социальное государственное обеспечение

Открытая информация по вопросу: "социальное государственное обеспечение" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, абсолютно каждому гражданину нашей страны гарантируется социальное обеспечение в соответствии с его возрастными особенностями, в случае выявления опасного для жизни и здоровья заболевания, в связи с инвалидностью, по потере кормильца, а также для нужд в воспитании детей или в иных случаях, которые также предусматривают законодательные органы. Любые государственные пенсии, а также назначаемые социальные пособия изначально устанавливаются именно законом.

Государство берет на себя ответственность за создание финансовой базы и социально-организационных структур, которые необходимы для эффективной реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение.

В результате этой деятельности появляется особая специфическая государственная система социального обеспечения, которая включает в себя также несколько основных подсистем:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Обязательное социальное страхование граждан, которое реализуется на бесплатной основе;
  2. Социальное обеспечение, которое реализуется за счет прямых ассигнований государства из общего федерального бюджета;
  3. Государственная социальная помощь, чьи принципы прописаны в российском законодательстве и должны осуществляться именно в соответствии с его основными правилами.

В научных кругах эти подсистемы принято называть организационно-правовыми формами социального обеспечения, они отличаются друг от друга не только направлениями деятельности, но также и теми средствами, за счет которых они реализуются (преимущественно, отличия заключаются в основных финансовых источниках).

Также указанные нами формы могут отличаются друг от друга объектами и субъектами социального обеспечения, видами основных социальных выплат (материальные и денежные выплаты и услуги), органами управления, которые берут на себя ответственность за осуществление данных социальных действий.

Говоря об одной из ключевых форм социального обеспечения – о социальном страховании, следует обязательно акцентировать внимание на том, что оно носит обязательный характер и распространяется на тех лиц, которые осуществляют свою трудовую деятельность согласно договору, то есть на наемных работников. Также сюда относятся лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юрлица, и иные лица, круг которых определен в рамках российского законодательства. Что касается страховых случаев, то это болезни, инвалидность, старость или смерть кормильца, срочная потребность в получении медицинской помощи. Страховые случаи, как мы уже отметили, устанавливаются законодательством или договором, если мы ведем речь о государственном социальном страховании на обязательных основаниях.

Читайте так же:  с какого возраста можно кататься на питбайке

Государственная социальная помощь

Государственная социальная помощь – одно из направлений, которое в последние годы играет очень важную роль во всей системе социального обеспечения Российской Федерации. Право на получение социальной помощи со стороны государства имеют малоимущие лица, которые по независящим от них причинам не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои первичные потребности и ввиду этого нуждаются в адресной помощи со стороны государства, которое берет на себя такие полномочия.

Финансирование социальной помощи производится за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации, а также за счет бюджетов ряда муниципальных образований. Такая помощь предоставляется гражданам в виде некоторых социально значимых услуг, к которым относятся такие, как:

  • дополнительное медицинское обслуживание и помощь,
  • путевки на санаторное или курортное лечение,
  • предоставление права на получение бесплатного проезда в транспорте.

Также социальная помощь может предоставляться в виде денежных выплат (пенсионные выплаты, социальные пособия или субсидии, которые носят единовременный или многократный характер) или же в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания первой необходимости, одежда и обувь, необходимые для поддержания жизнедеятельности человеческого организма медикаменты).

Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство берет на себя и иные обязательства. Например, оно поощряет формы добровольного социального страхования, а также некоторые формы и виды дополнительного социального обеспечения, организацию благотворительных фондов, которые также оказывают посильную помощь и поддержку некоторым категориям граждан (волонтерами в них могут стать все желающие помочь).

Это значит, что защита современного населения от множества социальных рисков может финансироваться за счет нескольких источников:

  • Во-первых, финансирование производится за счет государственных средств и не выходить за рамки чисто государственной системы, что позволяет правительству легче контролировать и распределять ресурсы.
  • Во-вторых, финансирование производится за счет частных источников в качестве индивидуального самообеспечения или коллективного взаимообеспечения граждан товарами и услугами первой необходимости.
Читайте так же:  сведения о регистрации ооо в налоговой

Таким образом, государственная система социального обеспечения по-прежнему занимает лидирующие позиции. Любое правительство любого государства заинтересовано в том, чтобы его население имело все необходимые ресурсы, товары и услуги первой необходимости, чтобы не испытывать нужду и не оказаться за чертой бедности.

Но реальность такова, что в России в данной сфере по-прежнему есть некоторые проблемы, которые в основном заключаются в противоречивом характере отношений: государство преимущественно не вдается в подробности и не слышит, что именно нужно гражданам, поэтому сами граждане так и остаются в нужде, не дожидаясь действительно важной и необходимой помощи. Происходит жесткое разделение на богатые и бедные слои населения, между которыми прослеживается заметная «пропасть», которую достаточно проблематично разрешить теми мерами социального обеспечения, которые сегодня действуют.

Государственное социальное обеспечение — это система финансовых отношений государства с физическими лицами по поводу расходования фонда социальной защиты населения и других социальных фондов.

Финансовые ресурсы ФСЗН используются в двух направлениях:

1) обеспечение текущей деятельности ФСЗН как специального государственного органа управления определенными финансовыми ресурсами, находящегося в структуре Министерства труда и социальной защиты (создание материально-технической базы, формирование резерва, проведение исследовательской работы и др.).

2) социальное обеспечение граждан, выраженное финансированием следующих видов расходов:

• выплата различных пенсий и пособий,

• выдача бесплатных и льготных путевок на санаторно-курортное лечение,

• организация отдыха детей в летний период,

• содержание домов инвалидов и престарелых граждан,

• протезирование инвалидов и других граждан,

Видео (кликните для воспроизведения).

• осуществление мероприятий по обучению и трудоустройству инвалидов и др.

Среди всех видов государственного социального обеспечения основное место принадлежит пенсиям и пособиям.

Пенсия — это денежное обеспечение, получаемое гражданами из пенсионных, страховых и иных фондов по окончании трудовой деятельности при достижении установленного законом определенного возраста и по другим основаниям.

Пенсии могут назначаться и выплачиваться следующих видов: трудовые и социальные.

Читайте так же:  где можно взять справку о доходах

Трудовые делятся на следующие их виды: пенсии по возрасту; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет; за особые заслуги перед республикой. Для получения пенсий на общих основаниях необходимо иметь возраст — мужчинам — 60 лет, женщинам — 55 и стаж работы — мужчинам — 25, женщинам — 20 лет.

Пенсии по возрасту назначаются в размере 55 % заработка для их исчисления. Основной размер пенсии по возрасту повышается за счет надбавки в размере 1 % за каждый полный год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет — у женщин, но не более чем на 20 %.

Пенсии по инвалидности назначаются в случае трудового увечья, профессионального или общего заболевания. Пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания назначаются независимо от стажа работы в следующих размерах: инвалидам I группы — 75 %, инвалидам II группы — 65, инвалидам III группы — 49 % заработка для их исчисления. Пенсии инвалидам вследствие общего заболевания назначаются при наличии определенного стажа работы ко времени наступления инвалидности для каждой возрастной группы. Пенсии по инвалидности назначаются на определенный период в соответствии с заключением медицинской комиссии или при достижении определенного возраста — пожизненно.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Пенсии назначаются на каждого трудоспособного члена семьи в размере 30 % заработка для их исчисления. Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается на весь период нетрудоспособности. Учащиеся и студенты стационарного обучения имеют право на указанную пенсию на срок до окончания учебного заведения, но не более чем до достижения возраста 23 лет.

Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых ведет к ранней утрате профессиональной трудоспособности (работникам авиации, отдельным категориям медицинских и педагогических работников, артистам, спортсменам, работникам следственного аппарата прокуратуры и др.).

Пенсии за особые заслуги перед республикой устанавливаются специальной правительственной комиссией лицам, которые были удостоены почетных званий, наград, лауреатам Государственных премий Республики Беларусь, выдающимся деятелям в разных областях народного хозяйства.

Читайте так же:  нужны ли права на мопед 49

Лицам, имеющим право на различные виды государственных пенсий, назначается по их выбору только одна. Все пенсии (независимо от их размера) не облагаются налогами.

Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на получение трудовой пенсии. Это могут быть мужчины и женщины старше соответственно 60 и 55 лет, не имеющие рабочего стажа, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет; инвалиды и др.

Пособия в Республике Беларусь делятся на несколько категорий. Главные из них — пособия по временной нетрудоспособности и пособия семьям, воспитывающим детей.

Право на государственное пособие по временной нетрудоспособности имеют работающие граждане и лица, к ним приравненные, уплачивающие взносы на государственное социальное страхование. Пособие выплачивается и в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, беременности и родов, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения или карантина.

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности. Данное пособие выплачивается, как правило, в размере 80 % среднего заработка за первые шесть рабочих дней и в размере 100 % среднего заработка — за последующие дни нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из среднего заработка за два последних месяца, предшествующих тому, в котором наступила нетрудоспособность.

В соответствии с законодательством выплачиваются следующие виды пособий семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей: в связи с рождением ребенка; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на детей в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся — до 18 лет); одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 лет; по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет и др.

Весомой статьей затрат фонда социальной защиты населения являются расходы на оздоровление и санаторно-курортное печение. Часть этих средств расходуется на медицинскую реабилитацию лиц, перенесших тяжелые заболевания. Кроме того, осуществляется частичное финансирование расходов детско-юношеских спортивных школ и летнего отдыха детей.

Читайте так же:  причины для расторжения брака в исковом заявлении

Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

Конституционными формами социального обеспечения выступа­ют государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обе­спечения, что в определенной мере снижает ценность права на соци­альное обеспечение.

Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

социальное государственное обеспечение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here