Российская федерация это светское государство

Открытая информация по вопросу: "Российская федерация это светское государство" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Статья 14. 1. Российская Федерация — светское государство

Читайте также:

  1. Анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям калькуляции
  2. Вопрос 66. Основания изменения договора социального найма (Статья 82 ЖК).
  3. Вступительная статья
  4. Вступительная статья
  5. Вступительная статья
  6. Вступительная статья
  7. Вступительная статья 1 страница
  8. Вступительная статья 1 страница
  9. Вступительная статья 2 страница
  10. Вступительная статья 2 страница
  11. Вступительная статья 3 страница
  12. Вступительная статья 3 страница

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Понятие «светское государство» отражает отношение государства к религии. Истории известно несколько форм такого отношения. В V-I вв. до н. э. существовали, например, теократические государства (от др.-греч. θεός — Бог и κράτος — управлять). В них власть находилась в руках главы церкви и духовенства, а управление государством, судебная система и другие институты государственности основывались, прежде всего, или в значительной мере на канонах и правилах соответствующих вероучений. Теократическим государством можно считать современный Ватикан, возглавляемый Папой Римским. Теократия является религиозно-политическим идеалом таких современных вероучений, как, например, «Свидетели Иеговы».

С древних времен существовали такие государства, где одна из религий провозглашалась господствующей, государственной. Например, в рабовладельческих государствах монарх нередко возглавлял одновременно и церковную власть, жрецы занимали высшие государственные должности, законами устанавливались привилегии духовенства и господствующей церкви.

Государственные (официальные), национальные или господствующие церкви (религии) существуют и в современном мире. Например, в Англии — англиканская, в Швеции, Норвегии, Дании, Исландии — евангелическо-лютеранская, в Португалии, Ирландии — католическая, в Греции — восточно-православная, в Иордании, Сирии, Египте, Иране, Ираке и в ряде других стран — мусульманская, в Израиле — иудейская. Господствующее привилегированное положение одной религии в таких государствах закреплено, как» правило, в их конституциях.

В современном мире есть государства, где нет официальной (государственной) религии и узаконено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако и там нередко наблюдается стремление одной из церквей, используя свое исторически сложившееся влияние на население, добиваться предпочтительного положения в государстве.

Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религии, их канонические установления и правила не признаются источником права и не оказывают влияния на деятельность государственных органов, систему государственного и муниципального образования, которая тоже носит светский характер.

2. Для светского государства наиболее прогрессивной формой его взаимоотношений с церковью является отделение церкви от государства (США, Франция, Болгария, Россия и т.д.). Отделение религиозных объединений от государства (это более четкая формула, чем отделение церкви от государства), закрепленное частью второй статьи 14 Конституции Российской Федерации, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать участие в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Указанные положения содержатся в статье 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий».

В условиях отделения религиозных объединений от государства следует признать серьезным нарушением этого конституционного принципа практику организации богослужений в государственных учреждениях и на предприятиях (например, освящение зданий, выпускаемой продукции, рабочих мест и т. п.), помещение в них икон или иных предметов религиозной символики, религиозные благословения лиц при занятии государственных должностей, финансирование деятельности религиозных объединений за счет государственных средств и т.д.

Статья 9 Закона «О свободе вероисповеданий» называется «Светский характер системы государственного образования». Она устанавливает, что обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно (по желанию граждан) во всех учебных заведениях преподавание вероучений и религиозное воспитание допускаются. Указанное положение нельзя путать, как это часто бывает, с возможностью включения в официальные учебные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений преподавания Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим.

Содержание нормы части второй статьи 14 Конституции, гласящей, что религиозные объединения равны перед законом, подробно раскрыто в статье 10 Закона «О свободе вероисповеданий». В ней сказано, что все религии и религиозные объединения равны перед законами государства. Ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально.

В связи с этим следует обратить внимание на недопустимость со стороны государственных должностных лиц публично подчеркивать свою приверженность той или иной религии, официально присутствуя на церковных церемониях. В Положении о федеральной государственной службе, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г., записано, что государственный служащий не имеет права использовать свои должностные полномочия для пропаганды отношения к религии и выступать в качестве государственного служащего участником религиозных церемоний.

Дата добавления: 2014-11-16 ; Просмотров: 240 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте так же:  Какую часть пенсии можно забрать

Российская Федерация — светское государство

Огромное значение в жизни современного государства и общества имеет религия, и вследствие этого регулированию данного вопроса уделяется особое внимание в конституционном законодательстве. Конституционный принцип светского государства учреждает основу взаимоотношений Российского государства и религиозных организаций. Провозглашение России светским государством (ст. 14 Конституции Российской Федерации) означает, что в государстве, во-первых, отсутствует узаконенная, официальная религия — никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, религиозные объединения отделены от государства; в-третьих, все религиозные объединения равны перед законом (ч. 1 ст. 14 Конституции Российской Федерации). Эти конституционные положения раскрываются в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который регулирует правоотношения в области реализации прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

Конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства, закрепленный ч. 2 ст. 14 Конституции Российской Федерации, выражается в том, что государство:

— не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

— не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

— не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному законодательству;

— обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

— религиозные объединения не являются субъектами избирательного права.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Законодательство устанавливает принципы деятельности религиозного объединения, которое:

— создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

— не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

— не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

[2]

— не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными организациями. Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы совести, и устанавливает конкретные обязанности и ответственность за её нарушение. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в общеобразовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с российским законодательством.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации религиозные объединения не имеют право заниматься партийной и политической деятельностью. В свою очередь политические партии не могут быть религиозными организациями и представлять интересы какой-либо религиозной конфессии. Поэтому для многонациональной и многоконфессиональной России с её сложной организацией социально-политической жизни и отсутствия прочных традиций взаимодействия многопартийного общества с религиозными организациями, создания политических партий по религиозному признаку стало бы дополнительным фактором неустойчивости системы. Именно по этой причине конституционное законодательство запрещает учреждение политических партий на религиозной основе.

Принцип светского государства означает, что религия во многом может определять и развивать культурный, духовный и нравственный мир человека, оказывать влияние на выработку нравственных ценностей. Конституционные гарантии свободы совести и вероисповедания являются основой взаимодействия Российской Федерации и религиозных объединений в достижении общей цели формирования духовно-нравственных основ общества и личности.

РФ – светское государство.

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что РФ является светским государством.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви от государства.

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий.

Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии (Ватикан).

Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрываете в следующих положениях:

— никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

— религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений.

Читайте так же:  Аренда земельного участка находящегося в государственной собственности

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, др. государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону. Подобные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом.

№ 15 СУВЕРЕНИТЕТ

Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам. Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и др. законов, издаваемыми высшими органами государственной власти. Однако верховенство власти не означает ее неограниченности. Как и всякая другая власть в конституционном государстве, суверенная власть основана на праве и ограничена правом.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Это означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях:

— суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию;

— Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;

— Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Защита суверенитета осуществляется в различных формах: военной – Вооруженными Силами РФ; дипломатической – Президентом и Правительством России; государственными органами, которые руководят различными отраслями управления.

[3]

№16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ст.1 Конституции РФ провозглашается: Российская Федерация — Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспечиваются реальные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст.2 Конституции Российской федерации, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, подчеркивается в ст.3 п.2 Конституции РФ, — осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы (ст.3 п.3 Конституции РФ).

В ст.13 Конституции РФ нашел свое закрепление отказ государства от одной идеологии. Конституция устанавливает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конституции закреплено, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

В число конституционных основ Российской Федерации включен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными (ст. 10 К.РФ). Государственную власть в Российской Федерации, как установлено в ст. 11 п.1 Конституции РФ, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Российская Федерация определяется ее Конституцией как правовое государство. Для правового государства характерно верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

Для того чтобы законы исполнялись, они должны быть известны гражданам. В этой связи Конституция РФ 1993 года впервые в нашем конституционном законодательстве устанавливает: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст. 15 п.3 Конституции РФ).

Многонациональный, федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил включение в главу 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» ряда положений, связанных с характером Федерации и ее взаимоотношений с субъекта-ми Российской Федерации. Прежде всего, это нормы, закрепляющие единство Федерации и верховенство ее законов на всей территории. В ст.4 Конституции РФ установлено: «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Российская Федерация, согласно ст. 5 Конституции РФ, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что равноправие субъектов Федерации не означает их равного статуса, который определяется законодательными актами различной юридической силы. Различен и круг полномочий субъектов Федерации. Так, согласно ст. 5 п.2 Конституции РФ республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

Особо важный характер для основ конституционного строя имеют закреплённые в Конституции РФ принципы федеративного устройства России. Как установлено в ст. 5 п.3, «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (ст. 5 п.4 Конституции РФ).

Читайте так же:  Где и как оформить временную регистрацию

№17

Статья 14. Инициатива проведения референдума

1. Инициатива проведения референдума принадлежит:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, — при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них;

2) Конституционному Собранию — в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации;

3) федеральным органам государственной власти — в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум.

На референдум РФ не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов РФ;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов.

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

Российская Федерация как светское государство

В ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не в праве оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии господствующей является англиканская церковь, в Израиле — иудейская религия и т. п. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.).

Противоположность светскому государству составляет теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Таким государством сегодня является Ватикан.

В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия согласно Конституции Российской Федерации «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает Закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», где сказано, что все религии и религиозные объединения равны перед законом государства, и ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, т. е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.

Отделение религиозных объединений от государства несовместимо с каким-либо их участием в государственной деятельности, как, например, освящение открываемых государственных учреждений и предприятий, выпускаемой ими продукции и т. п., а равно помещение в нем тех или иных законов религиозной символики.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях».

Согласно этому закону религиозное объединение — добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры.

Исповедание и распространение веды включает в себя совершение культа, распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижническую деятельность, паломничество и иную деятельность, определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом данного объединения.

Религиозное объединение совершеннолетних граждан, в состав которого входит не менее 10 человек, пользуется правом Юридического лица. Оно вправе проводить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и иные печатные материалы.

Религиозные объединения пользуются исключительным правом учреждения предприятий по производству богослужебной литературы и предметов культа.

Они вправе устанавливать и поддерживать международные связи и прямые контакты. В их собственности могут находиться здания, строения, предметы культа, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для деятельности.

Религиозные объединения имеют право собственности на имущество, приобретенное ими за счет собственных средств, пожертвований, завещанное гражданами. Имущественные и финансовые объединения, а также все виды денежных поступлений от граждан не подлежат налогообложению.

Религиозные объединения граждан могут принимать участие в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством. По просьбам массовых религиозных объединений органы государственной власти в Российской Федерации вправе принимать решения об объявлении дней больших религиозных праздников дополнительными нерабочими (праздничными) днями, например, Рождество Христово, рял мусульманских религиозных праздников.

Читайте так же:  Автомобили в угоне база гибдд

Запрещаются общественные объединения, пропагандирующие расовую, национальную, религиозную, иную вражду и ненависть, насилие и войну, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя Российской Федерации, созданию параллельных структур власти.

Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Российская федерация это светское государство

В конституции указано, что Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может быть обязательной или государственной. Несмотря на это, все же создается впечатление, что законы не действуют.

Стоит рассмотреть федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013). Тут все указано конкретно, и это, надо помнить, руководство к действию, в особенности для правительства и религиозных групп.

К сожалению, уже сразу в преамбуле содержится положение:

«признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

Для чего это стоит указывать в преамбуле, понять сложно, стоит ли выделять один конкретный культ, раз все равны. Тем более указывать на «роль», которая, кстати говоря, вовсе не является бесспорной, поскольку есть точка зрения, согласно которой истинная культура России как раз таки была сформирована под влиянием явной неприязни к православию, о чем свидетельствует народный фольклор и литература России «золотого века». Т.е. даже если не было явного неприятия православия, то его роль была ограничена значительно, и в целом, несмотря на диктат православия в плане законодательства, культура была как раз таки преимущественно светской.

В любом случае, несмотря на дискуссии по данному вопросу, все же формулировка несколько размыта, и даже есть признать «особую роль» культа, то все же нигде не указывается, что «особая роль» дает какие-либо преференции, и это главное.

Теперь к основным статьям. Статья 3:

«В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Кажется, что все разумно, однако на практике, конечно, все не так хорошо. В частности, хотелось бы напомнить, что в Российской Федерации неоднократно предпринимались попытки запретить деятельность некоторых «сект», в частности «Свидетелей Иеговы», несмотря на тот факт, что оснований для такого запрета не больше, чем для запрета, например, РПЦ.

Более того, всегда стоит помнить, что возможности разных религиозных групп в светском пространстве не равные. В частности, несмотря на декларирование свободы выбора, фактически одну из всех религий навязывают, причем часто используют для этого государство, школы, армию, сферу культуры и т.д. Речь идет исключительно о православии (в отдельных регионах – ислам).

Есть такое положение:

«Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Интересно узнать, как, например, солдаты в армии, которым навязывают попа, могут отказаться от участия в богослужении, если их, например, туда сгоняют? Муниципальные служащие тоже присутствуют на подобных меропритиях, когда, например, освящают дороги, канализацию или еще чего.

Обучение религии – вообще отдельный вопрос. Как известно, любой православный фанатик может легко отдать своих детей в воскресную школу и дальше двигаться в данном направлении. Это не запрещено. Однако теперь все становится сложнее, поскольку в школах преподают «Основы православной культуры». Более того, религиозную пропаганду пропихивают и в простые уроки, например, на уроках музыки уже сегодня явно пропагандируют православный культ.

По поводу вовлечения малолетних – тоже явная ложь, поскольку, как правило, религиозные деятели работают в данный момент среди малолетних, причем стараются добиться того, чтобы абсолютно охватить всю сферу в пользу православного культа.

В 4 статье закона значится, что государство:

«обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

Важно сказать, что именно государство делает все, дабы образование в большей мере становилось прорелигиозным, поскольку модуль ОПК был полностью одобрен министерством образования. Беда заключается в том, что чиновники, по-видимому, не считают, что «чистого религиозного образования» достаточно. Нужно и в светских школах пропагандировать религию. Не исключено, что в ближайшие годы ОПК будут расширять. Этим уже занимаются, но пока в рамках «эксперимента».

Следующая формулировка появилась лишь в редакции от закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ:

«Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании».

Интересно, но тут не отмечается, что государство часто оказывает поддержку и в иной сфере, например в строительстве новых храмов, которые, конечно, никакого отношения к памятникам истории и культуры не имеют.

А если даже речь идет о древних объектах, то тут, конечно, нужен рациональный подход. Если объект не используется как религиозный, т. е. это государственный музей, то тогда понять можно. Ну а если церковь использует здание, которое, конечно, можно отнести к памятникам, то почему государство должно содержать и реставрировать? Это вполне можно возложить на церковь, тем более что РПЦ явно не бедная организация. Можно лишь добавить, что памятники культуры иногда покупают предприниматели, и они же оплачивают все необходимые ремонтные работы, а не государство.

А теперь, пожалуй, самое интересное:

[1]

«Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии»

Кажется, что идет о России? Скорее нет. Поскольку не только в органах местного самоуправления, но и на самом высшем уровне пропагандируется религия, а чиновники отправляют культ, причем не в частном порядке, а именно как государственные лица. Это явно оказывается влияние на формирование отношения к религии, поскольку тут речь идет исключительно о Русской православной церкви. Это религия, которая игнорирует федеральные законы. В то же время нельзя сказать, что эти законы не действуют вообще. Если бы чиновники таким образом стали продвигать саентологию, неоязычество или еще что подобное, то они бы ответили по всей строгости закона.

Читайте так же:  Федеральная служба взыскания долгов как проверить

Право собственности и РПЦ – отдельная тема. Статья 21:

«Передача в установленном порядке в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (в ред. Федерального закона от 30.11.2010 N 328-ФЗ)».

Не совсем понятно, правда, на каком основании, поскольку та собственность всегда находилась в распоряжении государства еще со времен Петра I.

Еще интересное положение:

«На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций».

Важно заметить, что формально патриарх Кирилл не владеет имуществом, однако это не помешало ему судиться по поводу «пыльной квартиры». Т. е. церковники легко могут брать кредиты, а взыскать с них не получится. Официально они – «некоммерческая организация». Тем более что государство всегда защитит.

«Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Интересно, а на каком основании попы включены в этот перечень? Не совсем понятно, сколько им за «деятельность» будут платить. Надо помнить, что это положение, конечно, не касается лидеров саентологов или верховных жрецов макаронного монстра. И это интересно, учитывая «равенство».

Какой-то поп будет рассказывать истории о говорящей змее и за это может рассчитывать на пенсию (причем, вероятно, приличную), а вот человек, который бы рассказывал, что он в прошлой жизни был китайским императором, к сожалению, не может (на основании своей деятельности). Интересно, как это обосновывают законодатели?

Интересно, что клерикальные формулировки – это, как правило, дополнения к основным законам от 2013 года. Не исключено, что такие дополнения могут появиться и в этом, и в следующем году, дабы расширить зону влияния известного культа. Пока, конечно, вряд ли отменят положение о том, что Россия – светское государство, однако все же, вероятно, максимально увеличат роль РПЦ, в том числе посредством законодательной базы. Если протестовать, т. е. направить официальные запросы, то, видимо, ответ чиновников будет такой: никаких противоречий тут нет.

Российская Федерация — светское государство.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Видео (кликните для воспроизведения).

жании и охране зданий и иных объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.
Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования у граждан того или иного отношения к религии.
Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений.
По просьбам религиозных организаций органы государственной власти РФ вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. В частности, в РФ нерабочим днем является праздник Рождества Христова, в Республике Татарстан — мусульманский праздник Курбан-байрам.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  2. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.
Российская федерация это светское государство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here