Налог на имущество авансовый платеж

Открытая информация по вопросу: "Налог на имущество авансовый платеж" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Авансовый расчет по налогу на имущество организаций: расчет налога, пример заполнения

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Поэтому при решении вопросов о порядке исчисления и уплаты данного налога следует руководствоваться не только нормами Налогового кодекса, но и положениями соответствующих законов республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей или городов федерального значения. При этом именно законодательным (представительным) органам субъектов РФ предоставлено право решать, будет налоговый период включать отчетные периоды или нет (п. 3 ст. 379 НК). Соответственно, если региональные власти решат «сократить» отчетные периоды, то уплачивать налог на имущество и представлять отчетность по нему нужно будет только раз в год. В противном случае представлять расчет по налогу на имущество нужно по итогам каждого отчетного периода. Причем сделать это следует не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

В этой связи необходимо отметить, что гл. 30 Налогового кодекса с 1 января 2016 г. предусмотрены различные отчетные периоды в зависимости от порядка определения налоговой базы. Дело в том, что в общем случае налог на имущество исчисляется исходя из балансовой (среднегодовой) стоимости. Однако региональным властям дано право в отношении отдельных объектов недвижимости устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из их кадастровой стоимости. По этой причине Законом от 28 ноября 2015 г. N 327-ФЗ были «дифференцированы» и отчетные периоды. Так, согласно п. 2 ст. 379 Кодекса отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. А «иное» как раз касается налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости. Для них отчетными периодами признаются I квартал, II квартал и III квартал календарного года.

Очевидно, что изменение отчетных периодов на сроках представления авансовых расчетов не отразилось. И если региональные власти оставили в силе отчетные периоды по налогу, то представить Расчет по налогу на имущество за I квартал 2016 г. с учетом того обстоятельства, что 30 апреля 2016 г. является нерабочим днем (субботой), следует не позднее 4 мая 2016 г.

Форма и способ представления

Форма и Порядок заполнения как декларации, так и авансового расчета по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895 (далее — Расчет). Отчитываться исключительно в электронном виде должны только организации, среднесписочная численность которых за 2015 г. превысила 100 человек или же они отнесены к крупнейшим налогоплательщикам. У остальных компаний есть право выбрать наиболее удобный для них способ представления отчетности — на бумаге или по «электронке», лично, через представителя или по почте и т.д.

Кто должен представлять Расчет

На практике, как оказалось, не всегда очевидно, нужно ли подавать Расчет по налогу на имущество организаций или нет. С одной стороны, согласно п. 1 ст. 386 Кодекса отчитываться должны только налогоплательщики. А таковыми признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса (ст. 373 НК). Поэтому при отсутствии имущества, признаваемого объектом налогообложения, у организации не возникает обязанность по представлению в налоговый орган деклараций (расчетов) по налогу на имущество (см. Письмо Минфина от 28 февраля 2013 г. N 03-02-08/5904). В то же время данное правило справедливо только в случае, если в течение всего налогового периода у компании не было объектов налогообложения.

С другой стороны, указанный порядок не исключает необходимость в некоторых случаях сдавать «нулевую» отчетность по налогу на имущество. К примеру, на балансе организации есть только объекты ОС, которые полностью освобождены от налогообложения на основании льготы. В этом случае объект налогообложения фактически имеет место быть. Соответственно, и обязанность сдавать авансовый расчет по налогу на имущество, равно как и декларацию по итогам года, как ни крути, сохраняется (см., напр., Письмо ФНС от 15 декабря 2011 г. N ЕД-21-3/375).

Еще один довольно распространенный случай: на балансе организации кроме полностью самортизированных объектов ОС никакое имущество «не висит». Очевидно, что при подобном стечении обстоятельств налоговая база будет равна нулю. Тем не менее объект налогообложения есть — полное погашение его стоимости путем амортизации не является основанием для его выбытия. Поэтому и «отчетная» обязанность также сохраняется (см., напр., Письмо ФНС от 8 февраля 2010 г. N 3-3-05/128).

А в 2015 г. в связи с изменениями, внесенными в гл. 30 Кодекса, возникла ситуация, когда даже при отсутствии объектов налогообложения от организаций инспекции требовали представить «нулевой» отчет. Однако обо всем по порядку.

«Балансовые» расчеты

Итак, разд. 2 «Исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций. » формируется в отношении объектов ОС, по которым налог уплачивается исходя из их балансовой стоимости. Этот раздел требуется заполнить отдельно, в частности в следующих случаях:

  • в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации (осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство);
  • в отношении имущества каждого «обособленца», имеющего отдельный баланс;
  • в отношении недвижимости, находящейся вне места нахождения организации и ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам;
  • в отношении каждого объекта недвижимости, которое расположено на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ;
  • в отношении льготируемого по конкретной налоговой льготе (за исключением налоговых льгот в виде уменьшения всей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и налоговой льготы, установленной в виде понижения налоговой ставки) имущества.

Полный перечень случаев, когда разд. 2 Расчета необходимо заполнить отдельно, приведен в п. 5.2 Порядка заполнения Расчета.

Прежде чем приступить к порядку его заполнения, напомним, можно сказать, налоговые основы. Так, налоговой базой за отчетный период является средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Формула определения данного показателя за отчетный период описана в абз. 1 п. 4 ст. 376 Кодекса. Применительно к расчету авансового платежа за I квартал 2016 г. она принимает следующий вид:

Средняя стоимость имущества = (ОС1 + ОС2 + ОС3 + ОС4) : 4,

где ОС1 — остаточная стоимость ОС на 1 января 2016 г.,

ОС2 — остаточная стоимость ОС на 1 февраля 2016 г.,

ОС3 — остаточная стоимость ОС на 1 марта 2016 г.,

[1]

ОС4 — остаточная стоимость ОС на 1 апреля 2016 г.

Соответственно, сумма авансового платежа за I квартал 2016 г. исчисляется как 1/4 произведения средней стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, и соответствующей налоговой ставки (п. 4 ст. 382 НК).

Ну а теперь приступим непосредственно к порядку заполнения разд. 2 Расчета. В первую очередь по строке 001 разд. 2 Расчета указываем код вида имущества, в отношении которого данный раздел заполняется. Соответствующий код находим в Приложении N 5 к Расчету. По строке 010 указываем код ОКТМО, по которому подлежит перечислению авансовый платеж.

Далее нам нужно внести данные для расчета средней стоимости имущества за отчетный период. При заполнении Расчета за I квартал 2016 г. вносим сведения только в строки 020 — 050. В них мы указываем остаточную стоимость ОС, признаваемых объектом налогообложения, и отдельно выделяем остаточную стоимость льготируемого имущества по состоянию на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля 2016 г.

Читайте так же:  Банкротство банка или ликвидация

На этом этапе отметим два важных момента.

Во-первых, перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество, приведен в п. 4 ст. 374 Кодекса. В нем помимо земельных участков и иных объектов природопользования фигурируют также и объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией ОС, утвержденной Постановлением Правительства от 1 января 2002 г. N 1.

Во-вторых, при формировании разд. 2 Расчета мы не принимаем во внимание остаточную стоимость недвижимости, в отношении которой налог уплачивается исходя из ее кадастровой стоимости.

Теперь в строку с кодом 120 вписываем значение средней стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период. Оно определяется по приведенной нами формуле, то есть как частное от деления на 4 суммы значений по графе 3 строк с кодами 020 — 050. В аналогичном порядке рассчитывается и показатель строки 140 (средняя стоимость льготируемого имущества), только теперь на 4 мы делим сумму значений по графе 4 строк с кодами 020 — 050.

Строка 130 предназначена для указания кода налоговой льготы, если таковая применяется. Перечень кодов приведен в Приложении N 6 к Порядку заполнения Расчета. При этом ФНС регулярно его дополняет в своих разъяснениях. Например, в Письме ФНС России от 17 декабря 2014 г. N БС-4-11/[email protected] рекомендовано для льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 Кодекса, использовать код 2010257.

Вообще упомянутая нами льгота не так элементарна, как хотелось бы. Речь идет об объектах движимого имущества третьей — десятой амортизационных групп, которые приобретены после 1 января 2013 г. В общем случае на основании п. 25 ст. 381 Кодекса в отношении них предоставляется льгота в виде освобождения от налогообложения. Однако из данного правила есть исключения: освобождение не применяется, если объект принят к учету после указанной даты в результате реорганизации или по сделке, заключенной между взаимозависимыми лицами. Таким образом, получается, что если, к примеру, организация сменит организационно-правовую форму и т.п., то автоматически база по налогу на имущество у нее увеличится за счет включения в нее остаточной стоимости «движимости».

По льготам, установленным законом субъекта РФ в виде понижения ставки налога (код 2012400) и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (код 2012500), строка с кодом 130 не заполняется. Льгота в виде снижения ставки показывается по строке с кодом 160, а по строке 170 указывается налоговая ставка, установленная субъектом РФ с учетом предоставляемой льготы (сниженная ставка налога).

По строке с кодом 180 отражается сумма авансового платежа за I квартал 2016 г. Порядок его расчета зависит от вида имущества, в отношении которого данный раздел заполняется. В общем случае он равен 1/4 произведения разности значений строк с кодами 120 и 140 и значения строки с кодом 170, деленного на 100. То есть вычитаем из средней стоимости облагаемого налогом имущества среднюю стоимость льготируемого имущества и делим на 4.

Строки 190 и 200 заполняем, только если законом субъекта РФ для отдельной категории налогоплательщиков предусмотрены налоговые льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

А по строке с кодом 210 отражается остаточная стоимость всех(!) основных средств по состоянию на 1 апреля 2016 г., за исключением остаточной стоимости имущества на соответствующие даты, не подлежащего налогообложению по пп. 1 — 7 п. 4 ст. 374 Кодекса.

Отметим, что при заполнении данной строки (210) возникает вопрос: следует ли при ее формировании учитывать остаточную стоимость ОС, относящихся к первой-второй амортизационным группам? Если действовать в строгом соответствии с Порядком заполнения Расчета, то, безусловно, ответ должен быть положительным. Ведь указанные ОС не признаются объектом налогообложения на основании пп. 8 п. 4 ст. 374 Кодекса. А стало быть, их нужно «посчитать».

Однако тогда возникает еще один вопрос: следует ли представлять Расчет по налогу на имущество за I квартал 2016 г., если на балансе организации числятся только ОС, относящиеся к первой-второй амортизационным группам. Опять же согласно Порядку, раз остаточную стоимость данных объектов мы должны показать по строке 210 разд. 2 Расчета, то Расчет представить придется.

С другой стороны, как мы уже отмечали, Расчеты представлять обязаны только налогоплательщики налога на имущество. А таковыми признаются организации, у которых на балансе «висят» ОС, признаваемые объектами налогообложения. В свою очередь ОС, относящиеся к первой-второй амортизационным группам, объектами налогообложения не признаются (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК). Соответственно, при отсутствии в налоговом периоде у организации иных объектов налогообложения отчитываться по налогу на имущество она не должна.

Думается, что в указанной спорной ситуации приоритет должен быть отдан положениям Налогового кодекса. Однако во избежание конфликтной ситуации рекомендуется уточнить данный вопрос в своей налоговой инспекции.

[2]

Пример заполнения авансового расчета по налогу на имущество

Пример. Рассмотрим порядок заполнения разд. 2 Расчета по налогу на имущество организаций за I квартал 2016 г. на конкретном примере. Для удобства данные, необходимые для расчета авансового платежа, представим в виде таблицы:

Остаточная стоимость ОС, признаваемых объектом налогообложения, руб.

Остаточная стоимость ОС, признаваемых объектом налогообложения, в отношении которых применяется льгота на основании п. 25 ст. 381 НК в виде освобождения от налогообложения, руб.

Расчет авансовых платежей по налогу на имущество учреждений

Автор: Анастасия Хахулина, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, апрель 2019 г.

В правила расчета и уплаты налога на имущество с 2019 г. был внесен ряд изменений. Рассмотрим эти изменения и заполним аванс по налогу на имущество в «1С».

Основные изменения налога на имущество в 2019 г.

Налог на имущество учреждения является одним из основных региональных налогов. Установлен он гл. 30 НК РФ и законами субъектов РФ и вводится в действие в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством. На уровне регионов законодательные (представительные) органы субъектов РФ сами определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы дополнительно к перечню льгот, определенному в ст. 381 НК РФ.

В правила расчета и уплаты налога на имущество с 2019 г. был внесен ряд изменений: скорректирован порядок расчета налога по кадастровой стоимости, а также появились новые основания для ее изменения. Сумма налога по кадастровой стоимости теперь ежегодно будет увеличиваться не больше чем на 10%. Власти должны заранее опубликовать на официальном сайте региона список имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости. Если такой публикации нет или имущество отсутствует в списке, то платить налог на имущество необходимо по среднегодовой стоимости как было до этого. Если в вашем регионе предусмотрены авансовые платежи, то квартальный платеж будет равен одной четвертой от суммы налога. Бывают случаи, когда власти в середине года решают исключить объект из перечня имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости, тогда придется пересчитать налог с начала года по среднегодовой стоимости.

Внесенные изменения также коснулись и заполнения отчетности по налогу на имущество, теперь необходимо сдавать отчетность за квартал и год по новой форме, которая представлена в Приказе ФНС от 04.10.2018 №ММВ-7-21/575 «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271».

Читайте так же:  Способы возмещения вреда в гражданском праве

Объект налога на имущество

Объектом обложения налогом на имущество признается все движимое и недвижимое имущество, которое включает в себя имущество, переданное во временное владение, в пользование и в распоряжение. Таким образом, в случае если все основные средства в учреждении имеют нулевую остаточную стоимость и числятся на балансе, то они будут признаваться объектом налогообложения по налогу на имущество до списания с учета, и учреждение в этом случает обязано представить «нулевой» расчет по авансовому платежу по налогу на имущество.

Согласно изменениям, которые вступают в силу с 1 января 2019 г. движимое имущество больше не облагается налогом. Обращаю ваше внимание, что это изменения касаются только расчетов за 2019 г., налог на имущество за 2018 г. нужно заплатить по всему движимому имуществу 3-10 амортизационных групп и принятому на баланс после 1 января 2013 г. Следует также обратить внимание на то, что земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы не облагаются налогом на имущество, хотя и учитываются в составе основных средств.

Для того чтобы правильно рассчитать налог на имущество в 2019 г., можно воспользоваться установленными признаками имущества, с которого должен исчисляться налог. Главный признак такого имущества – это вхождение в состав основных средств. Основное средство должно отвечать ряду условий:

его планирую использовать в производстве или сдавать в аренду;

его планируют использовать более года;

его не планируют перепродавать с целью извлечения прибыли;

объект может приносить экономический доход.

Если имущество соответствует данным условиям, то оно принимается на баланс по счету 101 «Основные средства» и подлежит налогообложению, даже если объект находится во временном или совместном пользовании. В правилах уплаты налога на имущество есть свои тонкости: так, например, если основное средство используется в учреждении, но при этом оно не введено в эксплуатацию и на него не были зарегистрированы права пользования, то его стоимость все равно должна быть включена в налоговую базу. Но если основное средство не используется и не отражено на счете, то платить налог с него не нужно.

Расчет налога на имущество

С порядком расчета налоговой базы можно ознакомиться в тексте гл. 30 НК РФ (ст. 375 и 376). Общий принцип определения среднегодовой стоимости имущества состоит в том, чтобы корректно определить среднюю арифметическую величину. Также стоит отметить, что в расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и начало месяца, следующего за отчетным.

В качестве делителя используется число, которое равно количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету (соответственно – 4, 7, 10 и 13). Важно отметить, что к расчету принимается сумма ежемесячных остатков, а не ежеквартальных.

Бюджетное учреждение обязано по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в контролирующие органы налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию за прошедший год. Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575. Новые формы учитывают все внесенные изменение, а именно прекращение налогообложения движимого имущества и возможность исчислить налог, если кадастровая стоимость была изменена в течении налогового периода.

Налоговые расчеты по авансовым платежам должны быть представлены в налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Срок предоставления налоговой декларации должен быть не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В эти же сроки бюджетное учреждение перечисляет сумму налога в бюджет.

Заполнение Аванса по налогу на имущество

Расчет по авансовому платежу по налогу на имущество должен быть представлен в следующем составе:

титульный лист, где заполняется данные по учреждению;

раздел 1, где отражается сумма авансового платежа по налогу, которая подлежит уплате в бюджет;

раздел 2, в котором отражено исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению имущества;

раздел 3, в котором отражено исчисление суммы авансового платежа по налогу за отчетный период по объекту недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которого признается кадастровая стоимость.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для составления налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество учреждения предназначен регламентированный налоговый отчет «Авансы по налогу на имущество».

Для того чтобы заполнить и предоставить в налоговую инспекцию расчет в программе, следует открыть форму «Налоговая и статистическая отчетность» (меню «Бухгалтерский учет» – «Регламентированные отчеты»), создать отчет «Авансы по налогу на имущество», выбрав отчетный период, за который отчитывается учреждение.

При создании отчета титульный лист будет заполнен автоматически, беря данные из программы, но некоторые реквизиты необходимо будет заполнить или откорректировать вручную, а именно:

номер корректировки (Значение «0» проставляется если это первичный расчет, «1» «2» и далее – если оформляете корректировочный);

отчетный период (заполняется различными значениями в зависимости от периода, за который происходит заполнение);

форма реорганизации (данная ячейка остается пустой, если расчет заполняется за себя, если заполнение происходит за реорганизованное учреждение, то лучше воспользоваться приложением №2 к Порядку заполнения расчета);

по месту нахождения (код «214» проставляется в том случае, когда расчет представляется по месту нахождения учреждения, при выборе других кодов необходимо смотреть Порядок заполнения расчета).

В разделе 1 отчета Авансы по налогу на имущество присутствуют несколько одинаковых блоков для авансов, которые рассчитываются по разным ОКТМО и КБК. Данный раздел заполняется на заключительном этапе оформления расчета и представляет собой результат всех исчислений по разделу 2 и 3.

Заполненный раздел 2 отчета Авансы по налогу на имущество включает в себя все необходимые сведения для исчисления авансов, а именно сведения об остаточной стоимости основных средств, о кодах по льготам и реквизитах, соответствующих региональным НПА. В поле «Код вида имущества» необходимо проставить код имущества, в отношении которого заполняется раздел 2. В строках с 020 и далее указывается остаточная стоимость основных средств, взятая из регистров бухгалтерского учета. Все сведения данного раздела подтверждаются подписью уполномоченного лица учреждения с указанием даты подписания.

Расчет по авансовому платежу может включать несколько Разделов 2. Например, несколько Разделов могут быть в случае если в учреждении есть:

имущество, налог по которому уплачивается по местонахождению организации;

имущество каждого обособленного подразделения с отдельным балансом;

недвижимое имущество, которое расположено вне местонахождения организации (обособленного подразделения с отдельным балансом);

имущество, при налогообложении которого применяются разные налоговые ставки.

В разделе 3 Аванса по налогу на имущество подсчитываются имущественные обязательства учреждения исходя из кадастровой стоимости недвижимых объектов.

После заполнения и записи отчета «Авансы по налогу на имущество» учреждению остается отправить его в налоговый орган.

Для этого можно воспользоваться сервисом «1С-Отчетность», который предназначен для быстрой и удобной подготовки и отправки регламентированной отчетности прямо из программ «1С», а также поддержке других видов электронного документооборота с контролирующими органами.

Налог на имущество: порядок исчисления суммы налога и суммы авансовых платежей по налогу (статья 382)

Согласно статье 382 НК РФ, сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение года.

Читайте так же:  Как написать деловое письмо с просьбой

Сумма авансового платежа, уплачиваемая в бюджет, исчисляется отдельно по налогооблагаемому имуществу, согласно местонахождению организации, отдельно по налогооблагаемому имуществу обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, имущества находящегося вне местонахождения организации, а также по имуществу, которое облагалось разными налоговыми ставками. Сумма налога определяется как одна четвертая произведения налоговой ставки и среднегодовой стоимости имущества. Платеж исчисляется в конце каждого отчетного периода. Иностранная организация исчисляет сумму авансового платежа в конце отчетного периода, определяя ее как одну четвертую инвентарной стоимости объекта недвижимого имущества, по состоянию на 1 января, умноженную на налоговую ставку. Отдельные категории налогоплательщиков имеют право в течение налогового периода не исчислять и не уплачивать платежи по налогу, если такое право для них было установлено законодательным органом субъекта Российской Федерации.

Статьей 380 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

По состоянию на 1 января в Организации в составе основных средств числится ксерокс.

Первоначальная стоимость ксерокса составляет 22 500 рублей.

Срок полезного использования ксерокса — 3 года, амортизация начисляется линейным методом и составляет ежемесячно 625 рублей.

Среднегодовая стоимость ксерокса за I квартал текущего года составила 21 562,5 рубля.

Определим, чему равна сумма авансового платежа по налогу на имущество за I квартал текущего года.

Законом субъекта Российской Федерации установлена ставка налога на имущество 2,2%.

В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 382 НК РФ, законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено право налогоплательщика не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Поэтому сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за соответствующий отчетный период.

Сумма авансового платежа по налогу на имущество за I квартал текущего года будет равна 118,59 рубля (21 562,5 рубля х 2,2% / 4).

В дальнейших примерах предусмотрено использование следующего субсчета:

К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» рекомендуем открыть субсчет 68-3 «Расчеты по налогу на имущество».

Применение, для целей отнесения на расходы налога на имущество организаций субсчета 91-2 «Прочие расходы, в настоящее время не является обязательным и основывается только на последовательности учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Минфин Российской Федерации в Письме от 5 октября 2005 года №07-05-12/10 «О расходах организации по обычным видам деятельности» указывает:

«В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н, расходы организации, связанные с изготовлением продукции и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг и отвечающие определению расходов организации, являются расходами по обычным видам деятельности.

Исходя из этого, считаем, что суммы налога на имущество, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности».

Отражение операции в бухгалтерском учете:

При этом законодательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Как уже отмечалось выше, при определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

При этом, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Пункт 17 ПБУ 6/01 устанавливает, что амортизация не начисляется:

[3]

«по используемым для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование».

В некоммерческих организациях на объекты основных средств амортизация не начисляется, на них организацией открывается забалансовый счет, на котором обобщается информация о сумме начисленного линейным способом износа.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям).

С 1 января 2004 года Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н введены в действие Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется.

По ним производится начисление износа в конце отчетного года, исходя из установленного организацией срока их полезного использования. Для целей налогообложения налогом на имущество организаций указанные организации определяют сумму износа ежемесячно как 1/12 годовой суммы износа.

Указанный порядок определения налоговой базы установлен для российских организаций и для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, по имуществу, используемому ими в этой деятельности.

С 1 января 2004 года бюджетные учреждения, получающие финансирование из бюджетов всех уровней на осуществление деятельности по смете доходов и расходов в сфере государственного управления, образования, культуры и искусства, здравоохранения и иных областях, признаются согласно статье 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций.

Минфином Российской Федерации, утверждена новая инструкция по бюджетному учету Приказ Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (далее — Инструкция №25н). Ранее действовавшая инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №107н, утратила силу.

Пунктом 10 Инструкции №25н определено, что к объектам основных средств, относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от того, сколько стоят объекты основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. Необходимо также учесть, что в соответствии с пунктом 40 Инструкции №25н, начисление амортизации на объекты основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бюджетному учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бюджетного учета. Начисленная амортизация не может превышать 100% стоимости объектов основных средств.

Следует иметь в виду, что в связи с вступлением в силу Инструкции №25н, Приказ Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» утратил силу.

Если объект недвижимого имущества находится на территории разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации (в исключительной экономической зоне Российской Федерации), то в отношении указанного объекта налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Читайте так же:  Распределение наследства между наследниками без завещания

Для того, чтобы рассчитать среднегодовую стоимость имущества, необходимо сложить суммы остаточной стоимости имущества на 1 число каждого месяца отчетного периода и сумму остаточной стоимости на 1 число месяца, следующего за отчетным периодом. Полученное значение разделить на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

На 1 января текущего года на балансе организации числится имущество в качестве основных средств, на сумму 200000 рублей, на 1 февраля – 220000 рублей, на 1 марта – 230000 рублей, на 1 апреля – 290000 рублей. Рассчитываем среднюю стоимость имущества:

200000 + 220000 + 230000 + 290000 / 3 месяца + 1= 235000 рублей.

Средняя стоимость имущества организации за 1 квартал текущего года составляет – 235000 рублей.

По итогам каждого отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев) организация исчисляет авансовый платеж по налогу в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Следует отметить, что налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом законами субъектов Российской Федерации может быть установлено для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение года.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности этих организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

При этом налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Делается это в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Еще раз отметим, что субъекты Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды по нему, а также предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Уплату налога и авансовых платежей по налогу в бюджет иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств осуществляют по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

Расчет по налогу на имущество за 3-й квартал 2019 года

Чем регулируется вопрос подачи отчетности в части авансов по имуществу

Правила вычисления и уплаты налога на имущество для юрлиц в существенной мере зависят от решений, принятых в регионах. Так, например, регион может установить:

  • свои размеры ставок по налогу (но не выше значений, приведенных в НК РФ), определив их разными в привязке к категориям плательщиков или видам имущества (п. 2 ст. 380 НК РФ);
  • свой список льгот, дополнив их теми основаниями для неуплаты налога, которые имеются в ст. 381 НК РФ;
  • порядок вычисления и уплаты налога без авансовых перечислений как вообще по региону, так и для плательщиков некоторых категорий (п. 3 ст. 379, п. 6 ст. 382 НК РФ);
  • свои сроки для уплаты как налога, так и авансов по нему (п. 1 ст. 383 НК РФ).

О том, что может послужить основанием для освобождения от платежей по имуществу, подробнее читайте в материале «Кто освобождается от уплаты налога на имущество?».

Внимание! С 01.01.2019 года отменен налог на движимое имущество. Подробности см.здесь. Как правильно классифицировать имущество на движимое или недвижимое мы рассказывали в этом материале.

Если в законодательном акте региона, посвященном налогу на имущество, информации об отказе от авансов нет, то авансы нужно платить (п. 2 ст. 383 НК РФ). Для их исчисления и уплаты налоговый промежуток (год) разбивается на отчетные промежутки, которые в зависимости от базы для вычисления налога определяют по одному из 2 способов (п. 2 ст. 379 НК РФ):

  • поквартально нарастающим итогом при вычислении от средней стоимости;
  • как квартал, если платеж высчитывается от кадастровой стоимости.

Так как завершение каждого очередного из отчетных промежутков совпадает по времени для обоих способов, отчетность по авансам подают в ИФНС ежеквартально (п. 1 ст. 386 НК РФ). Срок для направления в ИФНС таких отчетов установлен единым для всей территории России и соответствует 30-му числу месяца, наступающего после завершения очередного отчетного промежутка (п. 2 ст. 386 НК РФ).

Как рассчитать сумму авансового платежа по налогу на имущество организаций в 2019 году

Независимо от того, какая из стоимостей служит базой для вычисления налога, расчет аванса за отчетный промежуток осуществляется по одному и тому же алгоритму: как ¼ произведения налогооблагаемой базы на ставку (п. 4 ст. 382, п. 13 ст. 378.2 НК РФ). Но и ставки могут оказаться разными, и сама налоговая база будет вычисляться по-разному:

  • при средней стоимости — как итог от деления результата сложения всех значений остаточной стоимости (в нее не войдут объекты, облагаемые от кадастровой стоимости) на 1-й день каждого из месяцев отчетного промежутка и на 1-й день месяца, наступающего после завершения этого промежутка, на число месяцев в отчетном промежутке плюс 1 (п. 4. ст. 376 НК РФ);
  • при кадастровой стоимости — как ее значение, действительное для 1 января расчетного года (подп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ), а для вновь образовавшихся объектов — как величина, определенная на дату внесения его в кадастр (п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

О том, как вычисляют авансы от средней стоимости, подробнее см. в статье «Какой порядок расчета налога на имущество организаций?».

О порядке расчета налога на имущество и авансовых платежей при определении налоговой базы от кадастровой стоимости узнайте из статьи «Пошаговая инструкция по расчету налога на имущество с кадастровой стоимости».

Если плательщик оказывается владельцем имущества, имеющего в качестве базы стоимость по кадастру, в течение неполного отчетного промежутка, то в расчете будет участвовать коэффициент владения, представляющий собой соотношение числа полных месяцев владения к общему числу месяцев в отчетном промежутке (п. 5 ст. 382 НК РФ).

Полным считается месяц с возникшим до 15-го числа или утраченным после 15-го числа правом владения.

Под налог, высчитываемый от кадастровой базы, попадают объекты недвижимости, числящиеся в списке, приведенном в п. 1 ст. 378.2 НК РФ, и части этих объектов. Предметный перечень такой недвижимости публикуется в каждом из регионов после утверждения итогов кадастровой оценки и принятия закона о налогообложении от кадастровой базы. Обязанность платить налог, рассчитываемый от такой базы, есть у всех владельцев соответствующего имущества, в т. ч. и у работающих на спецрежимах.

Читайте так же:  Последствия пропуска срока исковой давности

Ставки для вычисления налога будут браться в значениях, принятых региональным законом. Узнать ставку налога на имущество, установленного в регионе, можно на сайте ФНС.

Если значения ставок регионом не определены, то следует ориентироваться на их максимальную величину, приведенную в ст. 380 НК РФ:

  • 2,2% — при исчислении от средней стоимости;
  • 2% — для вычислений от кадастровой базы.

Определяя величину аванса по каждой из налоговых баз, плательщик вправе учесть в этом расчете льготы, предоставленные ему НК РФ в части применения нулевой ставки или освобождения от налогообложения (п. 3.1 ст. 380, ст. 381), а также законом региона. Если объект расположен в двух или нескольких регионах, то к каждой из долей его стоимости, попадающей в определенный регион, будет применяться законодательство соответствующего региона.

О том, где возможно получение информации по кадастровой стоимости, читайте в материале «Как узнать кадастровую стоимость имущества?».

Рассчитать сумму аванса, причитающегося к уплате, нужно раздельно в части имущества (п. 1 ст. 376, п. 3 ст. 382 НК РФ):

  • находящегося в месте расположения (постановки на учет) российского юрлица или постоянного представительства иностранного юрлица;
  • присутствующего в обособленном подразделении юрлица, имеющем выделенный баланс;
  • располагающегося в месте, отличном от места расположения (постановки на учет) юрлица или его обособленного подразделения с выделенным балансом, если речь идет о недвижимости;
  • принадлежащего к числу образующих единую систему газоснабжения;
  • имеющего разную базу для вычисления (остаточную или кадастровую);
  • облагающегося по разным ставкам.

Внимание! С 01.01.2019 года меняются правила расчета налога на имущество при изменении кадастровой стоимости недивижимости. Подробности см. здесь

Форма расчета авансового платежа налога на имущество организаций

Для отчета по авансам установлен не только единый срок, но и единая форма расчета. Приказ ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] в ред. от 04.10.2018, утвердил форму декларации по налогу на имущество, которая применяется начиная с налогового периода 2019 года.

Также приказом № ММВ-7-21/[email protected] был утвержден расчет по авансовому платежу по налогу. Бланк расчета авансового платежа по налогу на имущество можно скачать здесь.

К декларации, утвержденной № ММВ-7-21/[email protected], ФНС РФ письмом от 25.05.2017 № БС-4-21/[email protected] выпустила контрольные соотношения для проверки. Ознакомиться с ними вы можете в статье «Контрольные соотношения по налогу на имущество» .

Бланк расчета состоит:

  • из титульного листа стандартной для налоговой отчетности формы;
  • раздела 1, отражающего итоговые суммы, начисленные за период авансов с разбивкой их сумм по ОКТМО;
  • раздела 2, в котором налогоплательщики (в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство) определяют налоговую базу и исчисляют суммы налога;
  • раздела 2.1, в котором приводится информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости;

Как в разделе 2.1 указывать коды ОС из старого ОКОФ, читайте здесь.

  • раздела 3, отведенного для расчета авансовых платежей от кадастровой стоимости, в котором присутствуют строки для отражения сведений об объекте из кадастра (номер и стоимость), а также поля для отражения процедуры вычисления подлежащих уплате сумм.

Российские юрлица и иностранные организации, ведущие деятельность посредством постоянного представительства, заполняют все перечисленные разделы при наличии соответствующих данных для этого. По недвижимости, принадлежащей иностранному юрлицу и не относящейся к его деятельности посредством постоянного представительства, разделы 2 и 2.1 не оформляется. Основные разделы (2, 2,1 и 3) формируются в нужном количестве листов по каждому ОКТМО, относящемуся к одной ИФНС.

Правила оформления отчета по авансам на имущество

Правила оформления расчета предписывают осуществлять его подачу по месту учета:

  • российского юрлица;
  • постоянного представительства иностранного юрлица;
  • каждого обособленного подразделения российского юрлица, выделенного на отдельный баланс;
  • недвижимости;
  • имущества, образующего состав единой системы газоснабжения;
  • налогоплательщика, являющегося крупнейшим.

Для каждого из этих мест плательщик налога в отчете укажет тот КПП, с которым соответствующий объект поставлен на учет в ИФНС, принимающей расчет.

Необходимые коды (отчетного периода, места представления, вида имущества, льгот по налогу) следует брать из приложений к порядку оформления расчета.

При использовании налоговой льготы, установленной в регионе, во второй части строки, отведенной для указания кода соответствующей льготы, нужно привести реквизиты той нормы, которой введена эта льгота. Конкретные примеры заполнения строк, отведенных для указания данных по льготам, приведены в тексте правил оформления расчета.

Проверить правильность внесения в расчет данных можно, используя контрольные соотношения, разработанные ФНС России (приложение к письму от 25.05.2017 № БС-4-21/[email protected]).

Сроки подачи авансовых расчетов по имуществу организаций и сроки уплаты авансов

Сроки подачи расчетов авансов по имуществу в 2019 году подчиняются общим правилам:

  • соответствие предельной даты представления этого отчета дню, установленному в НК РФ;
  • перенос крайней даты срока, пришедшейся на выходной, на наступающий за этим выходным будний день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Согласно этим правилам, предельная дата для подачи авансового расчета налога на имущество организаций за 3-й квартал 2019 года — 30 октября 2019 года.

В отличие от сроков отчетности по авансам, которые НК РФ устанавливает едиными для всей территории России, сроки уплаты авансов по имуществу (так же, как и сроки уплаты самого налога) определяются регионами (п. 1 ст. 383 НК РФ). Из-за этого сроки уплаты авансов по регионам могут быть самыми разными.

Расчет авансов по налогу на имущество юрлиц должен подаваться в ИФНС, если регион не принял решения об отказе от отчетных периодов. Определение суммы аванса происходит по одному и тому же особому алгоритму. Главной составляющей в этом алгоритме является облагаемая налогом база, которую в зависимости от вида имущества определяют от его либо средней остаточной, либо кадастровой стоимости. Различными для регионов могут быть ставки и льготы по налогу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Срок подачи отчета по авансам, его форма и правила заполнения этой формы едины для всей территории России. Расчет авансовых платежей делается непосредственно в отчетной форме, которая может оказаться достаточно объемной из-за необходимости разбивки данных по разным показателям. В зависимости от принадлежности, вида и места нахождения имущества возможно возникновение необходимости представления отчетности по авансам нескольким налоговым органам.

Источники


  1. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.

  2. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.

  3. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.
  4. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.
  5. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
Налог на имущество авансовый платеж
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here