Нарушение порядка ценообразования

Открытая информация по вопросу: "Нарушение порядка ценообразования" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ статья 14.6 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования

1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

3. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Комментарий к КоАП

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования

1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

3. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Государственное регулирование цен осуществляется в целях обеспечения защиты экономических интересов граждан, нормального функционирования хозяйственной системы в целом, а также ее отдельных отраслей. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. № З-ФКЗ) Правительство Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. постановления Правительства РФ от 2 апреля 2002 г.) утвердило перечни товаров и услуг, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов).

В перечень продукции производственно технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти включены:

В перечень продукции производственно технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ включены:

  • газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
  • газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);
  • электрическая и тепловая энергия (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями;
  • топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
  • перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
  • оплата населением жилья и коммунальных услуг;
  • ритуальные услуги;
  • услуги систем водоснабжения и канализации:
  • торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

В перечень услуг транспортных, снабженческосбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок включены:

Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об электроэнергетике».

Основные положения государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи утверждены Постановление Правительства РФ от 24.102005 № 637 (ред. от 27.06.2013).

Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования образует состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей рассматривают Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, его территориальные органы.

Читайте так же:  Высчитывают ли алименты с пенсии

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 14.6, является порядок ценообразования.

2. До 30.12.08 объективная сторона анализируемого правонарушения состояла в том, что виновный:

[1]

1) допускал завышение (т.е. устанавливает более высокие цены) либо занижение цен (товаров, расценок, ставок и т.п.) в случаях, когда они регулируются государством. При этом необходимо руководствоваться утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 239:

Перечнем продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (штрафов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти;

Перечнем продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (товаров) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

2) завышал (или занижал) размеры установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, состава и т.п.). Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 239 утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок;

3) нарушал установленный порядок регулирования цен (например, не выполнял соответствующие распоряжения уполномоченных госорганов о тарифах в области коммунального хозяйства не представляет установленные формы отчетности и т.д.). Данное было положение введено в ст. 14.6 Федеральным законом N 211-ФЗ от 30.12.2004 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» и вступило в силу с 02.01.05;

4) допускал иные нарушения (т.е. перечень их оставлен открытым) порядка ценообразования. Примером может служить нарушение порядка ценообразования, предусмотренного (для целей налогообложения) в ст. 40 НК (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Ч. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2005). Нужно учитывать, что Законом N 134 от 26.07.06 положения части 1 ст. 14.6 были распространены на случаи завышения (занижения) надбавок, устанавливаемых к ценам по табачным изделиям (они указываются изготовителем на пачке табачного изделия). Кроме того, установлено, что ИП и ЮЛ — производители (поставщики) табачных изделий — не могут быть привлечены к ответственности по ст. 14.6. (данные изменения вступили в силу с 01.01.07.

Оконченным это деяние считалось с момента совершения. Оно совершалось в форме действий (см. также коммент. к ст. 14.7).Указанные обстоятельства следует иметь в виду, при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов

3. После вступления в силу (30.12.08) изменений, внесенных в ст. 14.6 Законом N 281 от 25.12.08 объективная сторона анализируемого административного правонарушения охватывает также случаи занижения регулируемых государством цен, тарифов, расценок и т.п. на любые продукцию, товары, услуги либо совершение иных неисчерпывающим образом перечисленных в ч. 2 ст. 14.6 действий.

И данное правонарушение может быть совершено только в форме действий. Оконченным оно считается с момента допущения первого случая занижения цены (тарифа, надбавки).

Кроме того, подчеркнуто (в ч. 3 ст. 14.6) что ответственность за указанные выше действия предприятий розничной торговли (правильнее было бы сказать организаций розничной торговли) и ИП не может быть возложена на производителя или поставщика (в т.ч. и мелкооптового) табачных изделий.

Понятие «иного нарушения установленного порядка ценообразования» — к сожалению в ст. 14.6 — не раскрыто. В конкретном случае к таким «иным нарушениям» могут быть отнесены в частности нарушения положений постановления Правительства РФ от 08.08.09 N 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства». Тем не менее, видимо, ВС следует определить свою позицию по данному вопросу. См. также информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 11.01.06 N ДС-37/12.

4. Субъектами данного правонарушения могут быть:

1) граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (за исключением производителей и поставщиков табачных изделий);

2) должностные лица. По смыслу комментируемой статьи в это понятие в данном случае не входят индивидуальные предприниматели. Законодателю нужно внести ясность в ст. 14.6, а Верховному Суду РФ — определить свою позицию;

3) юридические лица (за исключением производителей и изготовителей табачных изделий).

[2]

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется только прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. До 30.12.08 по ст. 14.6 мог назначаться лишь административный штраф. Его налагали (и налагают) органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (см. коммент. к ст. 3.5, 23.49). После 30.12.08 за совершение административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 14.6 может быть назначено и такое наказание как дисквалификация ДЛ (она назначается судом, см. комментарий к ст. 23.1).

Проблемы признания малозначительности административных правонарушений на примере нарушений порядка ценообразования (Зайкова С.Н.)

Дата размещения статьи: 03.03.2017

В марте 2005 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации сформулировал определение понятия «малозначительное административное правонарушение»: «Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения».
———————————
См.: О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 марта 2005 г. N 5 // Российская газета. 2005. N 80. С. 3.

Не было установлено таких оснований и по делам об административных правонарушениях в отношении:
— ОАО энергетики и электрификации «Сахалинэнерго», допустившего нарушение порядка ценообразования, самостоятельно определив цену электрической энергии ;
— ЗАО «Завод сборного железобетона N 6», допустившего нарушение порядка ценообразования при реализации тепловой энергии по тарифам, не утвержденным органом, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов .
———————————
См.: Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2010 г. N 05АП-1289/2010 [Электронный ресурс]. Доступ из ИПС «Гарант».
См.: Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2010 г. N 08АП-9394/2009 [Электронный ресурс]. Доступ из ИПС «Гарант».

По этому основанию Постановление Комитета по тарифам Республики Татарстан от 22 мая 2009 г. N 0010/09 по делу об административном правонарушении ЗАО «Казанский экологический комплекс» было отменено решением Арбитражного суда Республики Татарстан . Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда указанное решение оставлено без изменения.
———————————
См.: Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 сентября 2009 г. N А65-13478/2009 [Электронный ресурс]. Доступ из ИПС «Гарант».
См.: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2009 г. N 11АП-9081/2009 [Электронный ресурс]. Доступ из ИПС «Гарант».

Читайте так же:  Судебные приставы полномочия и обязанности

По мотиву малозначительности отменено Постановление Комитета по тарифам Республики Татарстан от 28 октября 2009 г. N 0040/09 о привлечении ОАО «Казанский завод газовой аппаратуры — Веста» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
———————————
См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 апреля 2010 г. N А65-32401/2009 [Электронный ресурс]. Доступ из ИПС «Гарант».

Начиная с 2008 г. предпринимаются попытки формирования единообразного применения административными органами и судами правовых норм о малозначительности. Так, Калининградской областной Думой был внесен проект Федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предлагалось ст. 2.9 КоАП РФ дополнить положением, предусматривающим, что правило об освобождении от административной ответственности при малозначительности административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов РФ, применяется в порядке и на условиях, установленных законами субъектов РФ.
В официальном отзыве на законопроект Правительство РФ указало , что данное предложение противоречит положениям п. 1 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ, согласно которым к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, в т.ч. касающихся установления порядка и условий освобождения от административной ответственности.
———————————
См.: Письмо Правительства Российской Федерации. 2008. N 2129п-П4 [Электронный ресурс]. Доступ из ИПС «Гарант».

В 2012 г. ряд исполнительных органов государственной власти (ФАС России, ФССП России) утвердили методические рекомендации для своих сотрудников по вопросам применения ст. 2.9 КоАП РФ, в которых определяются критерии признания малозначительности административных правонарушений.
В 2013 г. Верховный Суд РФ определил составы правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
———————————
См.: О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации 19 декабря 2013 г. N 40 // Российская газета. 2013. N 296. С. 3.

В 2014 г. Конституционный Суд РФ указал на то, что «применение статьи 2.9 КоАП РФ во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности штрафа характеру совершенного правонарушения, способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности».
———————————
См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации 25 февраля 2014 г. N 4-П // Российская газета. 2014. N 52. С. 6.

Литература

1. Князев С.Д. Конституционные стандарты административной ответственности в правовой системе Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. N 2. С. 16 — 22.

Нарушение установленного порядка ценообразования

Сущность правонарушения

Постановлением Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 07.03.1995 № 239 утверждены перечни товаров и услуг, цены на которых регулируются органами власти как на федеральном, так и на региональном уровне. В эти перечни входят:

  • электричество, его подача;
  • алкогольная продукция, ее розлив;
  • продукция оборонного назначения;
  • перевозка грузов на железнодорожном транспорте;
  • социальные услуги, оказываемые населению и т. д.

Важно! Конкретные ценовые «коридоры», тарифы и коэффициенты установлены соответствующими нормативными актами. Например, особенности ценообразования в электроэнергетической сфере утверждены постановлением Правительства РФ «О ценообразовании…» от 29.12.2011 № 1178.

Выход за пределы этих ценовых коридоров — административное правонарушение.

В соответствии со ст. 14.6 КоАП нарушение порядка ценообразования может выражаться в виде:

  • реализации по завышенным/заниженным ценам товаров или услуг, если на них были установлены пределы, тарифы и т. п.;
  • завышения/занижения установленных надбавок, в т. ч. на табачные изделия;
  • нарушения порядка регулирования цен.

Кроме того, ст. 14.6 КоАП содержит формулировку «а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования». Под этим может пониматься, например, отсутствие обращения поставщика с заявлением об установлении тарифов на услуги (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2016 № Ф08-3421/2016 по делу № А53-396/2016).

Ответственность по ст. 14.6 КоАП

Возбудить дело и привлечь лицо к ответственности по ст. 14.6 КоАП может:

  • Роспотребнадзор (ч. 1 ст. 23.49 КоАП);
  • Росалкогольрегулирование (ч. 1 ст. 23.50 КоАП);
  • судья (ч. 2 ст. 23.1 КоАП);
  • региональные органы, уполномоченные устанавливать тарифы.
  • ФСТ (ч. 1 ст. 23.51 КоАП), в связи с упразднением которой ее полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях исполняет ФАС;

Обратите внимание! Административные дела по ст. 14.6 КоАП возбуждаются на основании заявлений потребителей, в результате проведенных проверок должностными лицами указанных органов или работниками прокуратуры.

При поступлении таких жалоб в органы Федеральной антимонопольной службы их перенаправляют в соответствующие региональные органы, устанавливающие тарифы или в другие уполномоченные органы через центр (Разъяснение ФАС от 29.08.2017 № 10).

Ответственность по ст. 14.6 наступает за нарушения порядка ценообразования, определенного как федеральными органами, так и региональными (постановление 2-го Арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015 по делу № А28-9884/2015).

К ней могут привлекаться граждане, должностные лица и организации.

Наказание назначается в виде штрафа, а для должностных лиц как вариант возможна дисквалификация.

Таким образом, нарушение порядка ценообразования — это нарушение антимонопольного законодательства, выражающееся в намеренном увеличении/уменьшении цены, на которую установлены пределы, коэффициенты, тарифы и т. п. За совершение данного правонарушения в ст. 14.6 КоАП предусмотрено наказание.

Статья 14.6 КоАП РФ. Нарушение порядка ценообразования

Новая редакция Ст. 14.6 КоАП РФ

1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Читайте так же:  Права бывшего мужа на ребенка

2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

3. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Комментарий к Статье 14.6 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и установленный порядок ценообразования.

Правовое регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости — и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ. Так, цены на лекарственные средства, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, регулируются государством. Для этого проводится государственная регистрация цен производителей на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства. Также на них устанавливается размер предельной оптовой и розничной надбавки.

Государственное регулирование в сфере деятельности естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по передаче тепловой энергии) осуществляется посредством Постановления Правительства от 24 октября 2005 г. N 637; Постановления Правительства от 13 октября 1999 г. N 1158; Указа Президента от 17 октября 1996 г. N 1451; Постановления Правительства от 17 июля 1996 г. N 869; Постановления Правительства от 17 июля 1996 г. N 863; Постановления Правительства от 12 февраля 1996 г. N 140; письма МНС от 3 ноября 1999 г. N ВГ-15-02/1035.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 332 Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний:

завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» ценовое регулирование осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.6 КоАП, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК).

3. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения — экономические права и интересы граждан и государства, нормальное функционирование отраслей в целом, отдельных субъектов предпринимательской деятельности, порядок государственного управления, порядок ценообразования.

2. Государственное регулирование осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и регламентируется законодательными и подзаконными актами. Например, цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа устанавливает федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий (Федеральный закон от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации»).

3. В целом цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются Правительством РФ (см., в частности, постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

4. Государственный порядок ценообразования включает в себя:

а) установление предельных цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, имеющие социальное или экономическое значение (товары первой необходимости, продукции (услуг) естественных монополий);

б) установление предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и других наценок (надбавок) к ценам (тарифам);

в) установление системы скидок, порядка декларирования свободных цен и тарифов, порядка включения в себестоимость продукции различных сумм;

г) установление минимальных цен на отдельные виды продукции (минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимых на территории Российской Федерации);

д) регистрацию оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основных комплектующих изделий, регистрацию отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

5. Объективная сторона правонарушения выражается в:

а) завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

б) занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

в) завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам и т.п.);

г) занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.);

д) иное нарушение установленного порядка ценообразования.

6. Перечень противоправных действий, образующих юридический состав административного правонарушения, является далеко неисчерпывающим. Так, нарушение порядка ценообразования может выражаться в несоблюдении установленных минимальных цен на ликероводочную и другую алкогольную продукцию, включении в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применении цен, согласованных на комплектную продукцию, при поставке некомплектной продукции; нарушении порядка декларирования свободных цен и тарифов предприятиями-монополистами и др.

Читайте так же:  Как правильно поделить наследство между детьми

7. Учитывая, что диспозиция ст.14.6 является бланкетной, при привлечении к административной ответственности следует устанавливать, в чем выразилось нарушение порядка ценообразования с указанием вида продукции, услуги.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла: лицо знает, осознает, что завышает или занижает регулируемые государством цены (тарифы, расценки, ставки) на продукцию, товары либо услуги. В этом случае лицо предвидит возможность причинения своими действиями вреда правам и законным интересам граждан, экономическим интересам государства и желает или допускает эти последствия. Мотивы могут быть разные, однако основной — незаконное извлечение прибыли.

9. Субъекты правонарушения — граждане, должностные лица, юридические лица.

Обман потребителей. Нарушение порядка ценообразования

Нарушение порядка ценообразования

1. Объект правонарушения — экономические права и интересы граждан и государства, нормальное функционирование отраслей в целом, отдельных субъектов предпринимательской деятельности, порядок государственного управления, порядок ценообразования.

[3]

2. Государственное регулирование осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и регламентируется законодательными и подзаконными актами. Например, цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа устанавливает федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий (Федеральный закон от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации»).

3. В целом цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются Правительством РФ (см., в частности, постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

4. Государственный порядок ценообразования включает в себя:

а) установление предельных цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, имеющие социальное или экономическое значение (товары первой необходимости, продукции (услуг) естественных монополий);

б) установление предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и других наценок (надбавок) к ценам (тарифам);

в) установление системы скидок, порядка декларирования свободных цен и тарифов, порядка включения в себестоимость продукции различных сумм;

г) установление минимальных цен на отдельные виды продукции (минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимых на территории Российской Федерации);

д) регистрацию оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основных комплектующих изделий, регистрацию отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

5. Объективная сторона правонарушения выражается в:

а) завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

б) занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

в) завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам и т.п.);

г) занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.);

д) иное нарушение установленного порядка ценообразования.

6. Перечень противоправных действий, образующих юридический состав административного правонарушения, является далеко неисчерпывающим. Так, нарушение порядка ценообразования может выражаться в несоблюдении установленных минимальных цен на ликероводочную и другую алкогольную продукцию, включении в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применении цен, согласованных на комплектную продукцию, при поставке некомплектной продукции; нарушении порядка декларирования свободных цен и тарифов предприятиями-монополистами и др.

7. Учитывая, что диспозиция ст.14.6 является бланкетной, при привлечении к административной ответственности следует устанавливать, в чем выразилось нарушение порядка ценообразования с указанием вида продукции, услуги.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла: лицо знает, осознает, что завышает или занижает регулируемые государством цены (тарифы, расценки, ставки) на продукцию, товары либо услуги. В этом случае лицо предвидит возможность причинения своими действиями вреда правам и законным интересам граждан, экономическим интересам государства и желает или допускает эти последствия. Мотивы могут быть разные, однако основной — незаконное извлечение прибыли.

9. Субъекты правонарушения — граждане, должностные лица, юридические лица.

1. Объектом правонарушения, предусмотренного ст.14.7 КоАП, являются имущественные интересы покупателя, предусмотренные действующим законодательством о защите прав потребителя при осуществлении торговли по договору розничной купли-продажи.

2. Объективная сторона выражается в совершении действия, состоящего в обмане, в результате чего покупателю причиняется имущественный ущерб. Обманом потребителей в небольшом размере, предусмотренным ст.150.3, является обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, не превышающей одной десятой минимального размера оплаты труда. Обман характеризуется тем, что в результате противоправных действий продавца чужое имущество переходит в его владение. Незаконная нажива продавцом осуществляется путем обмеривания, обвешивания, обсчета или иного обмана потребителей в магазинах, на других предприятиях, реализующих товары или оказывающих услуги населению, независимо от форм собственности, а равно гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), совершенных в небольшом размере.

Обмеривание — отпуск товаров меньшего размера, чем должен их получить потребитель по договору купли-продажи.

Обвешивание — отпуск товаров меньшего веса, чем он должен быть в соответствии с оплатой покупки. Способы, время обмеривания, обвешивания могут быть различными: использование неправильных, нестандартных средств, приборов измерения, обмеривание и обвешивание при расфасовке, непосредственной продаже товаров и т.д.

Обсчет — получение виновным большей суммы, чем фактическая стоимость отпущенного товара, оказанной услуги, утаивание сдачи.

Обман покупателя может осуществляться и путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара. Это может выражаться как в продаже товаров, оказании услуги, передаче результата работы, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий, условиям договора, так и в предоставлении заведомо искаженной информации о потребительских свойствах, качестве товара (услуги), в утаивании от потребителя необходимой информации о товаре, услуге.

3. Перечень способов, указанных в ст.14.7, не является исчерпывающим и норма является бланкетной; в необходимых случаях следует руководствоваться правилами продажи товаров. Бланкетный характер нормы приводит к значительному затруднению квалификации правонарушения и дублированию юридических составов. Так, введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) связано с непредоставлением необходимой и достоверной информации. Однако нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.14.5 и 14.8 (см. комментарий). Очевидно, в этих условиях введение в заблуждение путем недостоверной информации следует квалифицировать по ч.1 ст.14.8, прямо предусматривающей данное противоправное деяние.

Читайте так же:  Приказ о сокращении штата работников организации

4. В ст.14.7 не указывается размер ущерба, причиненного потребителю, однако, как вытекает из содержания данной статьи, он предполагается: не свыше одной десятой части минимального размера оплаты труда. Если он превышает одну десятую часть минимального размера оплаты труда, это влечет уголовную ответственность виновного.

5. Административное правонарушение считается оконченным в момент заключения договора купли-продажи. По общему правилу, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю товарного или кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара.

6. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного данным составом, является общий субъект — физическое лицо (продавец), достигшее 16-летнего возраста и осуществляющее трудовую деятельность в сфере торговли или услуг по трудовому договору в магазинах, на других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, независимо от форм собственности, либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя; должностное лицо; юридическое лицо.

7. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины. Виновный сознает, что обманывает потребителя и причиняет тем самым ущерб в небольшом размере, и желает наступления этих последствий.

Нарушение иных прав потребителей

1. Объект правонарушения — права и интересы граждан на приобретение товаров (работ и услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах и услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), предусмотренные Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», Правилами торговли.

Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории РФ, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соблюдаться торгующей организацией.

2. Объективная сторона правонарушения, сформулированная диспозицией комментируемой статьи, характеризуется нарушением права потребителя на получение необходимой и достоверной информации: о реализуемом товаре (работе, услуге); об изготовителе; о режиме их работы и выражается в несоблюдении изготовителем (исполнителем, продавцом) обязанностей по своевременному предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации (ч.1 ст.14.8); включении в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ч.2 ст.14.8); непредоставлении потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (ч.3 ст.14.8).

3. Понятие необходимой информации включает полноту и исчерпывающий характер сведений, позволяющих потребителю составить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце).

Достоверность предоставляемой информации означает, что все сведения, сообщаемые потребителю, соответствуют действительности, касаются ли они изготовителя (исполнителя, продавца), товара (работы, услуги) или режима работы продавца (исполнителя).

4. Потребитель — гражданин, намеревающийся заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Изготовитель — организация независимо от формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Продавец — организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи.

Поставщик — организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, продающий либо производимые им товары, либо товары, закупленные им для продажи.

5. Учитывая, что норма является бланкетной, в каждом случае привлечения виновного лица к ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено и в чем это нарушение проявилось с указанием на соответствующий пункт правила.

6. Правонарушение с субъективной стороны характеризуется виной: должностное лицо знает, осознает, что нарушает права потребителя, но при этом не предоставляет необходимую и достоверную информацию о реализуемом товаре (работе, услуге) об изготовителе, о продавце, об исполнителе, о режиме работы, включает в договор условия, не предусмотренные законом, не предоставляет потребителю льгот и преимуществ. Формы вины не влияют на санкцию.

7. Субъектами правонарушения выступают должностные лица, юридические лица, осуществляющие торговлю и услуги.

Потребители товаров оказывают значительное влияние на принятие фирмой решения по ценам.
Нарушением, преследуемым законом, является также «вертикальное фиксирование цен».
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ порядок изменения свободных .

— комплиментарный характер потребления
Определение целей ценообразования. Цели ценообразования относятся к мерам стратегического характера, в маркетинговой практике выделяют 4 основные стратегии.

Для определения выгоды, получаемой потребителями от приобретения благ, используется концепция потребительского излишка.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ порядок изменения свободных .

* завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования
* нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов

Видео (кликните для воспроизведения).

Но в итоге излишек, то есть чистая выгода потребителей, может не увеличиться, а сократиться. К содержанию книги: Цены и ценообразование.

Источники


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.

  2. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.

  3. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
  4. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
  5. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
Нарушение порядка ценообразования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here