Право собственности на лесные участки

Открытая информация по вопросу: "Право собственности на лесные участки" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Содержание

Статья 8. Право собственности на лесные участки

Статья 8. Право собственности на лесные участки

См. комментарии к статье 8 ЛК РФ

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

>
Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут).
Содержание
Лесной кодекс (ЛК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Новый Лесной кодекс вводит частную собственность на леса

Одним из главных вопросов, связанных с новым Лесным кодексом, является вопрос о собственности на леса. Именно этот вопрос — будут ли леса частными, или же они останутся в собственности государства — в наибольшей степени вызвал беспокойство граждан России на этапе разработки проекта нового Лесного кодекса. 25 октября 2006 г. во время «Прямой линии с Президентом России» В.В. Путин пообещал, что он не подпишет новый Лесной кодекс, если он будет передавать лес в частные руки. В связи с этим возникает вопрос: так появятся ли в России частные леса после введения нового Лесного кодекса, или нет?

Однозначный ответ на этот вопрос дает восьмая статья нового Лесного кодекса:

Статья 8. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки, в составе земель иных категорий, определяются в соответствии с земельным законодательством.

Фактически это означает следующее. Леса, растущие на землях, отнесенных к землям лесного фонда, сохранятся в государственной собственности — собственности Российской Федерации. Остальные леса могут быть в любой собственности, в том числе в частной.

Таким образом, кодекс напрямую вводит возможность приватизации лесов, находящихся на землях поселений, землях сельскохозяйственного назначения и т.д. В частную собственность могут быть без каких-либо помех со стороны Лесного кодекса переданы леса, расположенные в пределах установленных границ поселений (или же леса, которые попадут в границы поселений в будущем).

Значительные площади частных лесов могут также появиться там, где данные учета лесного фонда и земельного учета не совпадают. В первую очередь это относится к так называемым «сельским лесам» (теперь уже бывшим), т.е. лесам, которые ранее находились в ведении сельскохозяйственных организаций. Хотя официально сельские леса считаются частью лесного фонда, в реальности многие из них были поделены на земельные паи при акционировании сельскохозяйственных предприятий в девяностых годах прошлого столетия, и сейчас учитываются как земли сельскохозяйственного назначения. Такие леса также после принятия нового Лесного кодекса смогут стать частными.

Однако, и на территории земель лесного фонда возникает возможность приватизации лесов. Во-первых, возможен перевод земель лесного фонда в земли иных категорий (такая возможность регулируется даже не самим Лесным кодексом, а Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» 2004 года). Во-вторых, новый Лесной кодекс дает возможность застройки участков земель лесного фонда, находящихся в аренде или пользовании — а это фактически создает условия для скрытой приватизации этих участков, с последующей ее легализацией.

[2]

Для застройки земель лесного фонда без изменения категории земель новый кодекс дает как минимум три «лазейки». Возможна застройка земель лесного фонда, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства (ст. 36 нового Кодекса в варианте второго чтения); для осуществления рекреационной деятельности (ст. 41); для осуществления религиозной деятельности (ст. 47).

С учетом всех вышеперечисленных возможностей для формальной или фактической приватизации лесов, речь идет о возможной приватизации процентов лесов России. Однако, с точки зрения ощущений простых граждан России уровень приватизации лесов может оказаться значительно более высоким. Тому есть две основных причины.

Во-первых, новый Лесной кодекс вводит возможность приватизации лесов прежде всего под застройку и сопутствующие ей нужды (не для ведения лесного хозяйства). Таким образом, приватизация лесов будет наблюдаться прежде всего в самых густонаселенных регионах России, а внутри таких регионов — прежде всего в лесах, находящихся в пределах установленных границ поселений или поблизости от них. То есть приватизация затронет прежде всего те леса, которые имеют наибольшее значение для населения и находятся на виду у большинства граждан. Леса удаленных и транспортно недоступных районов страны вообще никак не будут затронуты приватизацией. Соответственно, в пределах «освоенной» части территории страны приватизация может затронуть уже процентов лесов, а леса, находящиеся на землях поселений, в худшем случае могут быть приватизированы полностью.

Во-вторых, приватизация в первую очередь может затронуть леса, приближенные к транспортным путям и поселениям (как наиболее доступные и привлекательные для застройки), а также леса, находящиеся на землях не лесного фонда (например, на землях сельскохозяйственного назначения). Такие леса очень частно находятся на периферии крупных лесных массивов. Их приватизация и застройка, сопровождающаяся возведением сплошных заборов и часто введением специальной охраны, фактически будет означать отгораживание ранее доступных для граждан лесных массивов от ближайших транспортных путей и поселений. На практике это будет означать то, что доступ граждан в связи с приватизацией лесов будет дополнительно перекрыт в значительную часть лесов, которые формально будут по-прежнему находиться в государственной собственности.

Читайте так же:  Ограничение или лишение родительских прав

Таким образом — новый Лесной кодекс однозначно создает условия для приватизации лесов, причем в лесах густонаселенных районов страны масштабы этой приватизации (с соответствующим ограничением доступа граждан к местам традиционного отдыха в лесах) будут вполне ощутимыми для населения, особенно для жителей крупных и средних городов.

Вопрос в том, выполнит ли Президент Российской Федерации В.В. Путин свое обещание не подписывать Лесной кодекс, передающий лес в частные руки, или не выполнит. Скорее всего, это станет известно уже до конца ноября 2006 г.

Вопрос: Какими нормами гражданского, лесного и земельного законодательства регулируется право собственности на лесные насаждения (древесно-кустарниковые насаждения), произрастающие в границах земельного участка? Определяется ли право собственности на лесные насаждения (древесно-кустарниковые насаждения), произрастающие в границах земельного участка, правом собственности на этот лесной участок? Возможна ли ситуация, при которой земельный участок принадлежит на праве собственности физическому лицу, а лесные насаждения, произрастающие в границах этого земельного участка, находятся в собственности РФ? Если да, то при каких обстоятельствах это возможно? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2014 г.)

Какими нормами гражданского, лесного и земельного законодательства регулируется право собственности на лесные насаждения (древесно-кустарниковые насаждения), произрастающие в границах земельного участка?

Определяется ли право собственности на лесные насаждения (древесно-кустарниковые насаждения), произрастающие в границах земельного участка, правом собственности на этот лесной участок?

Возможна ли ситуация, при которой земельный участок принадлежит на праве собственности физическому лицу, а лесные насаждения (древесно-кустарниковые насаждения), произрастающие в границах этого земельного участка, находятся в собственности РФ?

Если да, то при каких обстоятельствах это возможно?

В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ст. 24 ЛК РФ). Кроме того, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В силу ст. 101 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством.

Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Таким образом, определение правового статуса лесного участка осуществляется через земли лесного фонда, при этом основополагающим является статус земельного участка.

Как следует из норм земельного законодательства, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (ст. 15 ЗК РФ). Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Как видно из приведенных выше положений Лесного кодекса о праве собственности на лесные участки, законодатель умалчивает о порядке разграничения права собственности на лесной фонд в целом и лесные насаждения в частности в том случае, если лесной участок находится в собственности физического или юридического лица.

Следует отметить, что ранее, в период действия Лесного кодекса РФ 1997 года, данный момент был специально отражен в ст. 20, согласно положениям которой древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежала на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществлялось собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, также являлась его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

Однако после принятия нового Лесного кодекса РФ 2006 года данная норма была исключена. В настоящее время согласно ст. 20 ЛК РФ граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном ст. 25 ЛК РФ, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

В результате изменений из положений Лесного кодекса невозможно достоверно установить, возникает ли право собственности физических или юридических лиц на лесные насаждения, расположенные на предоставленном на праве собственности лесном участке, либо же право собственности возможно только на древесину или иные добытые лесные ресурсы. Однако получение древесины предполагает вырубку лесных насаждений. Если предположить, что право собственности возникает только на древесину, но не на сами лесные насаждения, которые, такие образом, находятся в собственности РФ, тогда возникает вопрос о том, как определить момент перехода права собственности на растущие деревья и кустарники — с момента начала вырубки либо же когда такая вырубка окончена и получена древесина. При этом остается открытым вопрос — необходимо ли получать согласие собственника, а именно РФ, на вырубку насаждений на лесном участке, находящемся в собственности физических и юридических лиц.

По нашему мнению, подобная юридическая конструкция существенно ограничивает права собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом. Так, согласно п. 2 ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

[1]

К тому же, одним из принципов земельного законодательства РФ является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Таким образом, полагаем, что многолетние лесные насаждения являются частью земельного участка и право собственности на них принадлежит собственнику земельного участка.

Читайте так же:  Налог как экономическая и правовая категория

Отметим, что вышеизложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением иных специалистов. К сожалению, каких-либо официальных разъяснений, комментариев, правоприменительной и судебной практики, а также специально оговоренных в законодательстве случаев исключительного права собственности Российской Федерации на лесные насаждения нам обнаружить не удалось.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Статья 8. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Комментарий к статье 8 ЛК РФ

1. В соответствии с ч.1 комментируемой статьи лесные участки в составе земель лесного фонда, к которым относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие), находятся в федеральной собственности, что также продублировано в ст. 3 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». По мнению М.Ю.Тихомирова, установление федеральной собственности на лесные участки земель лесного фонда является одним из положительных моментов нового ЛК РФ.

________________
Тихомиров М.Ю. Основные новеллы лесного закона // Право и экономика. 2007. N 2.

________________
URL: http://ulpressa.ru/2012/02/24/igor-kornilov-o-prave-grazhdan-na-les/
Однако в последние годы не раз поднимался вопрос об установлении частной собственности на леса. Так, по мнению некоторых авторов, во-первых, «лесной участок из состава земель лесного фонда может быть приватизирован в два шага, по мере изменения его целевого назначения и перевода в иную категорию земель, например, земель населенных пунктов, земель специального назначения, и этот путь вполне вероятен, учитывая снятие законодательных ограничений перевода земель лесного фонда в земли других категорий. Во-вторых, по установленному ЛК РФ правилу, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. По смыслу ст. 624 ГК РФ, при условии отсутствия в ЛК РФ запрета на выкуп арендованных лесных участков — а такого запрета нет — в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество (лесные участки) переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены».

________________
Васильева М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом Лесном кодексе РФ// Журнал российского права. 2007. N 1.

Полагаем, что вряд ли можно обосновать экономическую целесообразность установления частной собственности на лесные участки из состава земель лесного фонда. Вековой опыт регулирования отношений частной собственности на леса во многих странах, в том числе и в нашей стране до революции 1917 года, свидетельствует о том, что ответ на этот вопрос будет отрицательным. Учитывая естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта, установление права частной собственности на леса нецелесообразно. Это объясняется тем, что процесс лесовосстановления обусловлен очень длительными сроками выращивания леса, нередко превышающими пределы человеческой жизни. Капитал, затраченный на приобретение лесов и ведение в них хозяйства, приносит прибыль лишь по истечении 100-150 лет. Поэтому именно рубка леса, а не лесное хозяйство является исключительно выгодной для его собственника, заинтересованного в получении прибыли. Вложение средств в восстановление лесов в условиях частной собственности на землю и лес экономически невыгодно для частного собственника. Решать более или менее удовлетворительно вопросы рационального лесопользования и лесовосстановления можно только в условиях государственной собственности на леса и земли лесного фонда.

Лесное законодательство, которое сейчас действует, имеет определенное сходство с законодательством, действовавшим до революции 1917 года, в части регулирования отношений частной собственности на леса. При этом общеизвестным фактом является то, что именно частная собственность на леса в дореволюционной России была причиной катастрофического истощения лесов, ухудшения состояния лесных ресурсов страны. Негативные последствия существования частной собственности на состояние лесов освещались в юридической литературе.

________________
Полянская Г.Н. Право государственной собственности на леса в СССР. М., 1959.

2. Согласно положениям ч.2 комментируемой статьи, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Таким образом, в ЛК РФ закреплено четкое разграничение права собственности:
— на лесные участки в составе земель лесного фонда — они могут находиться только в федеральной собственности;
— на лесные участки в составе земель иных категорий — конкретная форма собственности определяется в рамках норм земельного законодательства, в частности, гл.3 «Собственность на землю» ЗК РФ. В данном случае речь идет о частной собственности (собственности граждан и юридических лиц), государственной (собственность Российской Федерации и субъектов РФ) и муниципальной (собственность муниципальных образований).

Консультации и комментарии юристов по ст 8 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 8 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Право собственности на лесные участки

Содержание:

Действующее законодательство РФ не выделяет право собственности на леса в отдельную категорию. Лес представляет собой сложный объект, состоящий из непосредственного земельного участка и расположенного на нем массива из деревьев. Как правило, лесные участки являются государственными либо федеральными территориями, которые не могут быть выданы в частное пользование.

Читайте так же:  Кассационная инстанция по гражданским делам

Право собственности на лесные участки также может принадлежать и муниципальным образованиям. Владение, пользование и распоряжение древесной и кустарниковой растительностью, расположенной непосредственно на том или ином земельном участке, входит в полномочия собственника, в соответствии с установленными нормами и требованиями данной области законодательства.

Если земельный участок был передан в собственность гражданину либо физическому лицу и после этого на нем естественным образом появилась древесно-кустарниковая растительность, она будет принадлежать владельцу земли на законных основаниях.

Оборот лесного фонда недопустим. Помимо этого любые сделки, которые могут повлечь за собой отчуждение данной территории, например, купли-продажа, дарение, мена, не могут быть проведены в отношении лесных участков.

Произрастающие на участке деревья являются объектами права собственности лишь до тех пор, пока сохраняется их непосредственная связь с почвой. Срубленные деревья уже не могут быть частью лесного массива. Они представляют собой отдельные объекты собственности – древесину, которая, в свою очередь, уже может находиться как в государственной, так и в частной форме.

Если вам необходимо правовое консультирование в данной области законодательства, обращайтесь за помощью наших юристов по земельным вопросам, которые предоставят клиенту качественные и квалифицированные услуги.

Статья 7 ЛК РФ. Лесной участок

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 7 ЛК РФ

Нет больше понятия участка лесного фонда, предоставляемого в пользование. Напомним смысл текста ранее действовавшего Лесного кодекса РФ в части понятия «участок лесного фонда»: «Несмотря на тесную взаимосвязь лесного и земельного законодательства, несмотря на то, что земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель, Лесной кодекс имеет специфику, отличающую его в корне от земельного законодательства. Объектом лесных отношений является участок лесного фонда — как комплекс земли и расположенной на ней растительности одновременно, участки нелесных земель, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью. Таким образом, к лесному законодательству неприменим термин «земельный участок», т.к. предметом договорных отношений становится именно участок лесного фонда» .

Семьянова А.Ю. Указ. соч. С. 28.

Комментируемая статья полностью изменила представление о предмете договорных отношений в области лесопользования. Теперь законодатель подчеркивает, что предоставляется только земельный участок, называя его лесным участком. Напомним, что в соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Во-первых, если придерживаться данного определения земельного участка для Лесного кодекса, следует все же на уровне закона подчеркнуть, что данное понятие земельного участка применимо не только для земельного участка как объекта земельных отношений, но и для земельного участка как объекта лесных отношений (лесного участка), чего не сделано. Во-вторых, видно, что остальные составляющие, входящие в понятие леса вообще в качестве предоставляемого объекта, не учитываются и не должны учитываться, т.е. ни растительность, ни животные, ни водные объекты, ни др. составляющие экологической системы. В-третьих, предел почвенного слоя не определен ни в отношении земельных отношений, ни в отношении лесных отношений.

Заметим, что в соответствии с комментируемым Кодексом лесной участок может находиться не только в составе земель лесного фонда, но и в составе земель иных категорий.

См. также комментарии к ст. 67, 69, 92 настоящего Кодекса.

Статья 8 ЛК РФ. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Комментарии к ст. 8 ЛК РФ

Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит. Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.

Оформить лесной участок в собственность

Содержание:

Как оформить лесной участок в собственность и можно ли это?

Лесные массивы являются государственными объектами, поэтому получить на них сразу правоустанавливающие документы по существующему законодательству нельзя. По этой причине те, кто задумывается над вопросом, как получать лесной участок в собственность, должны сначала взять его в аренду.

Земельный Кодекс России предусматривает право брать лес в аренду через торги, которые проводятся на аукционе. Для участия в них необходимо предоставить в муниципальные органы заявку вместе с пакетом документов, включающим в себя проектную документацию с указанием назначения лесного массива, квитанцию о предоплате 10% стоимости участка, которую нужно внести до начала аукциона, кадастровые документы.

Проектная документация должна быть заверена и одобрена местной комиссией, занимающейся распределением лесных массивов. Тот, кто выигрывает тендер, составляет с ними договор об аренде, который потом регистрируется в Федеральном управлении государственного регистрационного центра.

Арендовать лес можно на 15 лет под базу отдыха или развлекательный центр. Если арендатор оказывается добросовестным, по истечении этого срока он получает право на оформление массива в собственность.

[3]

Правовые земельные вопросы относятся к категории сложных и имеют массу известных только специалистам нюансов. Поэтому все процедуры с ними лучше доверять профессионалам, которые хорошо разбираются во всех аспектах земельных вопросов. В нашей фирме работают именно такие профессионалы, обладающие большим опытом и отличными знаниями. Мы подскажем, как оформить участок для строительства какого-то объекта, как передать его по наследству, купить или продать и максимально быстро и качественно справимся с любой самой сложной задачей.

Как купить участок в лесу: законодательство в земельной сфере и основные моменты

Все лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В данной статье будет рассмотрен вопрос возможности и способов передачи такой земли из федеральной собственности в частную: правовые особенности, использование. Также узнаете, как именно происходит процедура участия в аукционе.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Читайте так же:  Дела о банкротстве арбитражный суд

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Земельный фонд

Согласно статье 101 ЗК РФ (Земельного кодекса Российской Федерации) к землям лесного фонда относят лесные земли (земли, покрытые растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Также ЗК РФ определяет формы собственности на лес:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • у юридических лиц или же граждан.

Возможна ли покупка лесных земель?

Покупка лесного участка невозможна. Фактически, согласно статье 42 ЛК РФ, участок находится в Федеральной (государственной) собственности. Такие виды участков даются в долгосрочную аренду посредством торгов (от 10 до 49 лет), а если вам по какой-то причине необходимо получить клочок леса в собственность – необходимо сменить его категорию.

Можно ли использовать под строительство дома?

Видео (кликните для воспроизведения).

Строительство частных домов на лесных территориях строго запрещено. Это предусмотрено статьей 45 ЛК РФ, согласно которой разрешены лишь отдельные постройки, возведенные с соблюдением всех экологических норм и обеспечивающие защиту окружающей среды (времянки, жилища лесников, кемпинговые участки, рекреационные объекты, лечебно-оздоровительные учреждения, постройки для изучения недр и прочих исследований и другие).

Приобретение с готовым домом

Прежде чем покупать кусок леса с домом, необходимо проверить все документы. Сначала, необходимо понять статус участка – находится ли он в собственности у продавца? Имел ли он право строить на нем жилой дом или коттедж?

Если земля приватизирована и дом построен на ней на легальных основаниях, то сделка в данном случае основывается на обычной гражданско-правовой сделке путем заключения договора купли-продажи земли.

Законодательство

Лесной кодекс РФ и Земельный кодекс РФ – основные законодательные документы, определяющие порядок и правила пользования и владения лесом.

В 2017 году Государственная дума принята так называемый закон «О лесной амнистии». Этот закон позволяет легализировать находящиеся в лесном фондом земли. Также это облегчает процедуру отнесения лесных поселков к населенным пунктам.

Данный закон устанавливает главенство Единого государственного реестра недвижимости над Государственным лесным реестром. Этот приоритет предусмотрен в сфере определения земельного участка к категории. Это должно помочь с согласованием схем участка и их границ.

Как получить во владение?

Получить лесные угодья во владение можно несколькими способами. Первый из них – изменить категорию лесного участка. Причем процедура смены категории очень продолжительная, требует сбора огромного количества документов и в конце вам никак не гарантирован благоприятный исход.

Гораздо проще взять землю в аренду. Тем более, что после 15 лет добросовестного пользования данного участка вы можете получить право собственности на используемый участок.

Аренда предусмотрена на срок от до 10 до 49 лет, однако при выполнении всех условий договора (своевременное внесение арендной платы, восстановление водных и земельных ресурсов и использовать экологическое природопользование) возможно ее продление.

На арендованной земле разрешается охота, занятие пчеловодством, выращивание и сбор урожая, вырубка лесов и проч. Земли леса передаются в аренду победителю торгов.

О том, можно ли купить или продать землю, если она в аренде, можно узнать в этой статье.

Существует две разновидности лесного пользования:

    Безвозмездное (бесплатное). Решение о бесплатном пользовании принимает орган местного самоуправления. Правом на безвозмездное пользование могут воспользоваться:
  • северные народы;
  • частные лица с определенным видом деятельности (например, пчеловоды);
  • лица, работающие в гособороне и охране лесов;
  • люди, представляющие официальную религию.
  • Бессрочное. Чаще всего используется для бюджетных организаций и частных лиц.
  • Как происходит покупка?

    Статьей 75 ЛК РФ установлен порядок покупки лесных насаждений. Согласно кодексу лесные насаждения можно купить только под вырубку лесов.

    На Официальном сайте Российской Федерации для информации о проведении торгов оперативно обновляется информация об аукционах лесных участка, пригодных для аренды и о торгах лесных насаждений для вырубки. Однако заготовка древесины происходит также на основе аренды участка.

    Эти меры должны способствовать увеличению конкуренции среди среднего и малого бизнеса, а также легализации предприятий, осуществляющих незаконную вырубку лесов.

    Проведение аукциона

    Порядок проведения лесных аукционов установлен ЛК РФ, в частности главой 6 в редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ.

    Предмет аукциона: право аренды участков леса.

    Для проведения торгов создается комиссия. В такую комиссию обычно входят:

    • представители власти субъекта РФ (председатель);
    • уполномоченные в сфере охраны окружающей среды;
    • представители федерального органа управления лесным хозяйством (заместитель председателя).

    Извещение об аукционе должно направляться участникам не менее чем за 30 дней до официальной даты его проведения.

    Больше о правилах проведения аукциона по продаже государственного земельного участка узнайте в отдельной статье.

    Виды лесных конкурсов:

    • закрытые – физические и юридические лица, который получили специальное приглашение комиссии;
    • открытые – в них могут учувствовать все желающие.

    По результатам победитель и председатель комиссии подписывают протокол о результатах аукциона. Этот протокол имеет юридическую силу и равен договору аренды.

    В протоколе аукциона указываются:

    • виды лесопользования;
    • границы участка; размеры лесопользования;
    • плата за пользование участком и проч.

    Тот, кто хочет получить в аренду участок фонда, направляют в лесхоз заявление.

    В заявлении, помимо информации о лесном участке (место, цели и задачи лесопользования, экологические факторы приобретения), указываются:

      Для физических лиц:
    • ФИО;
    • место жительства;
    • паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан).
  • Для юридических лиц:
  • К заявлению прилагаются необходимые копии документов, удостоверяющих государственную регистрацию юридического лица или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

    Если собирать все документы и делать все самостоятельно, расходы на аукцион небольшие – только за включение лесного участка в реестр и другие бюрократические затраты. Можно также воспользоваться услугами частных компаний, однако в данном случае расходы будут гораздо выше.

    Покупка лесного участка или взятие его в аренду может стать как выгодным приобретением, так и «бездонной бочкой» для бесконечных инвестиций. Перед взятием в аренду или покупке леса под вырубку взвесьте все плюсы и минусы и рассчитывайте свои возможности.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Читайте так же:  Доверенность на получение денежных средств нотариальная

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    Это быстро и бесплатно !

    Право собственности и иные права на земли лесного фонда

    Право собственности на лесной фонд

    1. Государственный лесной фонд в Республике Казахстан относится к объектам государственной собственности и находится в республиканской

    2. Владение, пользование и распоряжение участками частного лесного фонда осуществляются частными лесовладельцами в соответствии с

    настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

    Земли лесного фонда

    1. Земли лесного фонда подразделяются на земли государственного и частного лесных фондов.

    2. К землям государственного лесного фонда относятся земли, покрытые лесами естественного происхождения, искусственными лесами, созданными за счет средств государственного бюджета, и не покрытые лесами (лесные и нелесные угодья), предоставленные в постоянное

    землепользование государственным организациям, ведущим лесное хозяйство.

    3. К землям частного лесного фонда относятся земли, покрытые искусственными лесами, агролесомелиоративными насаждениями,

    плантационными насаждениями специального назначения, созданными за счет средств физических и негосударственных юридических лиц, и

    агролесомелиоративные насаждения, созданные за счет бюджетных средств на землях, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о земле, с целевым назначением для лесоразведения.

    4. Границы земель государственного лесного фонда устанавливаются и уточняются при проведении землеустроительных работ на основании

    5. Отчуждение земель государственного лесного фонда путем купли-продажи, залога и совершения других сделок не допускается.

    6. Порядок предоставления, изъятия и использования земель лесного фонда определяется настоящим Кодексом, земельным и гражданским

    законодательством Республики Казахстан

    Результат: Выявленные нарушения земельного законодательства оформляются актом с приложением чертежа полевого обследования, которые подписываются специалистами, проводившими эти работы.

    Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 394 | Нарушение авторских прав

    Право собственности на лесные участки. Лесохозяйственный регламент

    Статья 3 ФЗ«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статья 19 Л К РФ 1997 г. также устанавливала, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

    Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. В земельном зак-ве конкретно на этот счет ничего не сказано, но лесной участок – это земельный участок, т.е. т.е. имеется в виду собственность на земельный участок, на котором произрастает древесина.

    Земельный участок, покрытый лесом на иных категориях земель, является собственником того, в чей собственности находится земельный участок.

    Правомочия собственника – ст 209 ГК РФ- Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Нормы гражданского зак-ва о праве собственности, об оборото способности конкретизируются в лесной зак-ве. Это обусловлено содержанием п 3. ст.129 ГК — Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

    Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (ст. 10 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

    Отнесение лесов к муниципальной собственности. Согласно ст50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципального имущества входят, в частности, леса, расположенные в границах населенных пунктов поселений.

    Это правила, которые надо соблюдать при осуществлении той и иной деятельности.

    В ЛК понятия л/х регламента не дается, в нем установлены основы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества (лесопарка) является лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка).

    Л/х регламент определяет основы хозяйствования в лесах.

    В регламенте устанавливается:

    — виды пользования лесом;

    — сроки использования лесов и др.

    В нем определяются запреты и ограничения использования лесов, а также требования по охране и защите использования лесов.

    Разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов являются переданным полномочием Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ, на осуществление которого средства должны предоставляться в виде субвенций из федерального бюджета.

    Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает лесохозяйственные регламенты:

    -лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации, перечень которых утверждаются Правительством РФ;

    -лесничеств, лесопарков на землях обороны и безопасности;

    -лесничеств, лесопарков на землях особо охраняемых природных территорий.

    Органы местного самоуправления утверждают лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности.

    Органы государственной власти субъектов РФ утверждают лесохозяйственные регламенты в случаях, не относящихся к вышеуказанным.

    Утверждается на 10 лет.

    Лх регламент является обязательным к исполнению всеми лицами. Составление л/х регламента, порядок утверждения, сроки действия, порядок внесения изменений устанавливается ФА по Л/х.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Дата добавления: 2016-10-22 ; просмотров: 607 | Нарушение авторских прав

    Источники


    1. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.

    2. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.

    3. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.
    4. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.
    Право собственности на лесные участки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here