают общие свойства, присущие всем финансам. Однако налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.

Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, т.е. взимание государством с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов) для финансирования государственных расходов на здравоохранение, образование, оборону, государственный аппарат и т.п. При этом упускается из виду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества.

Налоги, как и вся налоговая система, являются одним из главных инструментов управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Но основная роль налогов заключается в том, что они призваны формировать финансовые ресурсы государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.)

Резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего национального хозяйства.

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации

1. Грачева Е.Ю. Налоговое право. — М.: ИД Юриспруденция, 2003. — 543с.

  1. Злобин, Н.Н. Налог как правовая категория : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.14 Москва, 2003. — 252 c.
  2. Козырина А. Н. Система налогов и сборов России /.– СПб.: Питер, 2007. — 264 с.
  3. Коровкин В.В, Основы теории налогообложения. -М: Экономистъ, 2006. — 509 с.
  4. Кравцова Г.Ф. Основы экономической теории (макроэкономика ). 2009. — 369 с.
  5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. 2010. — 654 с.
  6. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с.
  7. Пронина Л.И Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000.- 425 с.
  8. Романовский М.В. – М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. — 279с.
  9. Савченко В. Я. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. Изд. 4-е доп. и перераб. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2002. — 640 с.
  10. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: Учебник/ Д.Г. Черник и др.// 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2003.- 541 с
  11. Шаталов С. Д. Налоги и налогообложение. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 544 с.
  12. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение Учебник — М.: ИНФРА — М, 2005. — 429 с.

Налог как экономическая и организационно-правовая категория

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». При этом ученые и общественные деятели постоянно предпринимали попытки дать определение налога не только с экономических позиций, но и с юридической точки зрения.

А. Смит (1723-1790) определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы. Ф. Аквинский (1226-1274) рассматривал налоги иначе, а именно как дозволенную форму грабежа.

«Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу» (Ж. Симон де Сисмонди). При этом «налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента» (Я. Таргулов). В этих взглядах явственно прослеживается двойственная природа налогообложения.

Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. В учебнике «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю указывают, что «налог – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг) в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги…».

Налог используется государством как способ перераспределения национального дохода. Посредством него часть выручки, прибыли или дохода юридических и физических лиц направляется в бюджетные либо внебюджетные денежные фонды, а затем используется на решение общественных задач. Налог следует рассматривать, прежде всего, как особый экономический институт, совокупность экономических отношений, а уже затем как обязательный денежный взнос или платеж, уплачиваемый юридическими или физическими лицами в определенном размере и в определенный срок.

Читайте так же:  Форма заявления на возврат товара ненадлежащего качества

Отличительной особенностью отношений налогоплательщика с государством является переход права собственности на денежные средства, ранее принадлежавшие плательщику налога, к государству. Однако это не единственный признак налога. Отличие налога от других видов платежей проявляется в следующих признаках: строго обязательный характер, индивидуальная безвозмездность (безвозвратность), установление в законодательном порядке, внесение в бюджет или внебюджетные фонды в точно определенных размерах и в определенный срок, обеспечение платежеспособности публичной власти.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) дает следующее определение искомого понятия: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Установленное в НК РФ определение достаточно полно характеризует понятие налога. Вместе с тем в данной формулировке отсутствует одна немаловажная деталь: данный платеж должен бытьзаконодательно установлен,т.е. взимание налога может осуществляться только на правовом основании, по юридически установленным правилам.

На рис. 1 представлены основные отличительные признаки налога в трактовке НК РФ.

1) обязательность каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы
2) индивидуальная безвозмездность каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага
3) уплата в денежной форме налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме, т.е. в виде так называемых «налоговых зачетов»
4) финансовое обеспечение деятельности налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов
5) общие условия установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога

Рис. 1. Отличительные признаки налога по российскому законодательству

В российское понятие «налог» заложены различные моменты юридического характера, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

а) прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

б) главная черта налога – односторонний характер его установления;

в) налог является индивидуально безвозмездным;

г) уплата налога – обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

д) налог взыскивается на условиях безвозвратности;

е) целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

В налоговую систему России кроме налогов как таковых входят также приравненные к нимсборы, отличительная особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Перечень сборов, как и налогов, в нашей стране включен в Налоговый кодекс, и поэтому на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством РФ.

В заключение укажем, что понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений. Без точного определения этого термина невозможно правильно очертить финансовую или иные виды ответственности налогоплательщика.

Основой налогообложения выступают налоговые отношения – совокупность властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля. С одной стороны, налогообложение – это прямое изъятие органами налоговой администрации определенной части ВНП в пользу государства для формирования централизованных и региональных финансовых ресурсов (бюджета). С другой – налогообложение как экономико-философская категория включает в себя комплекс мероприятий, проводимых органами налоговой администрации для изъятия части ВНП в целях его последующего перераспределения в интересах всего общества, а также общественные отношения и социальную обстановку в обществе, порождаемые (связанные) с налогообложением.

Под налогообложением в совокупности следует понимать весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса. Защита прав и законных интересов участников отношений в сфере налогообложения – это обжалование актов налоговых органов, действий их должностных лиц и одновременно защита права и законных интересов государства, осуществляемая путем привлечения виновных в их нарушении лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Консультация юриста

Информация

Налог как экономическая и правовая категория

Налог как экономическая и правовая категория

В начале 90-х годов Россия также начала строить рыночные отношения. Это напрямую сказалось и на системе налогообложения. Вот уже на протяжении 17-ти лет в нашей стране происходит процесс становления новой налоговой системы, которая призвана не просто собирать налоги в казну государства, но и воспитывать у граждан страны осознанную необходимость уплаты налогов. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц по ставке, установленной в законодательном порядке.

Работая над своим рефератом, я ставлю перед собой задачу раскрыть сущность налога как экономической и правовой категории, показать необходимость его своевременной уплаты и воспитать в себе добросовестного налогоплательщика, которому не безразлична судьба своей Родины.

Статья: Налог как экономическая и правовая категория

10 2.2 Основные модели рыночной экономики.

32 Приложение №3. 33 Приложение №4. 34 “В этом мире все условно. Безусловны только две вещи – смерть и налоги” Бенджамин Франклин, 1789 год.

Для написания реферата мною выбрана тема: «Налог как экономическая и правовая категория”. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Читайте так же:  Командировка в россию

Налог как категория экономическая, политическая, правовая, философская

Изучением взаимоотношений (как правовых, так и экономических) между государством и гражданами ученые и философы занимались на протяжении всей истории развития человечества. Например, в своем учении о справедливости Аристотель принимает распределительный принцип, который действует в «Государстве» (по определению Платона). Примером этого принципа может служить распределение доходов от серебряных рудников Афин между своими гражданами, не имеющими никаких источников доходов [1.7; с.62-66].

Две великие работы Никколо Макиавели (1469-1527) — «Государь» и «Рассуждения», где в первой изложены способы и средства, которыми деспотическая власть добивается успеха и затем поддерживает свое господство, а вторая представляет общее исследование власти и ее проявлений при различных типах правления.

Налог как экономическая и правовая категория

Выполнившему «норму” платили 6 крейцеров, а тот, кто не справился, должен был внести в казну 12 крейцеров.

При Фридрихе Великом был введен налог на кофе.

Чтобы ориентироваться в сложной системе налогообложения, надо быть специалистом. Вот почему в США и в Германии человек помимо собственного адвоката, имеет и налогового консультанта. Он не просто помогает заполнить налоговую декларацию, но и консультирует, как правильно и в рамках закона снизить уровень налогооблагаемого дохода.

Налог как экономическая и правовая категория

10 2.2 Основные модели рыночной экономики. 12 2.3 Налогообложение в США. 14 2.4 Налогообложение в Германии.

17 3. Реформирование экономики России. 19 4. Теоретические основы налогообложения.

21 4.1 Признаки и функции налогов.

21 4.2 Правовые основы налоговой системы.

22 4.3 Сущность налогов и принципы налогообложения.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Налог как экономическая и правовая категория

7 1.4 История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX—XXI вв.) 8 2. Взаимосвязь моделей рыночной экономики и системы налогообложения 10 2.1 Рыночная экономика в современных условиях 10 2.2 Основные модели рыночной экономики 12 2.3 Налогообложение в США 14 2.4 Налогообложение в Германии 17 3.

Реформирование экономики России 19 4.

Теоретические основы налогообложения 21 4.1 Признаки и функции налогов 21 4.2 Правовые основы налоговой системы 22 4.3 Сущность налогов и принципы налогообложения 24 Заключение 29 Литература 30 Приложение №1 31 Приложение №2 32 Приложение №3 33 Приложение №4 34 Введение “В этом мире все условно.

Безусловны только две вещи — смерть и налоги” Бенджамин Франклин, 1789 год.

Для написания реферата мною выбрана тема: «”.

Налог как экономическая и правовая категория

Вместе с тем именно рынок товаров и услуг определяет параметры функционирования рынка труда и рынка финансовых ресурсов.

К примеру, сокращение платежеспособного спроса населения способствует снижению производства потребительских товаров, высвобождению работников с предприятий и их «попаданию” на рынок труда. Для этих рынков общей формой реализации экономических отношений является соотношение спроса и предложения, в котором связующим звеном выступают цена, прибыль, заработная плата, процент.

Спрос и предложение представляют собой взаимосвязанные стороны экономического процесса.

Связи эти характеризуются постоянной возобновляемостью (с разной степенью взаимоотношения), выражая тем самым экономический закон спроса и предложения. Схема №1. Круговорот денег, ресурсов, товаров и услуг с участием государства.

Налог как экономическая и правовая категория (стр.

10 2.2 Основные модели рыночной экономики. 12 2.3 Налогообложение в США.

14 2.4 Налогообложение в Германии. 17 3. Реформирование экономики России.

19 4. Теоретические основы налогообложения. 21 4.1 Признаки и функции налогов.

21 4.2 Правовые основы налоговой системы. 22 4.3 Сущность налогов и принципы налогообложения. 24 Заключение. 29 Литература.

30 Приложение №1. 31 Приложение №2. 32 Приложение №3. 33 Приложение №4.

34 “В этом мире все условно. Безусловны только две вещи – смерть и налоги” Бенджамин Франклин, 1789 год. Для написания реферата мною выбрана тема: «Налог как экономическая и правовая категория”.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Налог как экономическая и организационно-правовая категория

Смит (1723-1790) определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития.

Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.

Ф. Аквинский (1226-1274) рассматривал налоги иначе, а именно как дозволенную форму грабежа.

«Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу»

Налог как экономическая и правовая категория

Налог как экономическая и правовая категория

3. Налог — это обязательный взнос: налогоплательщи­ки в силу закона обязаны осуществлять уплату налогов.

Сущность, функции и принципы налогов

Доходы государства безотносительно к конкретно-историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.

В связи с этим о налоге можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой ее части.

Налог как экономическая и правовая категория

Государство объективно не может выполнять многочисленные внутренние и внешние функции без изъятия и распределения определенной части национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями и группами населения. Государство прибегает и к другим источникам формирования своих доходов, но основными являются налоги.

Экономическая сущность налогов. Виды налогов и принципы построения налоговой системы 1.1.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сущность, функции налогов.

Принципы построения налоговой системы Налог — это одно из основных понятий финансовой науки. Исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве.

Налоги — более поздняя форма государственных доходов.

[2]

Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер.

Читайте так же:  Мошенничество с долговыми расписками

Проблема толкования «налогового обязательства»

Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений.

Экономическая сущность налогов и их общая характеристика

Без налогов не обходится ни одно государство.

Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты.

Налог как экономическая и правовая категория

Как экономическая категория страхование, обусловленное определен­ными социально-экономическими потребностями общества, пред­ставляет собой совокупность определенных общественных отноше­ний, возникающих в процессе создания, распределения и исполь­зования различных фондов общества, как денежных, так и в мате­риальных формах.

Налог как экономическая и правовая категория

Верховным_Советом Российской Федерации б декабря 1991 г.. Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций», принятый Верховным Советом Российской Федерации 27 декабря 1991 г., Закон «О налоге на имущество предприятий», принятый Верховным Советом 13 декабря 1991 г., Закон «О подоходном налоге с предприятий», принятый Верховным Советом 20 декабря 1991 г., Закон «О плате за землю», принятый Верховным Советом 11 октября 1991 г., Закон «О подоходном налоге с физических лиц», принятый Верховным Советом 7 декабря 1991 г., Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О транспортном налоге», Инструкция Государственной налоговой службы Российской федерации «О подоходном налоге с физических лиц» от 22 марта 1992 г. и другие законы и подзаконные нормативные акты. Все эти и другие нормативные акты составляют правовую систему налогообложения.

5. налоги и сборы как экономическая и правовая категория.

Под идентичностью товаров понимаются одинаковые физические характеристики, качество и репутация на рынке, та же страна и тот же производитель. Получить полный текст Понятно, что использовать и этот метод можно не всегда.

Налог как экономическая и правовая категория

Глава 3. налог как экономическая и правовая категория

Налоговый платеж является безвозмездным: его характеризуют односторонность (в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона – налогоплателыцик), неэквивалентность (пользование общественными благами никак не пропорционально величине налогов, уплаченных налогоплательщиками) и безвозвратность (в случае переплаты налога только излишне уплаченная сумма подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном законом). 6. Налоги вносятся в бюджет или внебюджетный фонд, которые выступают получателями налогов.
7.

Налог как категория экономическая, политическая, правовая, философская

Полученные средства направлялись для финансовой поддержки содержания и развития городского пассажирского транспорта и пригородного железнодорожного транспорта. Компенсационные пошлины применяются при ввозе товаров, для производства которых прямо или косвенно использовались субсидии.
Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин (тарифов) устанавливаются Правительством Российской Федерации, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через границу. Они служат инструментом оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В нашей стране применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: • адвалорные, то есть начисленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; • специфические, начисляемые в определенном размере за единицу облагаемых товаров; • комбинированные, в которых сочетаются первые два вида таможенного обложения.

Тема 1 налог как экономическая и правовая категория

Например, право участия в бегах на ипподромах, право использовать местную символику и т. д. Пошлина — это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и выдачу документов, имеющих юридическое значение.
Государственная пошлина подразделяется на таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина — это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товаров (продукции через таможенную границу государства).

Внутригосударственная пошлина — это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, уплата госпошлины за предъявление иска имущественного характера в арбитражный суд.

Экономико-правовая сущность налогов, пошлин, сборов проявляется в том, что они включают финансово-экономические и правовые отношения.

Тема 2. Налог как экономическая и правовая категория

Налоги как составная часть бюджета

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

· работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенных доход;

· хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налогов, сборов, пошлин и других источников (займы, неналоговые поступления) формируются финансовые ресурсы государства.

Налоги и займы – два определяющих источника существования любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом сообществе.

К неналоговым источникам доходов российского бюджета можно отнести:

· поступления от реализации государственных запасов;

· доходы от внешнеэкономической деятельности;

· средства продажи государственной собственности;

· доходы от федеральной собственности.

Налоги — важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. Без налогов нет бюджета.

Состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. Но главный недостаток бюджетного финансирования — обособленное формирование доходной и расходной части бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов. Поддержание баланса доходов и расходов государства неразрывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а в ее рамках – с рациональным соотношением между функциями налогов.

Функции налогообложения

С помощью налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.

Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявле­нии представляют собой единое целое.

Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функ­ций.

Фискальная функция

[1]

является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так как главное предназначение налога — образование государственного денежно­го фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защи­ты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержания единой коммуникацион­ной структуры.

Читайте так же:  Замена ненадлежащего истца в гражданском процессе

Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога егорегу­лирующая, или распределительная, функция, выражающая экономи­ческую сущность налога как особого централизованного фискаль­ного инструмента распределительных отношений в обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государ­ство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных ме­жотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государствен­ной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспре­делять финансовые ресурсы и по регионам страны.

Эта функция имеет следующие подфункции:

Ø стимулирующая – проявляется через систему льгот и освобождений (например, льготы для субъектом малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей);

Ø дестимулирующая – имеет целью поощрить отечественное производство (посредством роста таможенных пошлин) или ограничить развитие игорного бизнеса (используя чрезмерно высокие налоговые ставки) и т.д.

Ø воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление использованных ресурсов.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направ­ляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части на­селения на содержание малоимущих. В этом заключена социальная функцияналогов.

С регулирующей и фискальной функциями тесно связана кон­трольная функцияналогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой — в контроле за действенностью проводимой экономичес­кой политики государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективно­стью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государ­ству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.

[3]

Таким образом, в условиях рыночной экономики налогообложение выполняет две противоположные функции: фискальную и регулирующую. Первая из них определяет тяжесть налогового бремени в стране, а вторая образует противовесы излишнему фискальному гнету. Умелое сочетание этих функций при построении налоговой системы способствует экономическому росту государства и социальной защищенности населения.

Тема 2. Налог как экономическая и правовая категория

Налог как экономическая, финансовая и правовая категория

Таким образом, для обеспечения выполнения различных общественных программ и материального благополучия (армии, милиции, чиновникам и др.), государству необходимы огромные суммы средств.

На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписаным законом и оно становилось принудительной платой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «И всякая десятина на земле, из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Следовательно, первоначальная ставка налога составляла десятую часть всех полученных доходов.

В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывалась доменами — доходами от недвижимости, главным образом от земли, находящейся в собственности главы государства — короля, императора, монарха, и регалиями — доходами от монопольного права государства на занятие определенной хозяйственной деятельностью.

По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается (продается, дарится и т.п.) и доходы от нее уменьшаются. Сокращение собственных доходов государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства и приобретают преимущественно денежную форму.

Таким образом, налоги как экономическая категория носят исторический характера. Они изменялись вместе с развитием государств. Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.

Сущность экономической категории « налог» остается невыраженной, если исследовать её только с позиций проводимой государством политики. Всестороннее познание всей многогранности экономических процессов и опосредствующих их экономических категорий необходимое условие создания действенного механизма управления этими процессами с учетом существующих базисных реалий. Любой налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс.

Экономическая категория – это совокупность экономических отношений, которые должны обладать определенными признаками, позволяющая выделить её из множества других.

Налог – совокупность экономических отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости ВВП между государством (в лице соответствующих государственных структур), местными органами власти и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами), по поводу принудительно-властного изъятия части их доходов в одностороннем, без эквивалентном, индивидуально безвозвратном порядке в общегосударственное пользование. Это определение налога в широком смысле.

Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

— необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);

— необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;

— долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса);

— создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств.

Решение этих задач осуществляется, прежде всего, за счет налоговых поступлений.

2.2. Налоги как правовая категория

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Читайте так же:  Обмен ипотечной квартиры на другую

Однако, на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти.

С организационно-правовой стороны налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Уплачивая налог, налогоплательщик одновременно не вправе требовать индивидуального встречного удовлетворения со стороны государства и не может требовать возврата уплаченных сумм, поскольку за счет средств налогоплательщика государство совершает действия, необходимые всему обществу в целом. Следовательно, налогоплательщик не вправе требовать возмещения тех затрат, которые он понес в связи с уплатой налога, ни в виде услуг или иных каких-то благ (действий), ни в виде денежных средств, которые бы возвратились налогоплательщику по истечению определенного периода времени. В этом состоит признак налога – безвозвратность. Фактически именно признак безвозвратности свидетельствует об отсутствии эквивалентного характера в имущественных отношениях, регулируемых налоговым правом.

Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества, при этом удовлетворение данных потребностей осуществляется путем совершения определенных действий – обеспечения обороны, поддержания общественного порядка, содержания государственного аппарата и т.д. По сути своей, уплата налогоплательщиком налога не порождает у государства встречной обязанности оказать какую-либо услугу для конкретного налогоплательщика. Налог взимается в целях покрытия потребностей общества, которые в большей мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика. Налогоплательщик же уплачивает налог, не ожидая взамен какой-либо компенсации от государства. В этом состоит один из важнейших признаков налога – признак индивидуальной безвозмездности.

Наиболее сложным и противоречивым элементом признака обязательности, как отмечается рядом исследователей, «является форма уплаты налога». Налоговый кодекс РФ не дает однозначного ответа на вопрос, в какой же форме выступает налог – добровольного платежа или принудительного взыскания.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества – оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. При этом Конституционным Судом РФ отмечается, что налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. 4

На основании изложенного можно сделать вывод, что сложившийся подход к изучению признаков налога основывается на признании в качестве основной цели налога финансирование государства (в том числе региональных и муниципальных образований).

2.3. Налоги как финансовая категория

Понятие «налог» в праве имеет системообразующее значение. На его основе конструируется все налоговое право. Кроме того, понятие «налог» активно используется и в других отраслях законодательства: в гражданском законодательстве, уголовном, административном и т.д. Но всестороннее изучение данного явления возможно только в рамках финансового права.

Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

Государство выступает как самостоятельный экономический (хозяйствующий) субъект, как участник общественного воспроизводства, как организатор этого процесса, предоставляющий природные ресурсы, ограничение территорией и создающий условия для сферы материального производства и обеспечивающий общественные потребности , одновременно осуществляющий производство общественных благ и услуг социального характера. Существование налогов обусловлено необходимостью финансирования общественных потребностей, поставляемых государством своим гражданам.

Финансы – фундаментальная, обобщающая, многозначная экономическая категория, характеризующая процессы образования, распределения и перераспределения денежных средств государства, регионов, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц в ходе формирования их доходов, расходов и накоплений и возникающие при этом денежные отношения.

Исходя из этого определения финансов, в целом система финансов состоит из двух укрепленных подсистем: государственных и муниципальных финансов и финансов хозяйствующих субъектов.

Налоги не вписываются ни в одну из указанных подсистем и по самой своей природе занимают промежуточное положение между ними. Они олицетворяют процесс перераспределения финансовых ресурсов между двумя финансовыми подсистемами, переход права собственности на эти ресурсы. Налоги как таковые существуют только в процессе аккумулирования доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней . После такого перехода они утрачивают свои отличительные признаки и становятся частью государственных финансов, равнозначной с другими частями неналогового происхождения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом налоги являют связующим звеном, объединяющим финансовую систему страны в единое целое. Налоги как финансовая категория, с одной стороны, выражают общие свойства всех финансов (участвуют в распределении, контролируют) и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом.

Источники


  1. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.

  2. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.

  3. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.
  5. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
Налог как экономическая и правовая категория
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here