Работа в пути

Открытая информация по вопросу: "Работа в пути" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Работа в пути

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Как правильно указать в трудовом договоре характер работы («разъездная работа», «подвижной характер работы», «работа, осуществляемая в пути») и место работы работника при заключении трудового договора с водителями, которые будут ездить по всей России, но при этом организация, принимающая их на работу, находится в г. Казани?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Работа в пути

Главная страница Форум Гарант

Анна Сергеевна, доброго времени суток. Подскажите, работа водителей-экспедиторов носит какой больше характер работы — в пути, или разъездной. И распространяется на них Приложение N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1978 г. N 579, которое предусматривает компенсацию расходов. Если водители-экспедиторы за рулем находятся 70 % рабочего времени, какой характер работы для него более подходит: в пути или разъездной, не можем точно определить.

Вопрос: Организация занимается международными перевозками грузов. Срок нахождения водителя-экспедитора в рейсе составляет от 5 до 10 дней. Разъездной характер работы водителей-экспедиторов закреплен документально, за ее выполнение выплачивается надбавка, однако проверяющие органы возражают.
К какому характеру работы относится деятельность водителя-экспедитора такого предприятия: к разъездному характеру работы или к работе в пути?
Имеет ли право предприятие компенсировать суточные таким водителям, или по этим расходам следует предоставлять надбавку к заработной плате?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работа водителей может одновременно носить разъездной характер и являться работой в пути. При выполнении разъездной работы сотрудникам выплачивается и соответствующая надбавка (если она предусмотрена системой оплаты труда), и суточные.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

[1]

11 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Вопрос: Организация занимается транспортными перевозками, штатные водители выполняют перевозки по всей стране. В трудовых договорах указан только месячный оклад.
Какие доплаты работодатель обязан начислять кроме оклада (компенсации, суточные)? Имеет ли право работодатель за то время, когда водитель находится в пути, выплачивать ему командировочные?
Обязан ли работодатель начислять доплату за разъездной характер работ?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

2 октября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

─────────────────────────────────────────
*(1) В настоящее время в силу ст. 423 ТК РФ в части, не противоречащей Трудовому Кодексу РФ, продолжает действовать постановление Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 N 579 «Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков».
В соответствии с приложением N 2 к этому документу к лицам, чья работа осуществляется в пути, отнесены водители грузовых автомобилей, «постоянно работающие на регулярных междугородных перевозках».

Если водители-экспедиторы за рулем находятся 70 % рабочего времени, какой характер работы для него более подходит: в пути или разъездной, не можем точно определить.
а почему для вас одно исключает другое?

Как определить в трудовом договоре, каков характер работы (подвижной, разъездной, в пути)? Можно ли, исходя из общепринятой практики, сформулировать определения вышеуказанным особенностям работы?

Ст. 57 ТК РФ называет такие разновидности характера работы, как подвижной, разъездной, в пути. Однако действующее трудовое законодательство содержание понятий «разъездная работа», «подвижной характер работы», «работа, осуществляемая в пути» не раскрывает. Тем не менее в ведомственных актах изложены определенные указания относительно того, что считать тем или иным характером работы.

Так, по мнению руководства МЧС России, разъездной характер работы – это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства (п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 10.01.2008 № 3).

Практически такое же определение разъездному характеру работы дано и в п. 2 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 № 169/10-87 (далее – Положение): разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, что связано с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно. Подвижной характер работы определяется в п. 1 Положения через связь с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства.

Читайте так же:  Может ли не собственник прописать ребенка

Обращаем внимание, что определения понятий «разъездная работа» и «подвижной характер работы», данные в п. 1 и 2 Положения, нашли применение в судебной практике: суд указал, что подвижной характер работы – это режим работы с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства, когда работник вынужден выезжать к месту работы и при этом не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания; разъездной характер работ – работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно, имеет место, когда работник по роду своей деятельности вынужден большую часть рабочего времени находиться в разъездах (определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 № 33-15672/2011).

На наш взгляд, разъездная работа характеризуется перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам или от одного населенного пункта к другому, когда у работника нет постоянного, стационарного рабочего места. К разъездной работе относится, например, работа курьера, страхового агента, торгового представителя, почтальона, водителя.

В отличие от разъездной работы, где работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего проживания, при работе, выполняемой в пути, у работника такой возможности нет. К работе в пути относится работа, выполняемая при движении какого-либо транспортного средства. Но при этом трудовая функция работника никак с этим движением не связана. В пути работают, например, проводники, стюардессы, экспедиторы.

При подвижной работе работник часто меняет рабочее место (место выполнения трудовой функции). Местом работы в этом случае является какая-либо территория. Такова, например, работа строителей, лесозаготовителей, охранников (ЧОП, ведомственной и вневедомственной охраны) и т.п.

Учитывая, что законодательного определения вышеуказанных работ нет, отнести ту или иную работу к разъездной, подвижной или работе в пути работодатель и работник должны сами при заключении трудового договора, принимая во внимание утвержденные соглашениями, коллективным договором или локальным нормативным актом перечни работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер (ст. 57 и 168.1 ТК РФ).

Разъездной характер работы

«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 5

РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ

В штате практически каждой организации есть должность водителя, которая изначально предусматривает, что сотрудник свой рабочий день проводит в дороге. Но зачастую работодатель не задумывается, что работа и водителей, и, возможно, иных сотрудников организации носит особый, разъездной характер, который обязательно отражается как условие трудового договора, — и оформляет сотрудникам командировки. А ведь за работу в таких условиях ТК РФ предусмотрена надбавка к заработной плате. О том, чья работа может носить разъездной характер и по каких основаниям это определяется, в каких локальных документах организации нужно его отразить, чем такая работа отличается от служебных командировок и какие расходы должен компенсировать такому работнику работодатель, вы узнаете, прочитав статью.

Согласно ст. 168.1 ТК РФ различают следующие виды постоянной работы, при которых работник не сидит на месте, а постоянно совершает служебные поездки:

— работа в полевых условиях;

— работа в экспедиционных условиях;

Чем отличается последняя разновидность от работы в пути, в полевых и экспедиционных условиях? Поскольку ТК РФ не дает определений указанных понятий, обратимся к другим нормативным актам.

Понятие «полевые условия» раскрывается в ранее действовавшем Положении о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах, утвержденном Постановлением Минтруда России от 15.07.1994 N 56. Согласно этому документу полевыми являются особые условия производства геолого-разведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа. Кроме указанных работ, в таких условиях могут производиться работы по возведению магистральных газопроводов и дорог, линий электропередач и т. д.

Чтобы понять, какие работы подразумеваются под экспедиционными, обратимся к гл. 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ, Федеральному закону от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также Правилам транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554. По их нормам под транспортно-экспедиционной деятельностью понимается оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению документов, необходимых для осуществления перевозок. Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент — юридические или физические лица. При этом экспедитором признается лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Таким лицом может быть водитель транспортного средства или лицо, сопровождающее груз. Основным признаком экспедиционных работ является то, что они связаны с постоянными служебными поездками.

Что касается работы в пути, под ней подразумевается работа, выполняемая на движущемся транспорте. Для примера можно обратиться к Постановлению Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579 (далее — Перечень профессий). Согласно утвержденным им Перечням к осуществляющим работу в пути относятся работники речного и автомобильного транспорта, а именно капитан, лоцман, контролер пассажирского транспорта и другие работники речного транспорта, а также водители и кондукторы автобусов, водители такси, работающие на междугородных линиях.

«Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков».

К работе в пути можно отнести и работу на междугородных или международных железнодорожных, морских и воздушных перевозках.

Примечание. Под междугородными перевозками понимаются перевозки, осуществляемые между населенными пунктами, расстояние между границами которых составляет более 50 км .

Статья 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Чтобы дать определение разъездному характеру работы, обратимся к Инструкции об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел РФ на территории РФ, утвержденной Приказом МВД России от 05.10.2006 N 780. В ее п. 2 сказано, что разъездной характер имеют работы, при выполнении которых осуществляются регулярные служебные поездки в пределах обслуживаемой территории (участков), при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства.

Читайте так же:  Как подать на алименты после развода образец

В Перечнях профессий помимо лиц, работа которых осуществляется в пути, также перечислены лица, имеющие разъездной характер работы: монтеры и техники судоходной обстановки пути, рабочие разъездных бригад судоходной обстановки пути, водолазы, инструкторы взрывных работ, водители автомобилей, рабочие всех профессий, занятые на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, и др. Кроме указанных работников, разъездной характер носит работа курьеров, страховых и торговых агентов, сотрудников сервисных служб, корреспондентов СМИ и др.

Отметим, что на работников, исполняющих трудовые функции в разъездах, действуют общие нормы ТК РФ, касающиеся режима и норм рабочего времени, времени отдыха, оплаты сверхурочных и ночных и т. д.

Командировка или поездка?

Не следует путать разъездной характер работы со служебными командировками — поездками работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В ст. 166 ТК РФ прямо указано, что служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Напомним, что за сотрудником, направленным в служебную командировку, сохраняются место работы и средний заработок. Положение об особенностях направления работников в служебные командировки утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее — Положение). Согласно Положению средний заработок за период нахождения работника в командировке и дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации. Также работнику возмещаются:

— расходы на проезд;

— расходы на наем жилого помещения (оплату гостиницы);

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

— иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации (мобильная связь, медицинская страховка и др.).

Обратите внимание! При командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются (п. 11 Положения).

Конкретные нормы возмещения командировочных расходов, установленные Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 , распространяются только на работников бюджетных организаций. В коммерческих организациях расходы, связанные с командировкой, определяются коллективным договором или иным локальным актом организации.

«О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Порядок оформления командировок установлен Положением. Прежде всего руководитель организации издает приказ по унифицированной форме Т-9 (Т-9а). Кроме этого, работнику оформляются служебное задание (унифицированная форма Т-10а) и командировочное удостоверение (Т-10). Формы указанных документов утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление N 1).

В командировочном удостоверении проставляются отметки о датах прибытия и отбытия с места командировки. Также работнику авансом выдаются денежные средства на оплату расходов на проезд, наем жилого помещения и суточные.

В течение трех рабочих дней после возвращения работник обязан представить отчет о выполненной работе и авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах, а также произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, документы о найме жилого помещения, фактических расходах на проезд и иных расходах, связанных с командировкой (п. 26 Положения).

В чем же состоит основное отличие командировки от служебной поездки? В ст. 57 ТК РФ установлено, что условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), должны в обязательном порядке включаться в трудовой договор с работником. Таким образом, разъездная работа — составная часть трудовой функции работника. Оговорка в ст. 57 «в необходимых случаях» означает, что работодатель обязан отметить особый характер работы в трудовом договоре, если это не предусмотрено законодательными нормативными актами, например Перечнями профессий. Кроме этого, трудовая деятельность должна постоянно носить характер разъездов.

Насчет командировок в п. 2 Положения лишь указано, что в командировки могут направляться только лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. Направление в командировки носит, как правило, периодический характер, производится по мере необходимости. При этом работодатель может указать в трудовом договоре, что работник периодически направляется в командировки, но обязанность закреплять в договоре это условие ТК РФ не установлена.

Обратите внимание! Не могут быть направлены в служебную командировку беременные женщины (ч. 1 ст. 259 ТК РФ), работники в период действия ученического договора (ст. 203 ТК РФ), лица в возрасте до 18 лет (ст. 268 ТК РФ), а направить в командировку работников, перечисленных в ч. 2 ст. 259, можно только с их письменного согласия.

Исходя из вышесказанного, а также разъяснений, представленных в Письме Минфина России от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168, даже если поездки водителей грузовых автомобилей не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, данные поездки следует рассматривать как служебные командировки. Если же согласно Перечню профессий водители грузовых автомобилей постоянно работают на регулярных междугородных перевозках, то данные поездки не признаются служебными командировками. Особое внимание обратите на слово «регулярных» — перевозки осуществляются согласно действующему расписанию и по конкретным маршрутам. Если же водитель осуществляет междугородные (международные) перевозки в различные города и страны по индивидуальным маршрутам, такие поездки будут считаться командировками, что подтверждается судебной практикой.

Таким образом, если сотрудник с разъездным характером работы, например, работающий в пределах города, будет направлен в другой город в служебную поездку, то ее следует оформлять как командировку.

Документальное оформление служебных разъездов

Итак, в силу ст. 57 ТК РФ условие о разъездном характере работы должно быть указано в трудовом договоре с работником. А если такой характер работы был установлен в течение трудовой деятельности, по соглашению с работником к трудовому договору заключается дополнительное соглашение. Кроме этого, разъездной характер работы также нужно отметить в должностной инструкции работника.

Читайте так же:  Определение по делу об административном правонарушении

Согласно ст. 168.1 ТК РФ перечень профессий, должностей с разъездным характером работы устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, такими как Положение о разъездном характере работы. В нем приводится перечень работ, профессий и должностей разъездного характера, регламентируются порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными поездками, а также порядок оформления поездок и формы документов. Положение утверждается и вводится в действие приказом работодателя.

В течение деятельности организации перечень должностей, имеющих разъездной характер работы, может изменяться. Чтобы не вносить изменения в положение, можно изначально установить такой перечень отдельным приказом руководителя. Приведем образец.

Общество с ограниченной ответственностью «МАК»

08.03.2012 г. Н. Новгород

об утверждении перечня должностей работников,

постоянная работа которых имеет разъездной характер

Руководствуясь ст. 168.1 ТК РФ,

установить разъездной характер работы работникам, имеющим следующие должности:

Генеральный директор Калентьев /Г. С. Калентьев/

А если таких работников несколько, все условия разъездной работы можно прописать в трудовом договоре.

Довольно часто возникает вопрос: нужно ли указывать разъездной характер работы водителя в трудовом договоре, ведь и так понятно, что он все время в разъездах? Отвечаем — нужно, поскольку в зависимости от трудовых обязанностей водителя работодатель может по-разному определить характер данной работы: в пути, в экспедиционных условиях или разъездной. Это имеет значение для получения определенных надбавок и возмещения расходов, понесенных работником.

Видео (кликните для воспроизведения).

В отличие от командировок порядок документооборота и учета служебных поездок работодатель утверждает самостоятельно. Для оформления служебных поездок можно использовать форму служебного задания, утвержденную Постановлением N 1. А на основании командировочного удостоверения можно разработать маршрутный лист.

Виды характера работы в трудовом договоре

Трудовое законодательство в стране Россия предусматривает несколько видов работы, которую трудящийся может выполнять. Характер работы – довольно важный аспект трудового договора, оказывающий влияние на предоставление трудящемуся особых гарантий: на режим труда и отдыха, на разделение рабочего дня на части и так далее.

Кроме того, условия, определяющие характер работы необходимо обязательно включать трудовой договор. Это не значит, что если условия не будут указаны, то такой договор признают не заключенным. Однако компанию-работодателя в случае проверки ждут штрафы за нарушение трудового законодательства. За это могут даже дисквалифицировать директора.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Виды работ по характеру

Наш законодатель предусмотрел следующие виды работ:

  • подвижной;
  • разъездной;
  • в пути;
  • другой характер работы.

Хочется отметить, что действующим трудовым законодательством не приводится расшифровка этих видов работ. Как же тогда определяется вид работы? А вид работы определяется исходя из выполняемых трудящимся обязанностей.

Например:

  1. Разъездной характер работ у курьеров или наладчиков оборудования. Ведь в течение дня они работают, разъезжая по городу. Разъездной характер работы подразумевает под собой выполнение работы на объектах, которые значительно удалены от места размещения работодателя; или многочисленные периодические поездки в пределах одного населенного пункта. Но не по своим личным делам, а по заданию работодателя.
  2. Работу в пути выполняют люди, работающие в движущемся транспорте – кондукторы, водители, капитаны речного транспорта и так далее.
  3. Подвижной характер работ у людей, которые работают в организации, часто передислоцирующейся, либо у людей, работа которых оторвана от постоянного места жительства.

Однако стоит отличать разъездные работы от служебных командировок. Ведь командируют сотрудника для выполнения своих должностных обязанностей, которые он может выполнять и в пути. Но командировки постоянным условием труда не могут быть, а разъездной характер работы – может быть установлен.

Другой характер работы

Опять же, законодатель не разъясняет в Трудовом Кодексе, что такое другой характер работы.

Однако, немного почитав нормативные акты, можно сделать вывод, что под другим характером работы в первую очередь законодателем имеется ввиду труд сотрудников, выполняющих работу в экспедиции или работающим в поле, так называемым «полевикам». К таким можно отнести ученых, геодезистов.

Как определить, каков характер работы

Характер работы – это обязательное условие трудового договора. Если его не указывать в трудовых договорах, компанию ждет штраф от Государственной Трудовой Инспекции.

Зачастую бывает сложно определить характер работы. Например, отличить разъездной характер работы от работы в пути.

Для того чтобы определить характер работы, придется заглянуть в другие, отличные от трудового кодекса, акты:

Таким образом, учитывая неоднозначность позиции законодателя в определении видов работ, сам собой напрашивается вывод о том, что трудящийся и работодатель должны сами решить, какой характер работы установить в договоре. Разумеется, с учетом вышеназванных актов.

Особенности подвижного и разъездного характера работы

Особенностями подвижного и разъездного характера работы являются дополнительные надбавки и компенсации за такие виды работ.

За разъездной характер работы работодатель также обязан доплачивать трудящимся сотрудникам. Однако эти надбавки зависят от количества дней, которые трудящийся трудится в разъездах.

Если трудящийся в разъездах трудится:

  • меньше двенадцати дней – надбавка должна составлять пятнадцать процентов;
  • если двенадцать и более дней – двадцать процентов.

Трудящимся различных отраслей устанавливаются различные надбавки за разъездной характер.

Например, выплаты трудящимся в строительных организациях зависят от количества часов, проведенных в пути от организации до места работы и в обратном направлении:

  • Если такое время составляет 3 часа и более, то надбавка устанавливается в размере двадцати процентов.
  • Если затраченное время составляет два часа и более, надбавка будет пятнадцать процентов.
  • Связистам, трудящимся на всех видах транспорта, кроме воздушного, устанавливается надбавка в виде полутора процентов от оклада.
  • Трудящимся в почтово-багажных, пассажирских поездах, работающим в вагонах – ресторанах законодатель установил выплачивать по 3 процента от оклада либо тарифной ставки в сутки.
  • Трудящимся цирка (они всегда находятся в разъездах) устанавливается надбавка в виде пятидесяти процентов от должностного оклада.

Отрасли и виды работ, категории допускаемых к ним лиц

Законодатель лишь ориентировочно определил категории лиц, работа которых относится к разъездной либо подвижной. Это те категории трудящихся, чья работа без всяких сомнений является подвижной или разъездной.

Читайте так же:  Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется

Поэтому, работодатель самостоятельно определяет, какие трудящиеся и категории лиц будут выполнять тот или иной вид работ. Закрепить все требования к трудящимся, допускаемых к выполнению того или иного вида работ, работодатель может в локальных нормативных актах.

Характер работы в трудовом договоре: как описать

Какого-либо развернутого описания работы в трудовом договоре не требуется. Законодатель лишь требует того, чтобы условие о характере работы содержалось в трудовом договоре.

Описать можно примерно так:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Работа: монтер пути в Московской области

Монтер пути

Должностные обязанности: Монтер железнодорожного пути. Выполнение работ по обслуживанию и ремонту ж/д пути (не магистрального значения) Условия работы: деятельность

Монтер пути (бригада монтеров пути)

На постоянную работу требуются монтеры путей (рабочие). Вахтовый метод работы. Подмосковье, Рязань, Череповец.Проживание за счет работодателя, трудоустройство согласно ТК

Монтер пути

Обязанности: — выполнение простых работ по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути; — смазка и подтягивание стыковых болтов; — погрузка, выгрузка

монтер пути

Должностные обязанности: Замена рельс и шпал;перешивка путей;обточка рельс;выправка шпал;регулировка стрелочных механизмов;подгонка профилей стрелочных переводов;исправление

Монтер пути

Текущее содержание и ремонт железнодорожного пути Тяжелые и вредные условия труда. Дисциплинированность Инфраструктурная доступность Оплата проезда к месту работы

Монтер пути

механизированного инструмента, ремонт жд пути, работы по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути. Работа в составе бригады под контролем мастера. Формируем

Монтер пути

Должностные обязанности: эксплуатация и ремонт ж/д путей, Выполнение должностных обязанностей, предусмотренных для данной должности. Соблюдение режима работы Условия работы

Монтер пути

Должностные обязанности: Ремонт и обслуживание железнодорожных путей. Соблюдение техники безопасности. Условия работы: Оптимальные условия труда. Согласно ТК РФ. Полный

Монтер пути — Lytkarino

Требуется Монтер пути, зарплата не указана ЗАО «Лыткаринское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» Требуются на постоянную работу: Монтеры пути (опыт

Монтер пути

Должностные обязанности: Выполенение работ по текущему содержанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования. Условия работы: Тяжелые и вредные условия труда

Монтер пути

Знание и выполнение должностных обязанностей, Соблюдение техники безопасности производство Доставка на работу Социальный пакетпремия за выслугу лет, по итогам года.

Монтер пути

Выполнение работ при монтаже, демонтаже и ремонте конструкций верхнего строения пути.Завертывание и вывертывание шурупов в шпалах торцовым ключом; раскладка шпал и скреплений.

Монтер пути

Общие обязанности: Знание и выполнение должностных обязанностей, Соблюдение техники безопасности оптимальные условия труда

Монтер пути

ОБРАЗОВАНИЕ НЕ НИЖЕ СРЕДНЕГО ПОЛНОГО, ЖЕЛАТЕЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ, ОТСУТСТВИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ, БЕЗ УВОЛЬНЕНИЯ ЗА ПРОГУЛЫ, ХИЩЕНИЯ, БЕЗ ПЕРЕРЫВОВ В СТАЖЕ БОЛЕЕ 6.

Монтер пути

Опыт работы приветствуется. Без вредных привычек. Внимательность. Дисциплинированность. Физически здоров.

Монтер пути

5 разряд, соответствующее образование, опыт работы по специальности от 1 года, Готовность к физическим нагрузкам.

Монтер пути — Zheleznodorozhny

за счет средств работодателя oбязательно, обучение по профессии монтер пути — желательно .- — Условия: oфoрмлeниe пo TК РФ, проживание в общежитии, гибкий график 15/15, 20/10

Время в пути оплачивать или нет

Время в пути: оплачивать или нет

Дискуссия на форуме

А Коллеги, нужен совет. Рабочие трудятся по графику сменности. Доставка

на работу (начало в 6:30) и с работы (20:30) производится транспортом

предприятия. Время в пути до места работы 1,5 часа (т. е. выезжают в 5

утра). Обязан ли работодатель оплачивать время в пути и по какой

ставке — как рабочее время? Если доставка утром, то как с доплатой

за ночной режим (+40%)? Во внутренних локальных актах оплата времени

в пути не оговорена. Спасибо.

Б В пути же они не работают? Думаю, что нет, т. к. работает в это время,

насколько я понимаю, только водитель, который доставляет ваших

работников до места работы. Когда на работу их принимали, они знали,

что место работы так далеко? Или у них меняющиеся объекты?

В Время в пути оплачивается только тем, у кого разъездной характер

работы. А так как у них не разъездной, то и оплачивать дорогу не

Г Время проезда до работы не является в данном случае рабочим временем.

Статья 91 ТК РФ дает четкое определение, что в него входит. Время

проезда там не обозначено. Оплачиваемое работодателем время отдыха

определено в ТК РФ. Времени проезда до работы там нет.

Статья 91 Трудового кодекса РФ, определяя рабочее время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, включает в это понятие и иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством РФ относятся к рабочему времени.

Такими периодами законодательство считает простой (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ), определенные перерывы (ч. 3 ст. 108, ст. ст. 109, 258, 264 ТК РФ) и некоторые другие, причем среди них отсутствует время в пути или время доставки на работу транспортом предприятия (за исключением случаев, когда работа носит разъездной/подвижной характер или осуществляется в пути).

При этом ТК РФ не содержит определения этих понятий, хотя согласно ст. 57 ТК РФ условие, определяющее разъездной и т. п. характер работы, является обязательным условием трудового договора с работником.

Его можно отыскать в некоторых ведомственных нормативных актах, например в п. 2 все еще действующего Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87: «Разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, что связано с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно».

Также согласно Федеральному отраслевому соглашению по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2011 — 2013 годы (п. 3.13) разъездной характер работ предусматривает, что работники осуществляют поездки в нерабочее время от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места работы на объекте и обратно. При этом устанавливается разный размер надбавки за разъездной характер работы — в зависимости от времени проезда работников именно во внерабочее время.

Читайте так же:  Постановление о лицензировании отдельных видов деятельности

Таким образом, проезд к месту работы включается в рабочее время лишь для строго определенной законом категории работников (чья работа носит разъездной/подвижной характер или осуществляется в пути); потраченное на это время компенсируется специальной надбавкой.

Статья 168.1 ТК РФ в ч. 2 предусматривает, что перечень работ, профессий, должностей таких работников устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами; кроме того, размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором. То есть организация должна самостоятельно решать вопрос об отнесении работы по конкретной должности и профессии к работе, имеющей разъездной характер. А следовательно, и о связанных с этим компенсациях.

Как следует из обсуждаемого на форуме вопроса, в организации такого перечня не существует и это лишает работников права требовать оплаты или иной компенсации времени нахождения в пути на работу.

Заключаем трудовой договор: что такое разъездной и подвижной характер работы

Согласно ст. 57 ТК РФ «Содержание трудового договора» обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы). Как определить, каков характер работы? Можно ли исходя из общепринятой практики сформулировать определения вышеуказанным характерам работы?

Ст. 57 ТК РФ называет такие разновидности характера работы, как подвижной, разъездной, в пути. Однако действующее трудовое законодательство содержание понятий «разъездная работа», «подвижной характер работы», «работа, осуществляемая в пути» не раскрывает.

Тем не менее в ведомственных актах изложены определенные указания, относительно того, что считать тем или иным характером работы.

Так, по мнению руководства МЧС России, разъездной характер работы — это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства (п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 10.01.2008 N 3).

Практически такое же определение разъездному характеру работы дано и в п. 2 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87 (далее — Положение): разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, что связано с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно. Подвижной характер работы определяется в п. 1 Положения через связь с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства.

[3]

Обращаем Ваше внимание, что определения понятий «разъездная работа» и «подвижной характер работы», данные в пунктах 1 и 2 Положения, нашли применение в судебной практике: суд указал, что подвижной характер работы — это режим работы с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства, когда работник вынужден выезжать к месту работы и при этом не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания; разъездной характер работ — работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно, имеет место, когда работник по роду своей деятельности вынужден находиться большую часть рабочего времени в разъездах (определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 N 33-15672/2011).

На наш взгляд, разъездная работа характеризуется перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам или от одного населенного пункта к другому, когда у работника нет постоянного, стационарного рабочего места. К разъездной работе относится, например, работа курьера, страхового агента, торгового представителя, почтальона, водителя.

В отличие от разъездной работы, где работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего проживания, при работе, выполняемой в пути, у работника такой возможности нет. К работе в пути относится работа, выполняемая при движении какого-либо транспортного средства. Но при этом трудовая функция работника никак с этим движением не связана. В пути работают, например, проводники, стюардессы, экспедиторы.

При подвижной работе работник часто меняет рабочее место (место выполнения трудовой функции). Местом работы в этом случае является какая-либо территория. Такова, например, работа строителей, лесозаготовителей, охранников (ЧОП, ведомственной и вневедомственной охраны) и т.п.

[2]

Учитывая, что законодательного определения вышеуказанных работ нет, то отнести ту или иную работу к разъездной, подвижной или работе в пути работодатель и работник должны сами при заключении трудового договора, принимая во внимание утвержденные соглашениями, коллективным договором или локальным нормативным актом перечни работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер (ст.ст. 57 и 168.1 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария

6 февраля 2012 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источники


  1. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.

  2. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.

  3. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
  4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
Работа в пути
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here