Получение основного общего образования

Открытая информация по вопросу: "Получение основного общего образования" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на выбор формы получения образования после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет.

В тоже время ч. 2 ст. 63 Федерального закона № 273-ФЗ говорит о том, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Таким образом, по общему правилу Закон не устанавливает возможности получения основного общего образования в форме самообразования. Представляется, что данные нормы имеют своей целью обеспечение обязательности получения общего образования (ч. 5 ст. 66 Федерального закона). Согласно этой же части ст. 66 требование обязательности только среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Следовательно, требование получения основного общего образования не ограничивается возрастом восемнадцати лет.

Однако, говоря о реализации указанных норм, следует отметить, что Федеральный закон № 273-ФЗ и иные законодательные акты не устанавливают какой-либо ответственности за неполучение основного общего образования либо норм, обеспечивающих принуждение к получению образования данного уровня для совершеннолетних граждан. Фактически обучающийся, достигший возраста восемнадцати лет, может покинуть образовательную организацию без каких-либо отрицательных юридических последствий для себя или образовательной организации. Закон предусматривает только учет детей, подлежащих обучению по основным общеобразовательным программам (п. 6 ч. 1 ст. 9), но не взрослых.

[3]

При этом, если обучающийся, который не обучался в образовательной организации, захочет пройти в качестве экстерна промежуточную и итоговую аттестацию, то такая возможность ему должна быть предоставлена на основании ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ бесплатно в любом случае.

1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Общее образование

Общее образование является обязательным . Родители (законные представители) несовершеннолетних обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Общее образование включает в себя четыре уровня :

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

По согласию родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с родителями и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

Общее образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • в форме семейного образования.

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected] Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Общее образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

Статья 68. Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

Читайте так же:  Земельные участки детям войны

Комментарий к Ст. 68 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Расширение видов подготовки в рамках среднего профессионального образования сопровождается постановкой задачи интеллектуального, культурного и профессионального развития обучающегося, ранее не выделяемой на данном уровне в Законе N 3266-1.

Такой подход должен менять концепцию содержания образовательных программ среднего профессионального образования и ориентировать их в какой-то мере на учет научной составляющей, ранее являвшейся прерогативой высшего профессионального образования.

Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии уже ставилось в качестве задачи среднего профессионального образования в старом Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), несмотря на отсутствие в самом Законе N 3266-1.

Ввиду того что на уровне Закона N 3266-1 такая задача отсутствовала, а в Типовом положении присутствовала, практика субъектов Российской Федерации противоречива. В законодательстве об образовании некоторых субъектов Российской Федерации, например, Московской области, Республики Башкортостан, Республики Хакасия, Смоленской области, Тамбовской области, Ульяновской области такая задача предусмотрена. В Челябинской области достижение такой задачи предусматривается программой развития среднего профессионального образования на территории области.

Сложившаяся ситуация потребует корректировки положений об учреждениях среднего профессионального образования и образовательных программ, в которых формирование соответствующих профессиональных компетенций должно обеспечиваться содержательной частью.

Законом предусматривается, что профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих возможно после освоения программ основного общего образования, но при условии одновременного получения среднего общего образования.

Однако в области искусств реализуются образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, что дает возможность поступления в такую образовательную организацию с уровнем начального общего образования. Интегрированные образовательные программы в области искусств реализуются в профессиональных образовательных организациях в очной форме обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающими получение вначале основного общего, затем среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей.

На обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, в период получения ими среднего общего образования. В период получения среднего профессионального образования — права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Следовательно, организации, осуществляющие образовательную деятельность и имеющие методическую базу для реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения, должны иметь лицензию на реализацию образовательных программ также среднего общего образования.

Общеобразовательные предметы изучаются студентами на первом курсе. Получение среднего общего образования на следующих курсах может осуществляться в рамках изучения студентами учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) гуманитарной и социально-экономической направленности (профиля).

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов теперь является общедоступным. Конкурсный механизм возможен только в случае обучения по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, а также в случае превышения поступающими имеющегося количества мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В этом случае учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

[1]

На уровне среднего профессионального образования теперь не предусматриваются какие либо преимущества для отдельных категорий граждан. Отсюда, прием без вступительных испытаний, вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, преимущественное право приема в образовательное учреждение теперь не должны использоваться в правилах приема.

Те категории лиц, которые традиционно имели особые права при приеме в профессиональные образовательные организации, теперь принимаются в учреждения среднего профессионального образования в отсутствие как такового конкурсного приема — на общедоступной основе. И поскольку система преимуществ для поступающих в учреждения среднего профессионального образования не предусматривается, это означает, что в случае проведения конкурсных испытаний указанные лица должны их проходить.

Необходимо учитывать, в том числе в правилах приема, что получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно. Это означает, что в случае освоения программы специалиста среднего звена лицом, уже освоившим данную программу, либо освоение программы подготовки квалифицированного рабочего лицом, уже освоившим программу специалиста среднего звена, получение такого образования признается повторным. В этом случае правило общедоступности не должно распространяться на такого обучающегося.

Достаточно интересной выглядит возможность итоговой аттестации по программе среднего общего образования в организации среднего профессионального образования. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании.

В этом случае аттестация проводится в общем порядке, если иное не будет предусмотрено Минобрнауки России в рамках отдельного подзаконного нормативного акта.

Статья 43 Конституции России

Текст Ст. 43 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждый имеет право на образование.

Читайте так же:  Автокредит с плохой кредитной

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

[2]

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комментарий к Ст. 43 Конституции Российской Федерации

1. Согласно комментируемой норме каждый имеет право на образование. Под словом «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры*(211). Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.

Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами»*(212).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.

Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. N 393, иными законодательными актами, а также указанными выше нормами международного права.

Особо следует отметить важность и перспективность осуществляемого с 1 января 2006 г. приоритетного национального проекта «Образование», первоочередная задача которого — дать отечественной системе образования стимул к движению вперед.

Система российского образования представляет собой совокупность:

образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):

а) основное общее образование;

б) среднее (полное) общее образование;

в) начальное профессиональное образование;

г) среднее профессиональное образование;

д) высшее профессиональное образование;

е) послевузовское профессиональное образование.

Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя права на:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее (полное) общее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

высшее профессиональное образование;

послевузовское профессиональное образование;

Федеральный закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования:

право на уважение человеческого достоинства;

на свободу совести;

на свободу информации;

на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

Видео (кликните для воспроизведения).

на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом;

право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

право на охрану здоровья.

Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Правительство РФ осуществит меры реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:

бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством РФ;

равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Государство гарантирует гражданам доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. В то же время Федеральный закон «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) не гарантирует бесплатности дошкольного образования, а бесплатность среднего профессионального образования гарантируется на конкурсной основе. Согласно ст. 18 этого Закона, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. При этом отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон*(213).

Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. В той части, в которой текущее законодательство не обеспечивает конституционные права граждан, оно нуждается в совершенствовании, а конституционные нормы имеют прямое действие.

Читайте так же:  Возврат кредитного товара

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе, посредством предоставления им специальных государственных стипендий.

Основа государственных гарантий получения гражданами России образования — его государственное или муниципальное финансирование. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

4. Согласно комментируемой норме обязанность получения детьми обязательного основного общего образования лежит на родителях или лицах, их заменяющих.

Основное общее образование — это вторая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационные технологии, история, обществоведение (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (изобразительное и музыкальное искусство), технология, физическая культура.

Часть 2 ст. 63 СК РФ, по сути, повторяет смысл комментируемой конституционной нормы, однако делает это более категорично и однозначно: если в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ указывается на то, что «родители обеспечивают получение детьми основного общего образования», то, согласно ч. 2 ст. 63 СК РФ, «родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования».

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

5. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980-х — начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Россия провозглашает область образования приоритетной. Одним из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, является принцип единства федерального образовательного пространства.

Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ, опирающееся в своей деятельности на российское законодательство и Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Задача законодательства в области образования — обеспечение и защита этого права, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней. В законах, законодательных актах и федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе — бесплатность и других ступеней образования.

Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ, которая включает в себя два компонента: федеральный и национально-региональный.

С развитием информационных технологий все большее развитие получает такая современная форма, как дистанционное обучение (ДО). Изменения и дополнения, внесенные в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что, в отличие от ранее имевшейся возможности освоения лишь отдельных образовательных программ, теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов вуза. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

Получение среднего общего образования

Ситуация следующая: в 2019 году 9-ый класс школы заканчивают 120 учеников. В 10-й класс будет набираться лишь 60 учеников ( 2 класса). Отбор будет по текущей успеваимости в 9-м классе. Вопрос: Как реализовать свое право на получение среднего общего образования,если ученик не проходит в число отобранных, но сдал экзамены на положительные оценки. Предоставляются ли места в 10-х классах других школ? В какую организацию обратиться в подобной ситуации?

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гражданину гарантируется право беспрепятственное и бесплатное получение среднего общего образования. Статья 66 указанного закона устанавливает обязанность получения гражданином среднего общего образования до достижения им возраста 18 лет.

Таким образом, муниципальное образование, на территории которого Вы проживаете, обязано обеспечить возможность получения среднего общего образования всем желающим.

В практике деяетельности муниципальных образовательных учреждений общего образования реализуется подход, свзанный с предпрофессиональной подготовкой обучающихся на ступени получения среднего общего образования. В связи с чем ОО в 1011 классах вводят профильное обучение для обучающихся, что позволяет сокращать число поступающих на обучение в 10-11 классы.

Читайте так же:  Льготы пенсионерам по капитальному ремонту

Однако, это не снимает обязанности с муниципального образования обеспечить получения среднего общего образования тем обучающимся, которые не смогли пройти индивидуальный отбор для поступления на профильное обучение.

Статья 67 закона об образовании устанавливает, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, в случае непрохождения обучающимся индивидуального отбора для поступления в 10 класс ОО, в котором он обучался, он вправе обратиться в отдел управления образования субъекта РФ или муниципального образования для решения вопроса о получении им среднего общего образования (поступления в 10 класс).

Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в образовательную организацию высшего образования и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей имеет более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Забота о памятниках истории и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Указом Президента РФ утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны.

В соответствии с названным Законом Правительство РФ составляет и распространяет ежегодный государственный доклад о состоянии объектов культурного наследия.

Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Получение основного общего образования

Необходимо сказать и о такой обязанности как получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования. Данная обязанность закреплена в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ. Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность и в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получить их детьми основное общее образование, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Итак, из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Обязанности – это мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. В Конституции закреплено, что все граждане Российской Федерации, находящиеся ее территории обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

З а к л ю ч е н и е

В данной работе мы изучили такой общественно-правовой институт конституционного права как конституционные обязанности человека и гражданина. Была раскрыта сущность этого понятия, изучена его структура и проанализированы различные научные подходы по данному вопросу.

Нами также было изучено законодательное закрепление данного правового института и его реализация в нашем государстве. Были выявлены недостатки существующего законодательства и его расхождения с правоприменительной практикой. На основе анализа возникающих противоречий были предложены пути разрешения сложившейся ситуации в области выполнения гражданами своих обязанностей.

Так, добиваться реализации обязанностей граждан можно и нужно не только кнутом, но и осознанием авторитета власти, от которой указание этих обязанностей исходит. «Авторитет велений власти основывается всегда на признании их обязательности со стороны общества. Каждый отдельный гражданин вынужден подчиняться велениям органов власти не потому только, что повелевающий от него этого требует, но и потому, что все общество признает для него эти веления обязательными. Но такое признание необходимости исполнения каждым обращенных к нему велений и обусловленное им нравственное понуждение других к подчинению не есть уже исполнение велений, a составляет деятельное к ним отношение. Такое признание, составляющее главное основание государственного властвования, само не может уже основываться на подчинении велениям органов власти».

Во многих конституциях права, свободы и обязанности записаны в одной главе и реже, когда им посвящены самостоятельные главы. В современной Конституции Российской Федерации такие институты, как права и свободы, обязанности, а также их гарантии, представлены единой второй главой. Здесь разработчики допустили некоторую нелогичность в порядке размещения этих институтов. Видимо, для более четкого восприятия этого документа требовалась не одна, а несколько самостоятельных глав, в которых бы последовательно закреплялись основные структурные элементы конституционного статуса человека и гражданина.

Читайте так же:  Копия кадастрового паспорта на квартиру

Практическое значение такого способа размещения прав, свобод и обязанностей и их гарантий оказало бы действенную помощь также и разработчикам законов, развивающих и конкретизирующих права, свободы и обязанности. Из этого тезиса вытекают для них примерно такие правила: во-первых, в любом законе должны содержаться не только права и свободы, но и обязанности, и они должны быть сопряжены между собой; во-вторых, отсутствие одного из указанных компонентов делает закон односторонним, поскольку регулировать отношения между обществом, государством и личностью можно успешно, опираясь на два рычага — права и обязанности. Анализ новейшего законодательства показывает, что далеко не все законы отвечают этим требованиям.

Те или иные права, свободы и обязанности граждан могут к оп-ределенному времени развития общества сложиться как основные, если они опосредуют принципиальные и существенные отношения между обществом и его членами. Но, несмотря на это, за ними может быть, и не признана соответствующая юридическая сила, так как они не записаны в конституции.

Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, записанных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные, принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений.

Конституционные права, свободы и обязанности определяют в принципе содержание, основную целевую направленность всех других прав, свобод и обязанностей.

Однако записанные в Конституции права, свободы и обязанности для своего претворения в жизнь нуждаются в конкретизации и развитии посредством текущего законодательства. В противном случае они рискуют в значительной степени остаться нереализованными. Поэтому, подчеркивая самостоятельное значение конституционных прав, свобод и обязанностей, в то же время не следует их отрывать от всех остальных прав, свобод и обязанностей, в совокупности которых воплощены содержащиеся в них идеи.

В результате правотворчества, развернувшегося в нашей стране за последние годы, целый ряд конституционных прав и свобод, а также их обязанностей были конкретизированы в нормах текущего законодательства. Однако на недостаточно хорошем уровне. Эта конкретизация во многих случаях односторонняя и неполная, иногда даже противоречащая исходным нормам или допускающая различное толкование. Необходимо, чтобы все другие права, свободы и обязанности, возлагаемые на граждан различными нормативными актами, не противоречили, а соответствовали в принципе конституционным правам, свободам и обязанностям. В этом, как известно, выражается принцип законности. Соответствие всех других прав и обязанностей граждан конституционным вовсе не исключает, а предполагает их многообразие, так как они призваны удовлетворять разнообразные интересы и потребности личности, коллектива, общества. Соответствие должно пониматься как их единство в главном, в основном, т.е. согласие в целях, которые стоят перед обеими группами прав, свобод и обязанностей.

Конституция Российской Федерации // Российская газета.- 1993.- 25 дек.

Комментарий к Конституции РФ / Под общ.ред. Ю.В. Кудрявцева.- М.: Правовая культура, 1997.

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ.ред. В.Д. Карповича.- М.: Юрайт-М: Новая Правовая культура, 2002.

Правоохранительные органы РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Семенова.-М.: Юридическая литература, 1998.

Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов / Под ред. А.Д. Сафронова, А.В. Сухинина.- М.: Щит — М, 2000.

Апиян, Н.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Н.А. Апинян // Государство и право, 2001. — №5.

Баглай, М.В., Габричидзе, Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов / М.В. Баглай.– М.: ИНФРА-М, 1996.– 512 с.

Бондарь, Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений / Н.С. Бондарь.- Ростов н/Д: РВШ МВД РФ, 1996.

Бринчук, М.М. Экологическое право: право окружающей среды / М.М. Бринчук.- М.: Юристъ, 2002.- 684 с.

Гончарук, Е.В., Альхименко, В.В. Конституционная обязанность человека и гражданина Российской Федерации сохранять природу и окружающую среду и роль ОВД в ее обеспечении / Е.В. Гончарук // ПРАВО: теория и практика, 2003.- №3 (18).

Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов.- СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2004.- 428 с.

Мальцев, Г.В. Конституционное право Российской Федерации / Г.В. Мальцев.- М.: РАГС, 2004.

Острикова, Л.К. О клиентах «проблемных» банков / Л.К. Острикова // Закон.- 2004.- №7.

Отчерская, Т. Прокурорский надзор: в обход закона / Т. Отчерская // Закон.- 2003.- №2.

Павленко, В.В. Комментарии к Конституции Российской Федерации / В.В. Павленко.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Петров, В.В. Экологическое право России / В.В. Петров.- М.: Бек, 1996.- 557 с.

Пыхтин, С. Упрощённая система налогообложения для субъектов малого предпринимательства / С. Пыхтин // Законность.- 2003.- №1.

Стрельцов, В.Г., Казанцев, Ю.Д. Государственное (Конституционное) право Российской Федерации / В.Г. Стрельцов, Ю.Д. Казанцев.- М.: Былина, 1995.- 302 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 75 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники


  1. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.

  2. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.

  3. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
  4. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.
Получение основного общего образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here