Реорганизация унитарного предприятия

Открытая информация по вопросу: "Реорганизация унитарного предприятия" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Реорганизация унитарного предприятия

Дата документа 19.12.2018
Метки Методика

РЕОРГАНИЗАЦИЯ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ, УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В силу закона коммерческие организации могут создаваться в форме унитарных предприятий, где собственником имущества является сама Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. При этом учредитель унитарного предприятия может принять решение о его приватизации, одним из способов которой является преобразование в акционерное общество. Такая форма преобразования унитарного предприятия, а также вопросы учета, отчетности и налогообложения в рамках данной процедуры, и будет предметом рассмотрения статьи, предлагаемой Вашему вниманию.

В первую очередь напомним, что правовое положение унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) и Федеральным законом от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. При этом имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом N 161-ФЗ, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с ГК РФ и Законом N 161-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 113 ГК РФ унитарное предприятие:
• отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
• не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
В свою очередь собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.

Для справки: собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

[1]

Согласно пункту 8 статьи 113 ГК РФ унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с Законом N 161-ФЗ и законами о приватизации.
Пунктом 1 статьи 29 Закона N 161-ФЗ установлено, что унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, Законом N 161-ФЗ и иными федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 29 Закона N 161-ФЗ реорганизация унитарного предприятия в форме преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы может быть осуществлена в случаях, предусмотренных Законом N 161-ФЗ или иными федеральными законами.
Статья 34 Закона N 161-ФЗ предусматривает возможность преобразования унитарного предприятия:
• в государственное или муниципальное учреждение;
• в автономную некоммерческую организацию (в части унитарных предприятий федерального уровня).

При этом пунктом 1 статьи 34 Закона N 161-ФЗ прямо определено, что преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Основным нормативным документом в сфере приватизации, как известно, выступает Федеральный закон от 21.12.2001 г.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Реорганизация унитарного предприятия (МУП/ГУП) в форме преобразования в Акционерное общество (АО)

В Государственную Думу поступил на рассмотрение законопроект, внесенный Правительством РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)»

Согласно статье 4 Законопроекта «государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 года №135-ФЗ “О защите конкуренции”, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2023 года.

Ознакомиться с более подробной информацией можно на сайте правительства РФ по следующим ссылкам: http://sozd.duma.gov.ru/bill/554026-7
http://government.ru/activities/selection/302/35959/

Приватизация ГУП/МУП осуществляется в соответствии с Федеральным законом №178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» и осуществляется в следующем порядке:

Этапы:

1. Включение унитарного предприятия в утвержденный прогнозный план (программу) приватизации имущества на соответствующий год решением Собрания депутатов (Городской думой).

2. Проводится инвентаризация имущества муниципального унитарного предприятия и финансовых обязательств.

3. Составляется промежуточный баланс МУПа на дату составления акта инвентаризации.

4. Проводится Аудиторская проверка результатов инвентаризации и промежуточного баланса.

5. Определяется состав имущества, подлежащего приватизации (на дату составления промежуточного баланса)

6. Определяется состав имущества, не подлежащего приватизации (на дату составления промежуточного баланса)

7. Проводится расчет размера уставного капитала АО в соответствии с нормами действующего законодательства, определение количества и номинальной стоимости акций.

Администрация муниципального образования готовит Постановление Об условиях приватизации МУПа – приватизировать муниципальное унитарное предприятие путем преобразования в акционерное общество.

Постановлением утверждается следующее:

1. Размер уставного капитала АО, количество акций и их номинальная стоимость;

2. Состав подлежащего приватизации имущества МУПа; Перечень объектов не подлежащих приватизации; Устав возникающего акционерного общества; Передаточный акт;

3. Количественный состав совета директоров АО; Количественной состав ревизионной комиссии;

4. Руководитель АО до первого общего собрания акционеров акционерного общества; Состав совета директоров; Состав ревизионной комиссии (если предусмотрено уставом), Регистратор общества и условия договора с ним;

Подается в ИФНС заявление по форме Р12003 с приложением Решения о реорганизации. Срок подачи формы 3 дня с момента принятия решения о реорганизации.

Уведомляются в письменной форме все известные кредиторы о преобразовании МУП в АО.

Подготавливается комплект документов (эмиссионной документации) для регистрации выпуска ценных бумаг Банком России.

В соответствии с Положением №428-П от 11.08.2014 г. для регистрации выпуска ЦБ в регистрирующий орган представляются:

  • Устав УП в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями (копия);
  • Документ, подтверждающего государственную регистрацию УП (копия) ;
  • Решение уполномоченного органа о реорганизации УП с приложениями (копия) ;
  • Решение уполномоченного органа об утверждении Решения о выпуске ЦБ (копия);
  • Заявление на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг (Приложение 3);
  • Решение о выпуске ценных бумаг(Приложение 15).
  • Платежное поручение, которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • Опись предоставляемых документов (Приложение 9);
  • Электронный носитель, содержащий текст Решения о выпуске и опись предоставляемых документов.

Размер государственной пошлины регулируется Налоговым кодексом РФ (подп.53 п.1 статьи 333.33.): размеры государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг составляет 35 000 рублей;

Читайте так же:  Форма заявления о возврате товара надлежащего качества

Утверждение Решения о выпуске ЦБ оформляется уполномоченным на то органом.

Пункт 47.4. Стандартов эмиссии «Решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, принимается регистрирующим органом до государственной регистрации юридического лица, являющегося эмитентом, и вступает в силу с даты государственной регистрации соответствующего юридического лица.»

Глава 48. Стандартов эмиссии – Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации юридических лиц

48.1. Решение о выпуске ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования, утверждается уполномоченным органом управления реорганизуемого юридического лица, подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа реорганизуемого юридического лица и скрепляется печатью реорганизуемого юридического лица.

Подача документов в ИФНС для регистрации акционерного общества. Форма 12001. Одновременно заполняется лист, содержащий сведения о Регистраторе.

50.4. Стандартов эмиссии Ценные бумаги юридического лица, создаваемого в результате слияния, разделения, выделения и преобразования, считаются размещенными в соответствии с решением о реорганизации в форме слияния, в том числе договором о слиянии, решением о реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования в день государственной регистрации этого юридического лица. Ценные бумаги юридического лица, к которому осуществлено присоединение, считаются размещенными в соответствии с решением о реорганизации в форме присоединения, в том числе договором о присоединении, в день внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГУПов

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ Правительство Российской Федерации:

  • утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;
  • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества.

Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества.

Федеральное агенство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №432 Росимущество осуществляет следующие полномочия:

  • полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов гос. власти;
  • полномочия собственника в отношении имущества федеральных ГУП и госучреждений, акций(долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах ООО и иного имущества, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
  • подготавливает и представляет в установленном порядке в Минэкономразвития РФ:
  • 1. проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также предложения о внесении в него изменений;
  • 2. принимает решения об условиях приватизации федерального имущества и представляет в Минэкономразвития РФ предложения для принятия Правительством РФ соответствующих решений;
  • 3. обеспечивает опубликование решений об условиях приватизации федерального имущества и издает официальный
    информационный бюллетень;
  • 4. выступает от имени Российской Федерации учредителем (участником) акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, создаваемых посредством приватизации федеральных ГУП, а также выступает
  • учредителем создаваемых с участием государства иных ЮЛ;

Компетенция органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления определяется законами и иными НПА субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Заключение договора на ведение реестра АО с регистратором.

Подписание Акта приема-передачи документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, являющегося неотъемлемой частью договора на оказание услуг по ведению и хранению реестра владельцев именных ценных бумаг.

Осуществление юридических действий по регистрации прав собственности на объекты имущества, требующие регистрации. Передачи имущества в состав имущества муниципальной казны.

Подача документов в регистрирующий орган – ЦБ отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

В соответствии с Положением №428-П от 11.08.2014г. для регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган (Банк России) представляются:

  • Заявление на государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг (Приложение 21);
  • Отчет об итогах выпуска ценных бумаг (Приложение 22);
  • Решение уполномоченного органа эмитента об утверждении Отчета об итогах выпуска ЦБ (копия);
  • Платежное поручение, подтверждающая оплату государственной пошлины (копия);
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица АО (копия);
  • Устав АО (копия);
  • Опись предоставляемых документов (приложение 9);
  • Электронный носитель, содержащий тексты Отчета об итогах выпуска ЦБ и описи предоставляемых
  • документов.

Размер размеры государственной пошлины за государственную регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг составляет 35 000 рублей.

Предоставление регистратору зарегистрированного отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Предлагаем Вам ознакомиться со статьей директора Чебоксарского филиала Акционерного общества «Новый регистратор» Наталии Федуловой: «Создание органов управления при преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество»:

Самарский филиал АО “Новый регистратор” готов предложить консультационные услуги по подготовке проектов учредительных документов, решений о выпуске ценных бумаг (акций) создаваемого акционерного общества, ведению реестра акционеров, а также сопровождать процедуру реорганизации Государственного/Муниципального унитарного предприятия в форме преобразования в Акционерное общество (АО).

Расценки на услуги услуг Самарского филиала АО “Новый регистратор”, связанные с реорганизацией унитарных предприятий, одни из самых низких в регионе. К примеру:

Стоимость услуг по подготовке проектов эмиссионной документации: составляет: 15 000 руб + НДС 20%.

Стоимость услуг по ведению реестра акционеров: от 680 до 980 руб. в месяц.

Для того чтобы начать наше сотрудничество, предлагаем Вам связаться с нами удобным для Вас способом:

Адрес: г.Самара, ул.Урицкого, д.19, этаж 9, офис Самарского филиала АО “Новый регистратор”

[2]

Реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования

«Бухгалтер и закон», 2012, N 1

Правовую основу норм, посвященных реорганизации унитарных предприятий в форме преобразования, составляет определенный пласт нормативно-правовых актов Российской Федерации. Большинство правовых норм, регулирующих эти вопросы, закрепляют следующие документы:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
  • Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ);
  • Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон N 178-ФЗ);
  • Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законами, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (ст. 59 ГК РФ).

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Читайте так же:  Двойное гражданство это

Особое внимание при реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования следует уделять передаточному акту, ведь в случае неправильного его составления новому юридическому лицу могут быть нанесены существенные убытки. Исходя из анализа требований законодательства, а также из экономического содержания хозяйственной операции, в этот документ целесообразно включить, например, следующее:

  • сведения об имуществе и обо всех обязательствах в отношении каждого должника и кредитора, в том числе использование прибыли;
  • бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату (дату реорганизации);
  • исчерпывающий перечень прав и обязанностей: указываются не только те права, которые могут быть реализованы, но и те, срок по которым еще не наступил;
  • обязательства, которые оспариваются третьими лицами;
  • налоговые расчеты отчетного периода;
  • результаты инвентаризации и др.

Согласно ст. 2 Закона N 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно п. 1 ст. 29 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, данным Законом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 29 Закона N 161-ФЗ при преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение 6 мес. несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2008 N А78-4951/07-Ф02-2514/08 по делу N А78-4951/07).

В соответствии со ст. 34 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2009 по делу N А56-3872/2008).

Согласно положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 02.08.2011 федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию.

Следует отметить, что такая возможность будет рассматриваться в отношении ФГУП, ориентированных на выполнение работ и оказание услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки, права, спорта и т.д. В силу специфики своей деятельности такие предприятия, по сути, являются некоммерческими организациями.

Организационно-правовая форма автономной некоммерческой организации позволит ФГУП, оказывающим социально ориентированные услуги гражданам, наиболее гибко осуществлять свою деятельность, а также сократить государственный сектор в экономике.

Законом предусматривается, что в каждом отдельном случае решение о преобразовании будет приниматься Правительством РФ, которым также будут определяться основные цели деятельности создаваемой организации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию ФГУП.

Кроме того, Правительством РФ могут быть установлены дополнительные условия преобразования ФГУП в автономные некоммерческие организации.

Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с Законом N 178-ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии со ст. 1 Закона N 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 178-ФЗ способами приватизации, в частности, являются преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (ОАО) или общество с ограниченной ответственностью (ООО).

При этом в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона N 178-ФЗ приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со ст. 11 данного Закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала ОАО, установленному ст. 26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ), или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в ОАО.

В случае если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, определенные за предшествующие приватизации 3 календарных года, либо сумма остаточной стоимости его основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату, не превышает предельного значения, установленного в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в ООО.

Если же определенный размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала открытого акционерного общества, установленного ст. 26 Закона N 208-ФЗ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в ООО.

Подготовительным этапом приватизации является подготовка прогнозного плана (программы) приватизации федерального (муниципального) имущества. На его основе собственник имущества (публично-правовое образование) как юридическое лицо принимает решение о приватизации. В нем согласно п. 2 ст. 14 Закона N 178-ФЗ указываются:

  • состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • размер уставного капитала ОАО или ООО, создаваемых посредством преобразования унитарного предприятия;
  • количество, категории и номинальная стоимость акций ОАО или номинальная стоимость доли участника ООО — Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В п. 3 ст. 14 Закона N 178-ФЗ закреплено, что со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества унитарное предприятие без согласия собственника его имущества не вправе:

  • сокращать численность работников указанного унитарного предприятия;
  • совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки, связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;
  • получать кредиты;
  • осуществлять выпуск ценных бумаг;
  • выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества (п. 4 ст. 14 Закона N 178-ФЗ).

Унитарное предприятие считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 6 ст. 29 Закона N 161-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона N 178-ФЗ хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, а также со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.

Читайте так же:  Что делать если соседи мешают спать

В уставах созданных путем преобразования унитарного предприятия ОАО, ООО должны быть учтены требования Закона N 208-ФЗ, Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и определенные Законом N 178-ФЗ особенности.

Уставами созданных ОАО, ООО определяются в обязательном порядке цели и предмет деятельности этих обществ. Размеры уставных капиталов созданных путем преобразования унитарного предприятия открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью определяются в порядке, установленном ст. 11 Закона N 178-ФЗ.

Согласно п. 5 ст. 37 Закона N 178-ФЗ до первого общего собрания акционеров ОАО или общего собрания участников ООО руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в ОАО или ООО, назначается директором (генеральным директором) ОАО или ООО.

При этом одновременно с утверждением устава ОАО, устава ООО определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета), и назначаются члены совета директоров (наблюдательного совета) и его председатель. Также образуется ревизионная комиссия, или назначается ревизор общества на период до первого общего собрания акционеров ОАО, общего собрания участников ООО, если образование совета директоров (наблюдательного совета) и (или) ревизионной комиссии или назначение ревизора предусмотрены уставом ООО.

Уставом ООО, 100% уставного капитала которого принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, не может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретение доли, продаваемой его участником.

Ликвидация и реорганизация унитарных предприятий

Согласно законодательству, унитарным считается коммерческое предприятие, которое не обладает правом собственности и создано при муниципальном или государственном участии. Как и любое другое юридическое лицо, унитарное предприятие может пройти процесс реорганизации, при необходимости для улучшения его положения. Реорганизационный процесс унитарного предприятия начинается только после принятия соответственного решения собственником организации, либо уполномоченными на то органами государства. Реорганизация унитарного предприятия допускается во всех пяти возможных формах: слияния, выделения, преобразования, разделения и присоединения. Некоторые формы реорганизации предусматривают ликвидацию предприятия как самостоятельного юридического лица. К пример, при присоединении либо слиянии, ликвидация и реорганизация унитарных предприятий – два неразделимых процесса. В результате слияния происходит образование нового предприятия, но фактически все, входящие в состав нового предприятия, организации – ликвидируются по юридическим документам.

Ликвидация и реорганизация унитарных предприятий – достаточно сложный процесс, поскольку реорганизация путем присоединения и слияния, подразумевающая фактическую ликвидацию нескольких предприятий, и передачу его обязательств и прав новой организации, возможна лишь в случае принадлежности реорганизуемых и ликвидируемых предприятий одному собственнику. При выделении или разделении имущество, принадлежащее унитарным предприятиям, не меняет собственника.

При реорганизации, руководство обязано разослать уведомления кредиторам, а также поместить информацию в СМИ, что обязательно не только для унитарных предприятий. Ликвидация и реорганизация требует тщательной подготовки и профессионализма исполнителя, поскольку все должно быть выполнено в определенные сроки, не нарушая законодательных актов. Реорганизация предприятия приводит к колоссальным положительным изменениям, и фирма «обретает новую жизнь».

Реорганизация унитарных предприятий

Для многих реорганизация унитарных предприятий связана с устоявшимися стереотипами и несет в себе крайне негативное восприятие данной методики. Современные успешные владельцы бизнеса, напротив, с помощью реорганизации УП получают возможность оздоровить бизнес изнутри, перестроить более выгодную форму управления, выделить тянущих ко дну или присоединить и активизировать недостающие лидирующие рынки в свою компанию.

Реорганизация унитарных предприятий может осуществляться в форме слияния, выделения, присоединения, разделения или преобразования. Главный вопрос — объективное определение правопреемства. Данная процедура предлагает очень широкий диапазон действий, главное правильно, профессионально распорядиться имеющимися финансовыми и кадровыми резервами.

Наличие разнообразных организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации, позволяет выбрать наиболее оптимальную форму ведения бизнеса от крупных корпораций до частных унитарных предприятий. Реорганизация должна соблюсти интересы не только руководства и трудового коллектива организации, но и требования кредиторов и налоговых органов.

Сроки проведения реорганизации

Каждый этап реорганизации требует качественного подхода к оформлению сопутствующих документов. Например, уведомить налоговые органы о своем решении руководитель должен не позднее 30 дней, а вот кредиторов нужно поставить в известность – не позднее 5, причем в письменной форме. В целом при соблюдении всех нормативных требований реорганизация предприятия должна быть завершена течение 2-3 месяцев.

Стоимость услуг реорганизации

Стоимость реорганизации унитарного предприятия зависит от набора необходимых услуг и документов, числа участников и может значительно варьироваться даже в пределах одной формы реорганизации.

Реорганизация унитарного предприятия

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества. п.1 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

Решение о реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимается Правительством РФ. (п.3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 № 739).

Проект решения Правительства РФ о реорганизации предприятия должен предусматривать цели, предмет и виды его деятельности.

Проект указанного решения вносится в Правительство РФ федеральным министерством, федеральным агентством или федеральной службой, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство Российской Федерации, по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме слияния и присоединения осуществляются по решению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие.

[3]

Реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009, осуществляются Правительством РФ на основании решения Президента РФ.

В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда. абз.2 п.1 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

  • слияния двух или нескольких унитарных предприятий п.2 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ;
  • присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
  • разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
  • выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
  • преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно — правовой формы в предусмотренных законом случаях.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику. п.3 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия. п.5 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ .

При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение 6-ти месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию. абз.2 п.5 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. п.6 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

Читайте так же:  Размер пск это

При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия. абз.2 п.6 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ. Унитарное предприятие не позднее 30-ти дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. п.7 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ При этом кредиторы унитарного предприятия в течение 30-ти дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков. п.7 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в установленном порядке. п.8 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ

Ответственность при реорганизации

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении. абз.2 п.8 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию). п.4 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения. абз.2 п.4 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ .

Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений. абз.3 п.4 ст.29 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

Правовые проблемы реорганизации государственных унитарных предприятий в России

Беднов О.В., аспирант Центра предпринимательского права Института государства и права РАН.

Реорганизация предприятий — их организационно-структурное изменение, в результате которого могут появляться новые предприятия и прекращаться ранее существовавшие. В этом смысле реорганизация связана с созданием и прекращением деятельности предприятий .

Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2003. С. 75.

Реорганизация государственных унитарных предприятий может осуществляться только по решению собственника в отличие от других видов коммерческих организаций, реорганизация которых может быть осуществлена также и по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами .

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4746. Пункт 1 ст. 29.
Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301. Пункт 1 ст. 57.

Различные формы реорганизации унитарных предприятий соответствуют формам реорганизации других коммерческих организаций, однако с той особенностью, что вследствие требования о неделимости прав собственника имущества унитарного предприятия реорганизация в форме слияния или присоединения может быть осуществлена только в том случае, если имущество принадлежит одному и тому же публичному собственнику .

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4746. Пункт 3 ст. 29.

Следует заметить, что основные проблемы в деятельности унитарных предприятий вызывает институт реорганизации в форме преобразования.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» реорганизация в форме преобразования (то есть изменения организационно-правовой формы унитарного предприятия) может быть осуществлена только в государственное или муниципальное учреждение, а также в организации иной организационно-правовой формы в соответствии с законодательством о приватизации. Законодательство же о приватизации предусматривает возможность преобразования только в открытое акционерное общество .

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 4. Ст. 251. Статья 13.

Одной из проблем, существующих в судебно-арбитражной практике по вопросам реорганизации в форме преобразования, является несоответствие нормы указанной статьи о возможности преобразования в государственное или муниципальное учреждение и нормы ч. 1 ст. 13, гласящей, что «некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации» .

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 145; см. также: Постановление ФАС Московского округа от 23 декабря 2003 г. по делу N КГ-А40/10154-03.

Учитывая, что унитарное предприятие не может считаться некоммерческой организацией, следует признать необходимым для устранения указанной коллизии изменить диспозицию нормы ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях», убрав указание на некоммерческий характер преобразуемой организации.

Еще одна проблема возникает в связи с установлением в п. 4 ст. 29 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» нормы о том, что преобразование унитарного предприятия одного вида в другой (например, унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения, в казенное предприятие) не считается реорганизацией и, соответственно, в данном случае не применяются правила п. 7 ст. 29 рассматриваемого Федерального закона об обязательном извещении кредиторов унитарного предприятия. Также не является реорганизацией и изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

В данной связи следует заметить, что, прямо указывая на возможность и порядок преобразования унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения, в казенное предприятие, Федеральный закон ничего не говорит о возможности обратного преобразования.

По всей вероятности, данный факт объясняется общей концепцией реформирования института унитарных предприятий, утвержденной Постановлением Правительства, в которой резко критикуется институт права хозяйственного ведения .

Читайте так же:  Завещание на квартиру между близкими родственниками

Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (с изменениями от 29 ноября 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 39. Ст. 4626.

В.Г. Степанов считает норму Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» о том, что преобразование унитарного предприятия одного вида в унитарное предприятие другого вида не является реорганизацией, коллизионной и некорректной , в чем автор с ним полностью согласен.

Степанов В.Г. Унитарное предприятие — пережиток прошлого или жертва несовершенной законодательной базы? // Юрист. 2003. N 5. С. 29 — 36.

Во-первых, указанная норма противоречит п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой преобразование в любом случае является формой реорганизации.

Во-вторых, установление подобной нормы нарушает законные интересы кредиторов, поскольку изменение вида унитарного предприятия влечет изменения в его правоспособности, что может повлиять на исполнение уже заключенных с третьими лицами договоров.

Действительно, при изменении вида унитарного предприятия меняются и его отношения с собственником, а также характер ответственности собственника. И если при преобразовании унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного управления, в казенное предприятие объем ответственности собственника имущества увеличивается, то в обратном случае он уменьшается.

По мнению автора, учитывая принципиальную разницу в правовом режиме имущества различных видов унитарных предприятий, следовало бы законодательно признать изменение вида унитарного предприятия реорганизацией.

В отношении остальных форм реорганизации унитарных предприятий каких-либо принципиальных двусмысленных частных вопросов в судебно-арбитражной практике не возникает. В случае же возникновения они решаются аналогично реорганизации других видов коммерческих организаций, поскольку порядок реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных предприятий основан на общем порядке реорганизации и ликвидации юридических лиц с особенностями, исходящими из природы унитарного предприятия.

Так, одним из общих вопросов при реорганизации на практике является вопрос, связанный с требованиями кредиторов о досрочном исполнении обязательств или определении правопреемника по обязательствам, и в этих случаях суд вынужден растолковывать действующие нормы права и указывать на их верную взаимосвязь.

Так, например, по одному из имевших место дел арбитражный суд указал, что возможность реализации кредитором права требовать досрочного исполнения обязательств реорганизованным предприятием не зависит от того, наступил ли срок для осуществления соответствующего права, а также от способности надлежащего исполнения должником своих обязательств в будущем .

Постановление ФАС Уральского округа от 22 октября 2003 г. по делу N Ф09-3022/03-ГК.

Еще одним отдельным, самостоятельным, вопросом в рамках темы реорганизации и прекращения унитарных предприятий является вопрос о дочерних предприятиях унитарных предприятий.

В соответствии с предыдущей редакцией (до 1 декабря 2002 г.) п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могли создавать дочерние предприятия, т.е. другое юридическое лицо в форме унитарного предприятия путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение.

Однако при этом правовое положение дочернего унитарного предприятия не регулировалось ст. 105 Гражданского кодекса Российской Федерации, а, напротив, имело существенные отличия от положения дочернего хозяйственного общества. Таким образом, за исключением общих положений, содержащихся в п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса, ни сам Кодекс, ни иные законодательные акты не устанавливали порядок и процедуру создания государственными и муниципальными унитарными предприятиями дочерних юридических лиц. В частности, нормативно не были определены объем прав, пределы и характер зависимости дочернего предприятия перед учредителем и собственником .

Артеменков С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий // Законность. 2003. N 6. С. 7 — 11.

Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации были внесены изменения, а сам Федеральный закон в ч. 1 ст. 2 установил прямой запрет на создание дочерних предприятий, закрепив, что «унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие)».

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4746.

Запрет на создание унитарными предприятиями дочерних структур соответствует общему направлению реформирования института унитарных предприятий, заключающемуся в ужесточении контроля за ними со стороны собственника.

В связи с установлением указанного запрета на существование у унитарных предприятий дочерних структур, созданные унитарными предприятиями до вступления в силу Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятий» дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Федерального закона .

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4746. Пункт 3 ст. 37.

Как указывает С. Артеменков, нетрудно было предсказать, что следующим шагом будет появление большого числа структурных подразделений предприятий — представительств и филиалов. Опасностью такого положения является то, что в случае применения мер по обеспечению требований к филиалу, находящемуся на значительном расстоянии от основного предприятия, может, к примеру, накладываться арест на расчетный счет самого предприятия .

Артеменков С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий // Законность. 2003. N 6. С. 7 — 11.

Кроме того, несмотря на кажущуюся вследствие своей императивности простоту названной нормы, на практике до настоящего времени существует значительное количество примеров ее нарушения. Вследствие отсутствия норм об ответственности дочерних предприятий и собственников их имущества за нарушение требований к реорганизации спустя значительное время с того момента, когда должны были быть реорганизованы последние из оставшихся дочерних унитарных предприятий, они продолжают свою деятельность в большом количестве, по сути, находясь на нелегальном положении, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 50) деятельность коммерческих организаций в непредусмотренных им организационно-правовых формах запрещена .

Видео (кликните для воспроизведения).

Беляева О. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий: вопросы судебно-арбитражной практики // Хозяйство и право. 2004. N 10. С. 120 — 128.

Источники


  1. Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.

  2. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.

  3. Гришаев, П.И. Немецко-русский юридический словарь / П.И. Гришаев, Л.И. Донская, М.И. Марфинская. — М.: РУССО, 2016. — 622 c.
Реорганизация унитарного предприятия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here