Органы рассматривающие дела об административных правонарушениях

Открытая информация по вопросу: "Органы рассматривающие дела об административных правонарушениях" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 23.1 — 23.89)

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные
рассматривать дела об административных правонарушениях

>
Судьи
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях

Три вида органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях: органы ИВ, которые составляют большинство от числа органов; суды (в КоАП – судьи); специальные органы, которые либо обладают ограниченной компетенцией и не могут претендовать на статус органов ИВ (комиссии по делам несовершеннолетних и административные комиссии).

Органы исполнительной власти – это органы федеральные и ИВ субъектов. Подведомственность органов ИВ определяется самим кодексом, в части подведомственности органам ИВ определяется законодательством субъектов.
Две группы действующих лиц, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях: руководители и заместители руководителей и их структурные подразделения; действующие лицауполномоченные на осуществление контрольных и надзорных функций.

Участниками производства по делу об АПР: лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представители и защитники; свидетели; понятые; эксперты; специалисты; переводчики; прокурор.

Участие прокурора в рассмотрении дел об АПР обязательным не является, прокурор вправе участвовать в рассмотрении дела, но извещается он только в двух случаях: привлечение к ответственности несовершеннолетних и возбужденные прокурором дела.
Лицо, в отношении которого ведется производство наделено наибольшим объемом прав, в т.ч. по защите себя от преследования. Ознакомление с материалами дела, представление своей позиции, заявления, ходатайства и отводы, естественно, извещается о месте и времени рассмотрения дела, оно возможно только с должного извещения лица.

Дело может по решению судьи или органа быть рассмотрено в отсутствие данного лица. Но суд может признать обязательным присутствие данного лица во всех случаях. В случае, если отсутствие данного лица препятствует полному и всестороннему, объективному и своевременному рассмотрению дела, судья может принять решение о приводе данного лица. Основание: ч. 3, ст. 294. Обязательно присутствие лица, в случае если может быть назначен административный арест или административное выдворение. Несовершеннолетних могут удалить из зала, если их присутствие может оказать на них отрицательное влияние. Кодекс предоставляет право потерпевшему присутствовать при рассмотрении дела, обязаны его известить.

Отличие от уголовного процесса: ответственность эксперта административная, если его заключение заведомо ложное.

Российское административное право

Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 этого Кодекса:

  1. судьями (мировыми судьями);
  2. комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  3. федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральными органами исполнительной власти и иными государственными органами, уполномоченными в соответствии с гл. 23 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, являются:

органы внутренних дел (милиция);

органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; налоговые органы; таможенные органы; пограничные органы;

федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда;

органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;

органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;

органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда; органы рыбоохраны;

органы государственного энергетического надзора; органы государственного горного и промышленного надзора; органы, осуществляющие государственный пожарный надзор;

органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; органы российской транспортной инспекции; органы автомобильного транспорта; органы морского транспорта; органы внутреннего водного транспорта; органы железнодорожного транспорта; органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации;

органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг; федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы;

органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;

органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

органы стандартизации, метрологии и сертификации; органы государственной жилищной инспекции; органы государственного архитектурно-строительного надзора;

органы регулирования естественных монополий; органы валютного контроля;

органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и ряд других органов.

Всего помимо судей и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав гл. 23 КоАП РФ предусмотрено 60 федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов — субъектов административной юрисдикции.

От имени этих органов, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов дела об административных правонарушениях рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в гл. 23 КоАП РФ.

К ним относятся:

  1. руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;
  2. руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
  3. иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.
Читайте так же:  Коллекторы портят имущество соседей

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

  1. мировыми судьями;
  2. комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  3. уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ (от имени этих органов и учреждений такие дела рассматривают наделенные соответствующей компетенцией должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ);
  4. административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

Например, уже после вступления в силу КоАП РФ Указом Президента РФ с 1 июля 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции с передачей органам внутренних дел функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений. В этой связи ст. 23.6 КоАП РФ («Федеральные органы налоговой полиции») с 1 июля 2003 г. утратила силу, а дела об административных правонарушениях, ранее рассматриваемые федеральными органами налоговой полиции, были переданы в юрисдикцию органов внутренних дел.

Однако если бы даже до 1 июля 2003 г. в КоАП РФ не были внесены соответствующие изменения, административные правонарушения в налоговой сфере все равно рассматривали бы сотрудники органов внутренних дел.

В случае изменения наименований указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений.

Например, согласно ст. 23.3 КоАП РФ ряд дел об административных правонарушениях, подведомственных органам внутренних дел (милиции), вправе рассматривать старшие участковые инспекторы и участковые инспекторы (милиции). Однако в Закон РФ «О милиции» были внесены изменения, в соответствии с которыми эти должности стали именоваться: «старшие участковые уполномоченные милиции», «участковые уполномоченные милиции». Естественно, до внесения в КоАП РФ необходимых изменений полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, осуществляют старшие участковые уполномоченные милиции и участковые уполномоченные милиции.

В КоАП РФ существенно расширилась компетенция судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях по сравнению с тем, что было в ранее действовавшем КоАП РСФСР. Помимо того, что из восьми видов административных наказаний, установленных новым Кодексом, пять находятся в исключительной юрисдикции судей, а административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства также в подавляющем большинстве случаев может быть назначено лишь судьей, значительно возросло и количество самих составов правонарушений, подведомственных судьям.

Все это во многом обусловило и появление новых субъектов судебной административной юрисдикции. Если, согласно КоАП РСФСР, дела об административных правонарушениях рассматривались районными (городскими) судами (за исключением одного состава, входившего в компетенцию судей общих и военных судов), то КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи, судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов (в соответствии с их компетенцией, определенной ст. 23.1 КоАП РФ).

При этом следует отметить, что в компетенцию судей арбитражных судов входит рассмотрение определенных ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями административных правонарушений: в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ), а также связанных с неисполнением банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10 КоАП РФ), нарушением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушением требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (ст. 19.19 КоАП РФ).

Другие дела об административных правонарушениях, входящие в компетенцию судей, если производство по ним осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, рассматриваются судьями районных судов.

Дела об административных правонарушениях, которые совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, подведомственны судьям гарнизонных военных судов. По всем остальным делам об административных правонарушениях, входящим в компетенцию судей, решения принимают мировые судьи.

Из числа федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, кратко остановимся лишь на органах внутренних дел (милиции). Дело в том, что из всех субъектов системы исполнительной власти, наделенных КоАП РФ административной юрисдикцией, милиция является самой многофункциональной службой и выполняет наибольший объем административно-юрисдикционных полномочий.

Согласно имеющейся официальной статистике и с учетом оценок специалистов по тем правонарушениям, в отношении которых достоверной статистики нет, милицией ежегодно привлекается к административной ответственности от 70 до 80 млн. человек, что составляет не менее 70% всех физических лиц, привлекаемых в стране к административной ответственности.

При этом многообразие общественных отношений в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обусловливает отнесение к подведомственности милиции очень широкого круга административных правонарушений (ст. 23.3 КоАП РФ).

Читайте так же:  Штраф за поддельный полис осаго

Если другие отраслевые субъекты административной юрисдикции правомочны осуществлять производство по относительно немногочисленным группам однородных административных правонарушений, то милиция рассматривает дела о правонарушениях, предусмотренных почти 70 статьями КоАП РФ, что составляет 17% статей его Особенной части.

Правом рассматривать дела об административных правонарушениях пользуются лишь те должностные лица органов внутренних дел (милиции), которые перечислены в ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ. Рассматривать дела от имени органов внутренних дел (милиции), в зависимости от состава правонарушения, вправе: начальники и заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, начальники и заместители начальников территориальных отделов (отделений) милиции; начальники и заместители начальников линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте; начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции; начальники подразделений ГИБДД и их заместители, командиры полков, батальонов, рот дорожно-патрульной службы и их заместители; государственные инспекторы безопасности дорожного движения; государственные инспекторы дорожного надзора; некоторые другие сотрудники милиции.

Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Систему органов

, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, образуют:

• судьи (мировые судьи);

• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

• комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

• административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

• руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

• руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

• иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» функции сельских, поселковых исполнительных органов осуществляются главами муниципальных образований (если такая должность предусмотрена уставом муниципального образования) и иными выборными должностными лицами местной администрации.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, касающихся неисполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, нарушения порядка предоставления сведений о детях, нуждающихся в передаче на воспитание в семью или учреждение для детей сирот, вовлечения детей в употребление спиртных напитков и др.

Дела об административных правонарушениях, касающихся безбилетного проезда, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

От имени органов внутренних дел рассматривать соответствующие дела (ст. 23.3 КоАП РФ) об административных правонарушениях вправе:

• начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители;

• начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители;

• начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции;

• начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;

• государственные инспектора безопасности дорожного движения;

• государственные инспектора дорожного надзора;

• старшие участковые инспектора, участковые инспектора.

Систему органов (должностных лиц), осуществляющих административно-надзорные функции, образуют:

• органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

• федеральные органы налоговой полиции;

• органы экспортного контроля;

• органы и войска пограничной службы;

• органы государственной санитарно-эпидемиологической службы;

• органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор;

• государственные семенные инспекции;

• органы, осуществляющие государственный пожарный надзор;

• органы российской транспортной инспекции;

• иные органы (ст. 23.3 — 23.61 КоАП РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10372 —

| 7280 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

КоАП РФ существенно перераспределил компетенцию судов и иных субъектов административной юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Сейчас КоАП РФ установлено 67 субъектов административной юрисдикции федерального уровня.

В соответствии со ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23:

· судьями (мировыми судьями);

· комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

· федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Читайте так же:  Какой налог на наследство без завещания

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

· комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

· уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

· административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Дела об административных правонарушениях от имени федеральных органов исполнительной власти рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица (гл. 23 Кодекса): руководители соответствующих органов, их учреждений, их заместители;руководители структурных подразделений и территориальных органов; иные должностные лица, уполномоченные осуществлять надзорные или контрольные функции.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, от имени органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ рассматривают уполномоченные должностные лица этих органов.

Согласно ст. 22.3 КоАП РФ в случае упразднения указанных в гл. 23 этого Кодекса или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи. К сожалению, формулируя данное положение, законодатель не определил, мировой судья или судья районного суда должен рассматривать дело.

[1]

Учитывая достаточно частое изменение структуры федеральных органов исполнительной власти, законодатель в гл. 23 КоАП РФ формулирует наименования субъектов административной юрисдикции таким образом, чтобы в случае упразднения ведомств или изменения их названия субъект юрисдикции фактически оставался тем же.

Статьей 23.1 КоАП РФ определены составы административных правонарушений, рассматриваемые судьями. При этом в ч. 1 этой статьи названо более 160 статей, правонарушения сформулированные в которых рассматриваются только судьей. К ним относятся многие правонарушениям, предусмотренные всеми главами Особенной части КоАП РФ, за исключением главы 21. Судьями рассматривается значительное число составов правонарушений, посягающих на права граждан; на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; в области охраны собственности; связи и информации; предпринимательской деятельности; финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; посягающих на институты государственной власти; против порядка управления; посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

В ч. 2 ст. 23.1 названо почти 100 статей КоАП РФ, дела о нарушениях которых рассматриваются в судебном порядке, если должностное лицо либо орган, к которому поступает дело, передает его на рассмотрение судье. Иными словами, ч. 2 ст. 23.1 определяет альтернативную судебную подведомственность. Судьи вправе рассматривать дела о правонарушениях, перечисленных в ч. 2 ст. 23.1, только тогда, когда другие субъекты административной юрисдикции, также уполномоченные их рассматривать, сочтут это необходимым. Такая передача дел судьям связана с тем, что уполномоченные их рассматривать орган или должностное лицо считают возможным применение к виновному наказания, назначить которую вправе только судья.

Если в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ закреплена подведомственность всех судей в целом, то ч. 3 этой статьи определяет подсудность разных видов судов (судей). При этом общее правило гласит, что дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями, если специальными нормами не установлено иное. Так, дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов. Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В остальных, не являющихся исключениями случаях, как уже отмечалось выше, дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.

Районные, городские, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, т.е. лицами в возрасте от 16 до 18 лет, а также дела об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, родителями.

КоАП РФ установлено 65 органов системы исполнительной власти – субъектов административной юрисдикции. Органы внутренних дел обладают наибольшим объемом административно-юрисдикционных полномочий.

Согласно официальной статистике милицией ежегодно привлекается к административной ответственности до 90 млн. лиц, что составляет не менее 70 ‑ 75% всех привлекаемых в стране к административной ответственности. При этом милиция рассматривает дела о правонарушениях, предусмотренных почти 70 статьями КоАП РФ (ст. 23.3 Кодекса), что составляет около 30% статей его Особенной части.

Дела об административных правонарушениях рассматривают (ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ): начальники территориальных управлений, отделов внутренних дел и милиции, их заместители; начальники линейных управлений, отделов, отделений внутренних дел на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных подразделений органов внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции; сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения; старшие участковые и участковые уполномоченные милиции; некоторые другие сотрудники органов внутренних дел (милиции).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Органы рассматривающие дела об административных правонарушениях

С момента получения судьей, должностным лицом (например, начальником органа внутренних дел) дела об административном правонарушении от сотрудника, возбудившего дело, начинается следующая стадия — рассмотрение дела об административном правонарушении.

В соответствии с гл. 22 и 23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции:

· комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Видео (кликните для воспроизведения).

· федеральными и региональными органами исполнительной власти

· структурными подразделениями и территориальными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 22.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Читайте так же:  Можно ли оспорить дарственную в суде

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, рассматриваются:

· комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

· уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Федерации;

· административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Федерации. (ст. 22.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

На стадии пересмотра постановлений, не вступивших в законную силу, субъектами процессуальных отношений являются должностные лица вышестоящих органов либо судья районного суда общей юрисдикции или судья соответствующего арбитражного суда (ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях). В качестве факультативной предусмотрена стадия пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях. Субъектами данных процессуальных отношений могут быть только судьи вышестоящих судов, вплоть до Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 30.13 Кодекса об административных правонарушениях).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в производстве по делам об административных правонарушениях участвует огромное число различных органов, их представителей, которые наделены властными полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Применять нормы права по одному и тому же делу об административном правонарушении могут несколько правоприменительных органов. Нередко дело передается от одного органа к другому, причем каждый из них совершает лишь те правоприменительные действия, которые отнесены к его компетенции. Так, государственные инспекции и их должностные лица выявляют нарушения, задерживают нарушителей, составляют протоколы о правонарушениях; другие органы (должностные лица), уполномоченные законом, рассматривают эти дела; учреждения банка принимают штрафные суммы; судебные приставы исполняют постановления о назначении административных наказаний и т.д.

Судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях осуществляют именно правосудие, их деятельность качественно отличается от деятельности других органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях. В отличие от административных органов судьи в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляют свою деятельность только на двух стадиях: рассмотрения дела об административном правонарушении и пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Систему органов, уполномоченных рассматривать дела об администра тивных правонарушениях, образуют:

  • * судьи (мировые судьи);
  • * комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

  • * мировыми судьями;
  • * комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • * уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • * административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

  • * руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;
  • * руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
  • * иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.
  • 4. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, касающихся неисполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, нарушения порядка предоставления сведений о детях, нуждающихся в передаче на воспитание в семью или учреждение для детей сирот, вовлечения детей в употребление спиртных напитков и др. (ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, касающихся безбилетного проезда, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

От имени органов внутренних дел рассматривать соответствующие дела (ст. 23.3 КоАП РФ) об административных правонарушениях вправе:

начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители;

начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители;

начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции;

начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции и другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил;

начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;

сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание;

государственные инспектора безопасности дорожного движения;

государственные инспектора дорожного надзора;

старшие участковые инспектора, участковые инспектора.

Систему органов (должностных лиц), осуществляющих административно-надзорные функции, образуют:

  • * органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • * налоговые органы;
  • * федеральные органы налоговой полиции;
  • * таможенные органы;
  • * органы экспортного контроля;
  • * органы и войска пограничной службы;
  • * органы государственной санитарно-эпидемиологической службы; V органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор;
  • * государственные семенные инспекции;
  • * органы, осуществляющие государственный геологический контроль;
  • * органы рыбоохраны;
  • * органы государственного энергетического надзора;
  • * органы, осуществляющие государственный пожарный надзор;
  • * органы российской транспортной инспекции;
Читайте так же:  Штраф роспотребнадзора за просроченный товар

Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях.

Административное право

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства
Источники административного права:

1. Конституция РФ

2. Кодекс РФ об административных правоотношения (КоАП)

3. Федеральные Законы(«О полиции», «О Правительстве РФ»)

4. Указы президента, постановления Правительства

Важнейшими понятиями административного права являются административное правонарушение и административная ответственность
Административное правонарушение(проступок)- это противоправное виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое предусмотрена административная ответственность
Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушение влечет за собой уголовную ответственность
Признаки административного правонарушения:

1. антиобщественный характер деяния

2. это деяние, совершенное в форме действия или бездействия

3. виновность лица, совершившего административный проступок

Субъекты административных правонарушений

Физические лица должностные лица юридические лица

Основные виды административных правонарушений:

Против общественного порядка и общественной безопасности

1. демонстрирование фашистской атрибутики или символики

2. нарушение требования пожарной безопасности

3. стрельба из оружия в не отведенных для этого местах

4. незаконное приобретение, хранение наркотических средств в больших размерах

5. распитие спиртных напитков в общественных местах

6. появление в общественных местах в пьяном виде

7. мелкое хулиганство: нецензурная брань в общественных местах; оскорбительное приставание к гражданам; действия, нарушающие общественный порядок.

2)против государственной собственности:

8. мелкое хищение государственного или общественного имущества

[2]

9. уклонение от возмещения имущественного ущерба

10. пользования недрами без разрешения

11. самовольное занятие участка леса, уничтожение или повреждение чужого имущества; самовольное пользование водой; почва земель, нарушение требований по охране недр.

Против личности

12.Посягательство на права и здоровье личности;

13. Преступления, препятствующие осуществлению избирательного права (в процессе выборов, трудовых отношений)

14.Вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных или одурманивающих веществ;

Против порядка управления

16.Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава – исполнителя;

17. Незаконные действия по отношению к государственным символам

18.Неповиновение сотруднику полиции

19.Неисполнение обязанностей по воинскому учёту

20.Уклонение от медицинского обследования

Транспортные правонарушения

21.Нарушение правил ПДД, превышение скорости, нарушение правил порядка перекрёстков;

22.Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте;

24.Управление транспортом в нетрезвом состоянии

В области представительной деятельности

25.Незаконная продажа товаров; грубость продавца

В области таможенного дела

28.Нарушение таможенных правил

В области охоты и рыболовства

29. Незаконная охота

30. Рыболовство в неположенном месте и времени

Посягательства на природу, памятник и истории и культуры

31. Надписи на постаменте памятника

32. Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников;

33. Самовольный сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод в запрещенных местах;

34. Засорение лесов бытовыми отходами и отбросами;

35.При административных правонарушениях наступает административная ответственность с 16 лет.

Административная ответственность– это мера юридического воздействия, применяемая органами государственной власти в отношении граждан, совершивших административное правонарушение

Административная ответственность выражается в административном наказании, применяемом к тому лицу, кто совершил административное правонарушение. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.

Виды административных наказаний (взысканий):

2. Административный штраф

3. Возмездное изъятие предмета нарушения

4. Конфискация предмета нарушения (контрабанда)

5. Лишение специального права (водительских прав)

6. Административный арест до 15 суток (за мелкое хулиганство) — суд.

7. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан.

9. Исправительные работы (через суд) до 240 часов.

Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях.

2. Комиссии по делам несовершеннолетних.

3. Административные комиссии.

5. Органы государственного управления и надзора.

6. Налоговые, таможенные санипидемстанция, управляющие водным, воздушным и транспортом и пожарные органы.

При назначении административных наказаний учитываются:

1. Характер совершенного преступления.

2. Личность нарушителя.

3. Степень его вины.

4. Имущественное положение нарушителя.

Меры по обеспечению производства по административным правонарушениям:

1. Административное задержание

2. Личный досмотр.

3. Изъятие вещей и документов.

4. Досмотр личных вещей.

Меры по обеспечению судопроизводства по административным правонарушениям:

1. Доставка нарушителя.

2. Административное задержание — кратковременное ограничение свободы, причем только до 3 часов и до 48 часов при нарушении границы.

[3]

· по просьбе задержанного необходимо известить его родственников, начальство и защитника

· при задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или усыновителей обязательно

3. Досмотр личный, вещей, транспортного средства, документов, причем:

· досмотр осуществляется только при наличии понятых

Видео (кликните для воспроизведения).

· личный досмотр осуществляется только представителем того же пола

Источники


  1. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.

  2. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.

  3. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.
  4. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.
Органы рассматривающие дела об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here