Обязательные работы заключаются

Открытая информация по вопросу: "Обязательные работы заключаются" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Уголовное право. Общая часть

Обязательные работы

Обязательные работы как мера уголовного наказания не были известны ранее действующему уголовному законодательству, хотя в истории карательных мер отечественного законодательства можно найти существующие им аналоги.

А в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), от 14 декабря 1990 г. среди мер, альтернативных реальному лишению свободы, есть указание на «постановление о выполнении общественно полезных работ» (ст. 8.2 Правил).

Уголовно-правовая сущность наказания в виде обязательных работ заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Устанавливаются обязательные работы на срок от 60 до 240 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе или службе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы или службы, а с согласия осужденного — четырех часов.

[2]

Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть более 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Несовершеннолетним обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов и заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет — трех часов в день.

Вид обязательных работ и предприятия, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Срок исчисления обязательных работ осуществляется в часах, а время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения (отбывания) обязательных работ, равно, вероятно, как и предоставление каникул студенту очной формы обучения, хотя в законе о последнем ничего не говорится. Трудовая книжка на осужденных не заводится, время обязательных работ не включается в общий, непрерывный и специальный трудовой стажи.

Обязательные работы — основное наказание. Как основное наказание оно может быть назначено судом:

  1. в случаях, когда оно самостоятельно или в альтернативе с другими мерами наказаний предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК;
  2. в случае назначения их как более мягкого наказания по ст. 64 УК за преступление,
  3. санкция статьи, которой оно преду- смотрено, не содержит обязательных работ;

при вердикте присяжных заседателей о снисхождении — ст. 65 УК;

  • в порядке замены штрафа, назначенного лицу как основное наказание, в случае злостного уклонения лица от его отбывания (ст. 46 УК РФ);
  • в случае применения судом обязательных работ в порядке надзора или кассации вместо лишения свободы или примененного по приговору условного осуждения к лишению свободы.
  • Объем карательного воздействия обязательных работ во многом зависит от срока его отбытия и от характера работы, вид которой определяется органами местного самоуправления. Содержание обязательных работ устанавливается в соответствии с общественными потребностями конкретной административно-территориальной единицы. Как правило, это должны быть работы по благоустройству, ремонтные работы, сельскохозяйственный труд, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.

    Обязательные работы в силу специфики своего уголовно- правового содержания не могут назначаться:

    • — лицам, признанным инвалидами первой группы;
    • — беременным женщинам;
    • — женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
    • — военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;
    • — военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

    В случае признания осужденного, уже в момент отбывания им обязательных работ, инвалидом первой группы, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной — представление об отсрочке ей отбывания наказания. В случае причинения увечья, связанного с выполнением обязательных работ, возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством РФ о труде.

    Порядок отбывания наказания в виде обязательных работ подробно регламентирован уголовно-исполнительным законодательством (ст. 25-30 УИК РФ). Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. К отбыванию наказания осужденный привлекается не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

    Уголовно-исполнительные инспекции, получив такое распоряжение, обязаны вести учет осужденных; разъяснять им порядок и условия отбывания наказания; согласовывать с органами местного самоуправления перечень предприятий, на которых осужденные будут отбывать обязательные работы; вести суммарный учет отработанного осужденными времени. Формой учета проработанного осужденным времени является табель, который помесячно, с отражением конкретного количества часов, отработанных каждым осужденным в день, ведется представителем администрации, осуществляющим непосредственное руководство осужденными к обязательным работам.

    Осужденные к обязательным работам должны, в свою очередь, соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которые они направлены на работу; добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них предприятиях и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

    Оплата труда осужденных производится в соответствии с нормами и расценками, существующими в народном хозяйстве, повременно или сдельно. Использование сдельной системы оплаты труда не исключает при этом обязанность осужденного отработать положенное количество часов.

    На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, а также уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных ими часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

    В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция должна вынести осужденному письменное предупреждение о возможной замене обязательных работ другим наказанием. Согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ при злостном уклонении осужденного от отбывания обязательных работ это могут быть ограничение свободы, арест или лишение свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

    Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается, согласно ст. 30 УИК РФ, осужденный: 1) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; 2) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; 3) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (имеется в виду оставление места жительства без уважительных причин и уведомления об этом уголовно-исполнительной инспекции).

    Читайте так же:  После развода как разделить дом

    Под нарушением трудовой дисциплины принято в данном случае понимать: появление на работе в нетрезвом состоянии; самовольное прерывание работы; досрочное оставление места работы в течение рабочего времени; умышленное невыполнение норм и производственных заданий, нарушение правил по технике безопасности; нарушение общественного порядка в период работы и т.д.

    Под уважительными причинами невыхода на обязательные работы понимаются объективные обстоятельства, препятствующие началу выполнения осужденным обязательных работ в конкретный день и час. Это, в частности, могут быть как обстоятельства личного, семейного характера, так и обстоятельства, связанные с состоянием здоровья.

    Прокуратура Московской области

    Наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление и признанного судом виновным, основано на одном из основополагающих принципах уголовного закона — принципе справедливости.

    Наказание обязательно должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

    В целях реализации данного принципа уголовным законом предусмотрен достаточно широкий спектр видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Среди них значительное место занимают наказания, связанные с принудительным привлечением осужденного к труду: обязательные, исправительные и принудительные работы.

    Исправительные работы — вид наказания, назначаемый осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. При этом исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

    Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

    Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, за совершение преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

    Стоит отметить, что исправительные и обязательные работы не назначается к лицам, признанными инвалидами первой группы, беременным женщинам и имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим службу по призыву, и военнослужащим, проходящим службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

    Отличие принудительных работ в том, что они не назначается несовершеннолетним, инвалидам первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

    Общим для данных видом наказания является то, что в случае уклонения осужденного от отбывания исправительных, обязательных и принудительных работ, они заменяются лишением свободы.

    Обязательные работы как вид уголовного наказания

    Данный вид наказания регламентирован ст. 49 УК, ст.88 УК, УИК ст. 25-30, инструкцией об организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (20.05.2009 приказ Минюста).

    Уголовное наказание в виде обязательных работ появилось в УК РФ с 1996г., но применяться и реально действовать стало с 2005 г.

    Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

    Обязательные работы были изначально платными, после многочисленных протестов работодателей, они стали безвозмездными.

    Ч.4 ст.49 УК указывает круг лиц, которым указанное наказание не назначается.

    Исполнение наказания возложено на инспекции по месту жительства.

    Порядок исполнения:

    Инспекции определяют места исполнения работ, согласовывая их с органами местного самоуправления.

    Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за исполнением данного наказания, в т.ч. надзор и со стороны администрацией учреждений.

    За нарушения осужденными порядка отбывания наказания инспекция обязана вынести предупреждение. Об его ответственности в соответствии с действующим законодательством.

    За злостное уклонение от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания по ч.3 ст.49 УК РФ при соблюдении следующих правил: обязательные работы при злостном уклонении заменяются лишением свободы, из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

    В соответствии со ст.30 УИК злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, который более 2х раз в течении месяца не вышел на обязательные работы без уважительной причины, более 2х раз нарушил трудовую дисциплину или скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

    Указанное наказание назначается в виде только основного в размере от 60 до 240 часов. Они отбываются не более 2х часов в свободное от учебы или работы время. Но не м.б. менее 12 часов в неделю.

    Проблематика исполнения:

    • пробел в механизме трудоустройства осужденных
    • отсутствует законодательная регламентация отношений между УИИ и администрацией работодателя.

    Ст.28 УИК на администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Также стоит отметить, что отбывание наказания осуществляется за пределами рабочего времени, т.к. осуществляется за пределами времени работы. То есть отсутствует контроль.

    • Злостное уклонение от отбывания обязательных работ. Ранее предусматривалась замена арестом или ограничением свободы. Проблема в предельном сроке обязательных работ: максимум 30 дней лишения свободы, в этот срок засчитывается уже отбытый срок. В настоящее время необходимо увеличить срок его отбывания как минимум в 2 раза.
    Читайте так же:  Уточнение границ земельного участка под многоквартирным домом

    Что-то пошло не так

    Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

    Сделано в Санкт-Петербурге

    © 1997 — 2019 PPT.RU
    Полное или частичное
    копирование материалов запрещено,
    при согласованном копировании
    ссылка на ресурс обязательна

    Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
    его функционирования в рамках Политики в отношении
    обработки персональных данных. Если вы не согласны,
    пожалуйста, покиньте сайт.

    Ошибка на сайте

    Удаление аватара

    Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

    Российское уголовное право

    Обязательные работы

    «Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями» (ст. 49 УК).

    Обязательные работы назначаются только в качестве основного наказания главным образом за преступления небольшой или средней тяжести. Пенитенциарное воздействие этого вида наказания на осужденного связано, прежде всего, с теми лишениями и ограничениями, которые он претерпевает в процессе его исполнения: увеличение продолжительности рабочего дня за счет сокращения времени отдыха; безвозмездность труда, его тяжелый, непрестижный характер; психологический дискомфорт, связанный с судимостью, и т.п.

    Рассматриваемый вид наказания был предусмотрен в УК РФ 1996 г. с момента его принятия. Однако положения УК РФ о наказании в виде обязательных работ были введены в действие лишь Федеральным законом РФ от 28 декабря 2004 г. №177-ФЗ.

    Известной спецификой отличается отбывание обязательных работ несовершеннолетними. В соответствии с ч. 3 ст. 88 УК РФ обязательные работы назначаются им на срок от 40 до 160 часов и заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетних, исполняются ими в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет — трех часов в день.

    В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. Время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

    Сфера применения обязательных работ ограничена определенным кругом лиц. Так, этот вид наказания не назначается лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

    Проблемы назначения наказания

    Назначение обязательных работ

    Содержание уголовного наказания в виде обязательных работ сводится к ограничению таких конституционных прав граждан, как право на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ) и право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). В соответствии со ст. 4 ФЗ «О введении в действие УК РФ», «положения УК РФ о наказании в виде обязательных работ вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий, но не позднее 2004 г.», фактически применение обязательных работ как самостоятельного вида уголовного наказания осуществляется с января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г.

    К.Н. Тараленко верно обращает внимание на следующее:

    1. степень ограничений посредством наказания в виде обязательных работ выражается в их интенсивности (ежедневной занятости осуждённого на работах);
    2. ограничения выражаются и в конкретном принудительном труде, к которому привлекаются осуждённые, и зависят от его вида и тяжести 1 Тараленко К.Н. О содержании наказания в виде обязательных работ // Развитие альтернативных санкций в российской уголовной юстиции: опыт и перспективы: сб. материалов междунар. Конф. (Москва, 29-30 мая 2002 г.) М., 2002. С. 69. .
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Обязательные работы могут назначаться судом только в качестве основного вида наказания (ст. 45 УК РФ). Их содержание, в соответствии со ст. 49 УК РФ, заключается в выполнении в свободное от основной работы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Это, конечно, не означает, что обязательные работы не могут применяться к трудоспособным лицам, по каким-либо причинам не занятым трудом на момент вынесения приговора или вступления его в силу.

    Продолжительность обязательных работ устанавливается в пределах от 60 до 240 часов. Отбываются эти работы не свыше 4 часов в день. Несовершеннолетним обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов и заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего.

    Нельзя не согласиться с тем, что законодательная оценка общего карательного уровня обязательных работ завышена. Признав обязательные работы более строгим наказанием, чем штраф и лишение права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью, законодатель тем самым исключил возможность его применения в качестве дополнительного наказания.

    В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. существенно изменился круг лиц, к которым не допускается применение обязательных работ: из него исключены лица, признанные инвалидами первой или второй группы: женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 8 лет, женщины, достигшие 55-летнего возраста, и мужчины, достигшие 60-летнего возраста. Одновременно установлен запрет назначения обязательных работ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на вотских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Такое решение получило оценку необоснованного, оно создало впечатление ошибки, будучи диаметрально противоположным по отношению к иным наказаниям 2 Фролов А.С. Либерализация уголовного законодательства // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2004. Вып. 1. С. 104. .

    Обязательные работы отбываются по месту жительства осужденных.

    Следует отметить, что законодатель использует термин «общественно полезные работы». Речь идет, прежде всего, о таких работах, которые не требуют наличия профессионального образования, навыков, опыта, но не только о них, поскольку и квалифицированная работа является общественно полезной. Поэтому исполнение обязательных работ не исключает привлечение осужденных, обладающих соответствующими навыками, к квалифицированным работам.

    Выполнение обязательных работ предусматривается в свободное от основной работы время, поэтому время дополнительных работ и работа по совместительству может не учитываться при назначении обязательных работ. Таким образом, осужденный должен прекратить дополнительную работу и работу по совместительству, если их выполнение противоречит требованиям судебного приговора и графику выполнения обязательных работ.

    Читайте так же:  Признание мирового соглашения недействительным

    Ежедневная продолжительность обязательных работ установлена УК РФ (ч. 2 ст. 49 и ч. 3 ст. 88 УК РФ), поставлена в зависимость от возраста осужденных и не может превышать:

    • 2 часов для лиц младше 15 лет.
    • 3 — для лиц в возрасте от 15 до 16 лет.
    • 4 — для остальных осужденных.

    Эти правила несколько конкретизированы в уголовно-исполнительном законодательстве. В соответствии с ч. 2 ст. 27 УИК РФ, время обязательных работ не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осуждённый не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — 4 часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. Очевидно, что в силу требований уголовного закона для осужденных время обязательных работ не может превышать установленного в УК предела вне зависимости от их желания (согласия).

    При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

    При назначении наказания в виде обязательных работ в резолютивной части приговора указывается только его размер, исчисляемый в соответствии со ст. 49, 71 и 88 УК РФ.

    Военнослужащие, осуждённые к наказанию в виде обязательных работ, отбывают их в условиях дальнейшего прохождения военной службы по общим правилам.

    Обязательные работы как самостоятельный вид наказания в полной мере соответствует общепризнанным международным нормам об обращении с преступниками. Так, в ст. 8.2 Стандартных минимальных правил ООН («Токийские правила»), принятых в 1990 г. VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, среди возможных мер наказания, альтернативных лишению свободы, указано выполнение общественно полезных работ.

    Характерной особенностью общественно полезных работ является то, что их введению в большинстве стран предшествует ряд экспериментов. Наказание в виде общественных работ известно уголовному законодательству многих государств, однако в большинстве из них такая уголовно-правовая мера принуждения может быть назначена только с согласия осуждённого (Франция, Испания и др.).

    Обязательные работы, как вид уголовного наказания

    Обязательные работы заключаются в выполнении общественно-полезных работ в свободное от основной работы или учебы время в местах и на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

    Признакиобязательных работ:

    1. Это общественно полезные работы, т.е. они должны приносить пользу населению, проживающему на территории соответствующего муниципального образования. В РФ они, как правило, выражаются в выполнении работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства. В то же время в законе нет каких-либо ограничений на выполнение общественно полезных работ и в других сферах жизнедеятельности. Самое главное, что бы эти работы приносили пользу обществу и не превратились в использование осужденного в коммерческих целях. Сегодня у нас недостаточно определяется круг объектов для обязательных работ, на которых может осуществляться данный вид наказания.

    2. Эти работы бесплатные, т.е. осужденный не получает за их выполнение какое-либо вознаграждение. Организация, использующая труд осужденного, получает экономию фонда оплаты труда, и эта экономия остается в организации.

    3. Данные работы выполняются в свободное от основной работы или учебы время. Это правило распространяется на тех осужденных, которые работают или учатся. Если он не работает или не учится, то он выполняет работы в то время, которое определяет для него организация. В уголовно-исполнительном кодексе существует ограничение дневного времени выполнения обязательных работ. Взрослый осужденный не может работать более 4 часов в день (если не имеет основного места работы или учебы).

    4. Обязательные работы отбываются в местах и на объектах, определяемых органом местного самоуправления. Для этого составляется перечень организаций, где будут отбываться обязательные работы, этот перечень утверждается главой органа местного самоуправления и согласовывается с начальником уголовно-исполнительной инспекции. Обязанность составить перечень лежит на органе местного самоуправления. На практике все наоборот. Перечень составляют инспекции и несут главе на подпись. Орган местного самоуправления объясняет это тем, что закон хоть и закрепил данную процедуру, но финансировать больше не стал, а бесплатно органы местного самоуправления занимать этим не собираются.

    5. Обязательные работы могут отбываться только в районе места жительства осужденного, однако, законодательство РФ не содержит определения понятия района места жительства, существует только понятие определения места жительства. Практика вкладывает в это понятие территорию соответствующего муниципального образования, на котором проживает осужденный фактически (не обязательно, чтобы он был тут зарегистрирован). Обязательные работы исполняются уголовно-исполнительными инспекциями. Эти инспекции являются структурным подразделением территориальных органов федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).

    Проблемы назначения и назначения обязательных работ:

    1. В УК существует перечень лиц, которым данное наказание не может быть назначено. На основании практики можно сказать, что данный перечень несовершенный, поскольку существуют серьезные проблемы исполнения обязательных работ в отношении несовершеннолетних, не достигших 16 лет; инвалидов II группы; лицам без определенного места жительства.

    Если суд назначил обязательные работы 14-15 летним, то возникает проблема, что они не могут привлекаться ко всем видам работ. Существуют препятствия по назначению наказания лицу, находящемуся на учебе. Что является свободным временем? Время, когда закончились занятия или время после занятий + время на подготовку домашнего задания.

    Лица без определенного места жительства. Что считать районом их места жительства? Они проживают, конечно, на территории какого-то муниципального наказания, но возникают проблемы контроля. Работодатель тоже не хочет сотрудничать с такими работниками. Поэтому необходима какая-то социальная защита данной группы лиц. Сегодня данная система не развита. Есть отдельные случаи (приюты), но это единичные случаи и не решает проблемы. Также лица, отбывающие наказания, стремятся уклониться от исполнения работ, чтобы получить иное наказание, в качестве лишения свободы, чтобы получить место для проживания и какой-то минимум.

    Инвалиды II группы.На объекты ЖКХ таких лиц не привлечешь, так как эти работы обычно связаны с вредом для здоровья. Поэтому каждое 3 наказание в отношении инвалидом не применяется.

    2. Привлечение осужденных к отбыванию обязательных работ. Привлечь осужденного к отбыванию обязательных работ – обязанность инспектора. На практике – это его головная боль. Это большая проблема, привлечение к отбыванию – 50% успеха. Но осужденный намеренно не получает информацию о работах (правах, свободах, обязанностях). Если он расписался за полученное извещение, необходимо, чтобы он дошел до места работы, иначе он не будет считаться уклоняющимся, и не будет нести наказание.

    Читайте так же:  Какое гражданство легко получить

    3. Контроль за качеством выполняемых работ. В УК говорится только об учете отработанного времени. А чем они занимаются – неважно, так как вопрос не урегулирован законом.

    4. Розыск осужденных, скрывшихся в целях уклонения от отбывания обязательных работ. Такие осужденные объявляются в розыск, в соответствии с законом, правда, не написано кем они объявляются. Его можно задержать на 48 часов, если его нашли. Но где его содержать? В КАЗе (обезъяннике), СИЗО нельзя содержать. В связи с этим данная норма – «мертвая», она не применяется на практике.

    5. Проблема замены обязательных работ в случае злостного уклонения осужденного при отбывании. Проблема заключается в том, что существующие правила замены – соразмерность наказания, некорректны и никого не пугают.

    Обязательные работы как вид уголовного наказания

    наказание обязательный преступление уголовный

    Одним из способов достижения адекватного реагирования на совершенное преступление уголовно-правовыми средствами и повышения эффективности воздействия уголовного наказания на осужденных является разнообразие видов уголовного наказания. В связи с этим законодатель ввел новый вид уголовного наказания — обязательные работы (ст. 49 УК РФ). Согласно Федеральному закону от 8 января 1997 г. №2-ФЗ (в редакции от 10 января 2002 г.) положения УИК РФ о наказании в виде обязательных работ вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказаний. (См.: Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. №177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» // Российская газета. — 2004. 30 дек.)

    Во время отбывания обязательных работ осужденные к этому виду наказания пользуются всеми правами и несут возложенные на них обязанности наравне с остальными гражданами, за исключением ограничений, вытекающих из приговора суда и установленных порядка и условий исполнения наказания в виде обязательных работ (ст. ст. 25-30 УИК РФ).

    Обязательные работы как вид уголовного наказания выражаются в возложении приговором суда на осужденного обязанности бесплатно выполнять в свободное от работы или учебы время общественно полезные работы. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы устанавливается на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день.

    Несовершеннолетним лицам, осужденным за совершенные преступления, обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов. В ч. 3 ст. 88 УК РФ оговорено, что несовершеннолетние, приговоренные к данному виду наказания, привлекаются к посильным обязательным работам в свободное от учебы и основной работы время. Продолжительность обязательных работ для несовершеннолетних в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а для лиц в возрасте от 15 до 16 лет — трех часов в день.

    Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

    При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

    Средствами достижения целей, стоящих перед наказанием в виде обязательных работ, являются режим отбывания обязательных работ, труд и воспитательная работа. В бесплатном выполнении работ, а также в характере этих работ выражается кара как средство достижения целей исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как с его стороны (индивидуальное предупреждение), так и со стороны иных граждан (общее предупреждение).

    Обязательные работы исполняются теми же органами, которые исполняют наказание в виде исправительных работ.

    Суд после вступления приговора в законную силу обращает приговор к исполнению, т.е. направляет в адрес уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного распоряжение об исполнении обязательных работ вместе с копией приговора.

    Кроме того, суд осуществляет контроль за исполнением приговора в отношении осужденного к обязательным работам теми же способами, что и при осуществлении контроля за исполнением назначенного приговором суда наказания в виде исправительных работ.

    На уголовно-исполнительные инспекции возложены следующие функции, связанные с исполнением обязательных работ:

    • а) ведение учета осужденных;
    • б) разъяснение им порядка и условий отбывания наказания;
    • в) согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы;
    • г) контроль за поведением осужденных;
    • д) ведение суммарного учета отработанного осужденными времени.

    Уголовно-исполнительная инспекция, получив распоряжение суда об исполнении обязательных работ, ставит на учет осужденного, заводит личное дело, в котором отражается процесс исполнения обязательных работ осужденным; вызывает осужденного для беседы, в которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. Кроме того, уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному к обязательным работам содержание установленной законом ответственности за нарушение порядка и условий отбывания обязательных работ.

    По итогам беседы у осужденного отбирается подписка и выдается предписание для отбывания обязательных работ.

    [1]

    Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения с копией приговора (определения, постановления).

    При определении осужденному вида обязательных работ и объекта учитываются его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки. До направления осужденного в соответствующую организацию для отбывания обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция согласовывает с органами местного самоуправления вопрос о том, в какую организацию необходимо направить осужденного для отбывания обязательных работ, и направляет этой организации вместе с копией приговора суда извещение о привлечении осужденного к обязательным работам.

    В извещении администрации подробно разъясняются ее права и обязанности по исполнению приговора суда, условия отбывания обязательных работ, а также ответственность конкретных лиц за злостное неисполнение приговора суда, установленная ст. 315 УК РФ.

    На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются:

    • а) контроль за выполнением осужденными определенных для них работ;
    • б) уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

    Администрация организации обязана: издать приказ о приеме осужденного на работу (в соответствии с приговором суда), ознакомить его под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии; вести ежедневный табель с отражением количества отработанных часов, ежемесячно направлять копии табеля в уголовно-исполнительную инспекцию; информировать уголовно-исполнительную инспекцию о невыходе осужденного на работу и допущенных им нарушениях трудовой дисциплины.

    [3]

    Осужденные к обязательным работам обязаны:

    • а) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает наказание;
    • б) добросовестно относиться к труду;
    • в) выполнять работы на определенном для осужденного объекте в течение срока, указанного в приговоре суда;
    • г) ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.
    Читайте так же:  Гражданство как писать в анкетах правильно

    Обязательные работы выполняются осужденными на безвозмездной основе. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде обязательных работ.

    В случае признания осужденного инвалидом I или II группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной — представление об отсрочке ей отбывания наказания.

    За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ.

    В случае допущения осужденным злостного уклонения от отбывания обязательных работ по представлению уголовно-исполнительной инспекции суд может заменить обязательные работы ограничением свободы или арестом из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов неотбытых обязательных работ.

    В соответствии со ст. 30 УИК РФ злостным уклонением от обязательных работ признается:

    Если в течение месяца установить местонахождение лица не удалось, он объявляется в розыск, который осуществляет аппарат уголовного розыска. При обнаружении скрывшегося осужденного он может быть задержан на срок до 48 часов. При необходимости этот срок может быть продлен судьей до 30 суток.

    Как следует из ст. 49 УК РФ в качестве наказания за общеуголовные преступления, совершенные лицами офицерского состава, прапорщиками, а также рядовыми и сержантами, поступившими на военную службу по контракту, и не отслужившими на момент вынесения приговора установленного законом срока службы по призыву, могут быть назначены обязательные работы. При этом ни уголовное, ни уголовно-исполнительное законодательство не содержит каких-либо указаний о порядке исполнения обязательных работ, назначенных по приговору суда вышеперечисленными категориям военнослужащих.

    Толкование нормы права об исполнении обязательных работ на основе существующего в теории права положения о том, что при отсутствии специальной нормы права, регулирующей особенности применения положений, содержащихся в общей норме, положения, закрепленные в общей норме права, распространяются в полной мере и на специальные отношения, фактически существующие, но не урегулированные специальной нормой права, позволяет сделать вывод, что УИК РФ возлагает исполнение обязательных работ, назначенных приговором суда военнослужащим, на уголовно-исполнительную инспекцию, входящую в структуры ФСИН РФ, с привлечением осужденных военнослужащих к отбыванию наказания в виде обязательных работ в гражданских организациях, подчиненных органам местного самоуправления, по единым правилам исполнения этого наказания.

    Такой порядок исполнения обязательных работ, назначенных приговором суда военнослужащим, игнорирует объективную необходимость обеспечения исполнения наказания в виде обязательных работ, назначенных приговором суда осужденным военнослужащим, без ущерба для интересов военной службы. Условия военной службы таковы, что их соблюдение несовместимо с порядком и условиями исполнения наказания в виде обязательных работ, предусмотренными УИК РФ. У военнослужащих рабочий день не нормирован. Во многих случаях продолжительность рабочего дня и регулирование его времени в течение суток определяются потребностями обеспечения постоянной боевой готовности войск (необходимостью проведения длительных полевых учений, ночных стрельб, поднятия войск по боевой тревоге, привлечения войск к выполнению боевых задач, ведения боевых действий во время войны и т.п.).

    Это обстоятельство не позволяет совместить прохождение военной службы, регулируемое военным командованием, с исполнением обязательных работ, возложенных на местные органы власти — уголовно-исполнительную инспекцию и хозяйственную организацию, подчиненную местным органам самоуправления.

    Допуская применение обязательных работ к военнослужащим, уголовное законодательство предполагает установление таких условий и порядка исполнения этого вида наказания, которые позволяли бы совместить исполнение наказания в виде обязательных работ, назначенных военнослужащим, с прохождением военной службы осужденными без причинения ущерба воинскому правопорядку, обеспечивающему поддержание войск и сил флота в постоянной боевой готовности.

    Совмещение исполнения обязательных работ, назначенных в качестве уголовного наказания военнослужащему, с нормальным прохождением им военной службы, без причинения вреда порядку ее прохождения, возможно лишь при условии возложения исполнения этого наказания не на администрацию предприятия, находящегося по месту жительства осужденного, а на военное командование, в подчинении которого находится осужденный. В этом случае осужденные могли бы отбывать назначенное им наказание непосредственно в войсковой части по месту прохождения службы либо на других военных объектах. При отсутствии возможностей исполнения наказания на военных объектах следует направлять осужденных для выполнения обязательных работ на предприятия органов местного самоуправления. В этом случае сохраняются обязанности органов военного управления осуществлять контроль за исполнением приговора в отношении военнослужащего.

    Военная реформа, предполагающая введение военной полиции в Вооруженных Силах, позволяет функции уголовно-исполнительной инспекции, касающиеся исполнения наказания в виде обязательных работ, назначенных военнослужащим, переложить на военную полицию и закрепить их в соответствующем законе.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Возникает потребность решения вопроса об исполнении обязательных работ, назначенных военнослужащим приговором суда в качестве уголовного наказания, в законодательном порядке военным ведомством. Пока в законодательном порядке этот вопрос не решен, вряд ли военные суды будут назначать этот вид наказания и вряд ли целесообразно назначение этого наказания осужденным военнослужащим, поскольку в санкциях статей Особенной части УК РФ он предусматривается в качестве альтернативного вида наказания. Если судебная практика пойдет иным путем, могут возникнуть нежелательные для Вооруженных Сил последствия — увольнение осужденного к обязательным работам со службы в связи с невозможностью выполнения им в полном объеме возложенных обязанностей по военной службе.

    Источники


    1. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.

    2. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.

    3. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.
    4. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.
    Обязательные работы заключаются
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here