не соблюдение дистанции пдд

Открытая информация по вопросу: "не соблюдение дистанции пдд" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Пункт 9.10 ПДД – несоблюдение дистанции и бокового интервала

Соблюдение дистанции – это один из самых важных составляющих безопасности дорожного движения. Регулирует этот вопрос пункт 9.10 Правил дорожного движения. Но делает он это не в конкретных цифрах, а только по ситуации: если водителю удалось избежать ДТП, значит, она была безопасная, если нет, то налицо несоблюдение дистанции и нарушение 9.10 ПДД.

Официальная трактовка на 2021 год

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Последнее изменение

Пункт 9.10 не менялся ни разу со дня официального опубликования Правил в далёком 1993 году. Значит ли это, что этот пункт идеален? Нельзя ответить однозначно, но определённо он универсален. И ДТП из-за нарушения данного предписания подзаконного акта происходят сравнительно часто.

Комментарии и разъяснения к пункту 9.10 ПДД

В целом, этот 9.10 достаточно простой для понимания пункт, но всё же ряд моментов требует уточнения тонкостей.

Так, можно выделить наиболее важные тезисы:

  • дистанция, согласно пункту 9.10 ПДД – понятие условное, нет чёткого размера этой дистанции,
  • то же самое касается бокового интервала – пока нет ДТП, то боковой интервал обеспечивает безопасность движения, и Правила по этой части не нарушены,
  • если Вы едете задним ходом, речи о нарушении этого пункта не может идти, так как важное условие – движущееся впереди ТС,
  • также 9.10 не применима в случае, если автомобиль впереди стоит, так как ещё одно условие – «движущееся впереди ТС».

Про несоблюдение дистанции

Итак, конкретной информации по дистанции в метрах пункт 9.10 Правил не содержит. Есть только оговорённость о том, что она должна позволить избежать ДТП. Более никаких оговорок нет. То есть нарушение данного пункта прецедентно – несоблюдение дистанции возможно только в случае ДТП. Не было аварии – дистанция соблюдена, есть – не соблюдена! Всё, казалось бы, довольно просто!

Читайте так же:  разрешен ли обгон в тоннеле

Значит ли это, что если произошло столкновение в зад впереди едущему автомобилю, то всегда виноват сзади едущий и всегда есть нарушение пункта 9.10 ПДД? Почти всегда это так. Исключения Вы можете увидеть по ситуациям немного ниже.

Одна из таких ситуаций плотно коррелирует с пунктом 10.1 Правил – когда водитель должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы успеть остановиться при внезапно появившейся опасностью на дороге.

Так, согласно судебной практике 2021 года и ранее, если, к примеру, впереди едущий автомобиль столкнулся со встречным, который, в свою очередь, вылетел на встречку. В результате впереди едущий автомобиль останавливается резко или вовсе его откидывает назад, и это едущий сзади водитель не мог никак ожидать такого поворота событий при прочих равных условиях, когда не видел ситуацию далеко впереди.

Таким образом, на практике 2021 года речь о несоблюдении дистанции идёт именно о случаях, когда впереди движущаяся машина экстренно тормозит, а не тормозит о другое препятствие.

К слову, о движущемся впереди автомобиле.

Если автомобиль впереди стоит

В этом случае пункт 9.10 ПДД никак не может быть нарушен по той простой причине, что пункт 9.10 ПДД говорит прямо о движущемся впереди транспортном средстве.

Если же машина впереди стоит, то здесь нарушение другой нормы Правил – чаще всего, если Вы не успели затормозить перед стоящим авто или не заметили его вовремя, чтобы успеть среагировать, то при аварии Вам вменят нарушение пункта 10.1 ПДД с мотивировкой, что Вы вели автомобиль со скоростью, не позволяющий вовремя избежать столкновения.

Про боковой интервал

Если Вы прочитаете или услышите где-либо про конкретные цифры такого интервала, то это неправда. В действующих на 2021 год Правилах точное значение бокового интервала не установлены. Чаще можно услышать такие числа:

  • 1,5 метра от велосипедиста,
  • 2-2,5 метра от соседнего автомобиля,
  • 1-1,5 метра от пешехода.
Читайте так же:  взять потребительский кредит под низкий процент

Но пункт 9.10 прямо и неоднозначно предписывает: боковой интервал должен просто обеспечить безопасность движения. И здесь данный этот вопрос напрямую пересекается с пунктом 9.1 ПДД, который говорит о том, что число полос на дороге при отсутствии полос определяется самими автомобилями с учётом их габаритов.

Таким образом, 9.10 нарушается в том случае, если Вы притёрли боковой стороной другое авто и не нарушается в таких случаях, когда:

  • в соседней машине водитель или пассажир открыл дверь, и Вы её задели,
  • соседний автомобиль маневрировал сам (тогда именно его водитель нарушил пункт 9.10).

Формула расчёта бокового интервала

Но конкретика в этом вопросе всё же есть. Ответ нам даёт справочник по автотехнической экспертизе – той, что применяется после ДТП. В частности, там говорится о боковом интервале в целях исключения столкновения автомобилей бортами.

Здесь же приводится такой термин как «возмущающее воздействие» – это то, что может привести к уводу автомобиля в сторону:

  • внезапный порыв ветра,
  • курсовая неустойчивость вследствие допустимого люфта рулевой рейки,
  • увод в сторону из-за неровности дороги,
  • увод при торможении (речь идёт о допустимом уводе, а не при заносе машины).

Так, безопасный интервал расчитывается с учётом таких возущающих действий.

Формула расчёта бокового интервала при встречном разъезде транспортных средств:

Видео (кликните для воспроизведения).

Формула при обгоне или опережении:

Формула при объезде:

Dобъезд = 0,35 + 0,005 V1

Где V1 – это скорость машины перед обгоном в км/ч, V2 – скорость обгоняемого автомобиля, также в км/ч, а V3 – скорость встречного авто в км/ч.

Важное замечание!

Какой штраф за нарушение 9.10?

Отдельного частного штрафа за дистанцию или боковой интервал в актуальном на 2021 год Административном кодексе нет. Пункт 9.10 относится к разделу расположения транспортных средств на дороге, и в КоАП есть штраф за любые нарушения такого расположения – часть 1 статьи 12.15, наказывающая водителей штрафом 1 500 рублей.

Читайте так же:  трудовой кодекс труд несовершеннолетних

Штраф за нарушение 9.10 – 1 500 рублей по ч.1 ст. 12.5 КоАП.

Эта финансовая санкция не может быть выписана инспектором ДПС при простой остановке водителя на дороге. Как мы уже описали выше, нарушение пункта 9.10 прецедентное – только при ДТП пункт считается нарушенным. Это касается как несоблюдения дистанции, так и бокового интервала.

Но при случившейся аварии также вместе со штрафом за нарушением пункта 9.10 могут быть выписаны наказания по другим статьям. Нередко несоблюдение дистанции приводит к ДТП с причинением вреда здоровью или даже жизни потерпевших (потерпевшими в этом случае также могут считаться и пассажиры в машине виновника). Тогда будет выписана ещё и одна из санкций в рамках статьи 12.24 Кодекса, влекущая вплоть до лишения прав, а в ряде случаев виновник может быть привлечён к уголовной ответственности.

Штраф за несоблюдение дистанции — какой пункт ПДД и кто виноват в ДТП

Ежедневно на дорогах происходят тысячи аварий, большая часть из которых незначительна, но доставляется в дальнейшем множество неприятностей. Значительная их часть случается при слишком близком движении автомобилей, в связи с чем в КоАП установлен штраф за несоблюдение дистанции.

Требование соблюдения дистанции

Действующая редакция правил дорожного движения однозначно не раскрывает понятия безопасной дистанции. Единственное, что указано в норме – водитель должен выбирать такую дистанцию, который будет достаточно для совершения непредвиденного торможения. В связи с этим каждый водитель исходя из конкретной обстановки должен самостоятельно выбирать интервал между автомобилями.

При этом следует учитывать следующие факторы:
  • погодные явления. В сухую летнюю погоду тормозной путь на асфальте будет минимальным, в то время как мокрая поверхность или лед значительно его увеличат;
  • начиная со скорости в 60 км/ч каждый километр превышения требует значительного тормозного расстояния. Поэтому всегда следует придерживаться скоростным ограничениям;
  • особенности водителя. У каждого человека своя скорость реакции, но чем более опытный водитель, тем быстрее он сможет предпринять действия;
  • техническое состояние автомобиля. Каждая машина имеет свои характеристики и особенности. Узнать их можно только проездив на ней значительное время.
Читайте так же:  кто подписывает платежное поручение

Следует выделять и боковой интервал – дистанция между автомобилями соседних полос. Его также важно держать на достаточном уровне.

Кто и в каких случаях может быть признан виновным

Рассмотрим какой пункт ПДД и кто виноват в ДТП при ударе сзади. Обязанность по соблюдению безопасной дистанции установлена в пункте 9.10 правил дорожного движения. Подробнее о нем рассказывалось ранее.

ВАЖНО . На сегодняшний день в России сложилась практика о презумпции виновности автомобиля, находящегося сзади. Почти во всех случаях при аварии будет виноват сзади идущий. Конечно, в исключительных случаях возможно доказать свою невиновность, но лучше соблюдать минимальную безопасную дистанцию.

Крайне близкое движение автомобилей опасно из-за 2 причин:
  • повышается риск непосредственного столкновения автомобилей;
  • в случае, если водителю сзади потребуется прибегнуть к экстренному торможению, чтобы избежать ДТП с передним, остальные участники дорожного движения могут не успеть среагировать и тогда произойдет массовая авария.

Чтобы избежать долговременных разбирательств, лишних трат на уплату штрафов и расходов по восстановлению автомобиля всегда необходимо выполнять требования правил дорожного движения.

Штраф за движение на слишком близкой дистанции

Данное правонарушение регулируется ст. 12.15 КоАП Российской Федерации. Состав правонарушения возникает только в случае наступления ДТП. Это означает, его материальный состав. Инспектор не имеет права остановить водителя по причине несоблюдения им дистанции, санкция может быть применена после произошедшей аварии. Однако не во всех случаях удара сзади к водителю будут применены меры государственной ответственности.

ВНИМАНИЕ . Так, удар сзади в припаркованный автомобиль не может быть квалифицирован по ст.12.15 КоАП. Это связано с тем, что такое ТС не признается непосредственным участником дорожного движения.

В случае отсутствия в действиях водителя составов иных правонарушений он понесет исключительно гражданско-правовую ответственность. Таким образом, штраф может быть назначен только если оба транспортных средства являются участниками движения.

На сегодняшний день при дтп 2021 коап рф предусматривает размер штрафа в 1500 рублей. Законом не предусмотрено увеличение наказания за совершения повторного правонарушения. Под эту же статью попадает несоблюдение боковой дистанции с аналогичным размером штрафа. Кроме того, кроме административной, водитель понесет и гражданско-правовую ответственность. В случае, если у виновника был страховой полис ОСАГО, то он покроет определенный ущерб. Сумма таких выплат не может превышать полмиллиона рублей. Все расходы свыше лягут на самого виновника ДТП. Ремонт собственного автомобиля придется производить за свой счет (кроме случая наличия страхования КАСКО).

Читайте так же:  дебиторская задолженность ударение

Почему в ПДД не прописана дистанция, и как ее надо выбирать

В двухмерном пространстве дороги традиционно рассматривают два понятия: дистанция и боковой интервал. Пункт 9.10 Правил дорожного движения обязывает водителя «соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения». А вот каковы их конкретные величины, и ПДД, и Административный кодекс деликатно умалчивают.

Штрафа нет, но наказать могут

Именно из-за отсутствия измеряемых, а значит, объективных критериев безопасности дистанции и интервала российское законодательство не содержит норм, устанавливающих ответственность за их несоблюдение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Довольно часто по результатам рассмотрения подобного рода происшествий Госавтоинспекция выносит определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновника. И это несмотря на то, что в фабуле (описании) происшествия инспектор напишет: «водитель выбрал дистанцию до впереди движущегося транспортного средства, которая не позволила избежать столкновения, чем нарушил требование пункта 9.10 ПДД РФ».

не соблюдение дистанции пдд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here