Спец субъект упк

Открытая информация по вопросу: "Спец субъект упк" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Всё об уголовных делах

Возбуждение дел по спецсубъектам:

— п.1 ч.1 448 УПК по депутату ГД с согласия Государственной Думы

— ч.4 448 УПК при отказе в снятии неприкосновенности дело прекращается

— п.9 ч.1 448 УПК по депутату субъекта РФ с согласия руководителя СО

— п.11 ч.1 448 УПК по депутату муниципалитета с согласия руководителя СО

— п.14 ч.1 448 УПК по кандидату в депутаты с согласия руководителя СО

— п.13 ч.1 448 УПК по кандидату в депутаты ГД с согласия Председателя СК

II). Генпрокурор и Председатель СК РФ

— п.2 ч.1 448 УПК по генпрокурору по представлению Президента

— п.2.1 ч.1 448 УПК по председателю СК по представлению Президента

— ч.2 448 УПК возбуждение производится в срок 10 дней, в закрытом заседании

— ч.3 448 УПК суд дает заключение о наличии признаков преступления

— п.3 ч.1 448 УПК по судье КС с согласия Конституционного суда

— п.4 ч.1 448 УПК по судье общей юрисдикции с согласия Высшей коллегии

— п.5 ч.1 448 УПК по судье конституционного суда субъекта РФ

— ч.5 448 УПК при отказе в снятии неприкосновенности дело прекращается

ч.8 448 УПК пока судебный акт не отменен судья не отвечает по 305 УК

— п.8 ч.1 448 УПК по бывшему президенту с согласия Председателя СК

— ч.7 448 УПК процедура в отношении Президента РФ

— п.10 ч.1 448 УПК по прокурору районному с согласия руководителя СО

— п.10 ч.1 448 УПК по прокурору областному с согласия Председателя СК

— п.10 ч.1 448 УПК по следователю с согласия руководителя СО

— п.10 ч.1 448 УПК по следователю областному с согласия Председателя СК

— п.10 ч.1 448 УПК по адвокату с согласия руководителя СО

— п.12 ч.1 448 УПК по члену избиркома с согласия руководителя СО

— п.12 ч.1 448 УПК по члену избиркома областному согласие Председателя СК

— п.6 ч.1 448 УПК по аудитору Счетной палаты с согласия Председателя СК

— п.7 ч.1 448 УПК по Уполномоченному по правам с согласия Председателя СК

[1]

Статья 448 УПК. Возбуждение уголовного дела

— ч.5 146 УПК возбуждение дел в отношении спецсубъектов

п. 29 Пленума № 17 подача заявления в мировой суд по спецсубъектам

[3]

1) Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в ч.1 447 УПК , либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления , принимается:

1). в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора;

2). в отношении Генерального прокурора — Председателем Следственного комитета на основании заключения коллегии, состоящей из 3 судей Верховного Суда, принятого по представлению Президента, о наличии в действиях Генерального прокурора признаков преступления;

2.1). в отношении Председателя Следственного комитета — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета на основании заключения коллегии, состоящей из 3 судей Верховного Суда, принятого по представлению Президента, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета признаков преступления;

3). в отношении судьи Конституционного Суда — Председателем Следственного комитета с согласия Конституционного Суда;

4). в отношении судьи Верховного Суда, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда, районного суда, мирового судьи — Председателем Следственного комитета с согласия Высшей квалификационной коллегии судей;

5). в отношении судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6). в отношении Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов Счетной палаты — Председателем Следственного комитета;

7). в отношении Уполномоченного по правам человека — Председателем Следственного комитета;

8). в отношении Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты — Председателем Следственного комитета;

9). в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — руководителем следственного органа Следственного комитета по субъекту РФ;

10). руководителем следственного органа Следственного комитета по субъекту РФ в отношении:

— прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров ,

— руководителя и следователя следственного органа по району, городу,

Председателем Следственного комитета или его заместителем — в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов;

11). в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — руководителем следственного органа Следственного комитета по субъекту РФ;

12). в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета по субъекту РФ,

а в отношении члена Центральной избирательной комиссии с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ — Председателем Следственного комитета;

13). в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы — в соответствии с 146 и 171 УПК с согласия Председателя Следственного комитета;

14). в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта — в соответствии с 146 и 171 УПК с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета по субъекту РФ.

2) Представление Президента о наличии в действиях Генерального прокурора или Председателя Следственного комитета признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в 10-дневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора или Председателя Следственного комитета и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.

3) По результатам рассмотрения представления Президента суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

4) При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

Читайте так же:  Заявление в опеку о лишении родительских прав

5) Решение Конституционного Суда, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета.

7) В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п.6 ч.1 27 УПК .

8) Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного 305 УК , в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

Статья 98 УПК РФ. Меры пресечения

Новая редакция Ст. 98 УПК РФ

Мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде;

2) личное поручительство;

3) наблюдение командования воинской части;

4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

4.1) запрет определенных действий;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу.

Комментарий к Статье 98 УПК РФ

1. Меры пресечения — это избираемые следователем (дознавателем и др.), судьей, судом меры уголовно-процессуального принуждения, оказывающие на обвиняемого (подозреваемого) определенное психологическое воздействие или ограничивающие его личную свободу, с целью лишения возможности скрыться от органов дознания, предварительного следствия или суда, продолжать заниматься преступной деятельностью и (или) воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также в целях обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица в порядке, предусмотренном ст. 466 УПК РФ.

2. В к.с. дан исчерпывающий перечень мер пресечения:

— подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ);

— личное поручительство (ст. 103 УПК РФ);

— наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ);

— присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ);

— залог (ст. 106 УПК РФ);

— домашний арест (ст. 107 УПК РФ);

— заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ).

3. См. также комментарий к ст. ст. 97, 99, 389.22, 401.14, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 98 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Меры пресечения расположены в порядке возрастания их строгости, что существенно при изменении менее строгой меры на более строгую.

2. Две меры пресечения — наблюдение командования и присмотр за несовершеннолетним — относятся к специальным субъектам, остальные — ко всем субъектам.

Статья 207 УПК РФ. Дополнительная и повторная судебные экспертизы

1. При недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела может быть назначена дополнительная судебная экспертиза, производство которой поручается тому же или другому эксперту.

2. В случаях возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, производство которой поручается другому эксперту.

3. Дополнительная и повторная судебные экспертизы назначаются и производятся в соответствии со статьями 195 — 205 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 207 УПК РФ

1. Фактическим основанием для назначения дополнительной судебной экспертизы является неполнота или недостаточная ясность заключения эксперта.

2. Недостаточно полным может быть признано заключение, основанное на исследовании не всех предоставленных эксперту объектов или не содержащее исчерпывающих ответов эксперта на все поставленные вопросы .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 г. N 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам» // Там же. С. 56.

3. В постановлении о назначении дополнительной судебной экспертизы должно быть указано конкретно, в чем выразилась неполнота и недостаточная ясность предыдущих заключений экспертов, есть ли основания сомневаться в их правильности .

См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 7.

4. Дополнительная судебная экспертиза назначается лишь после дачи экспертом заключения, если недостаточную ясность или полноту заключения не представилось возможным устранить путем допроса эксперта.

5. В зависимости от характера вопросов и объема исследуемых материалов дополнительная судебная экспертиза может быть проведена в судебном заседании. Судьи и участники судебного разбирательства вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, проводимой вне зала судебного заседания.

6. В тех случаях, когда возникает необходимость в исследовании новых объектов, суд назначает не дополнительную, а обычную судебную экспертизу в порядке ст. 195 УПК, которая может быть поручена тому же эксперту, если предстоящее исследование не выходит за пределы его специальных познаний .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 г. N 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам» // Там же. С. 56.

7. При производстве дополнительной судебной экспертизы экспертом разрешаются вопросы, ранее не подвергавшиеся исследованию.

8. В случае производства экспертом повторной судебной экспертизы он разрешает вопросы, ранее уже подвергавшиеся исследованию.

9. Повторная судебная экспертиза может быть назначена, если выводы эксперта противоречат фактическим обстоятельствам дела или если во время, к примеру, судебного разбирательства установлены новые данные, которые могут повлиять на выводы эксперта, а также в случаях, когда при назначении и производстве судебной экспертизы были допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона.

10. При несогласии с выводами эксперта назначение повторной судебной экспертизы не является обязательным. При решении этого вопроса следует учитывать наличие в деле иных доказательств по обстоятельствам, являющимся предметом судебной экспертизы, а также практическую возможность провести повторную судебную экспертизу. Например, при утрате или существенном изменении исследуемых объектов .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 г. N 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам» // Там же. С. 56.

11. См. также комментарий к ст. ст. 195, 197, 198, 199, 202 — 205 УПК.

Статья 426. Участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу

1. Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные частью второй настоящей статьи.

Читайте так же:  Уточнение границ земельного участка под многоквартирным домом

2. Законный представитель вправе:

1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

2) присутствовать при предъявлении обвинения;

3) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя — в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;

4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

Видео (кликните для воспроизведения).

5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;

6) представлять доказательства;

7) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.

3. Следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным.

4. Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Комментарий к Ст. 426 УПК РФ

1. Судя по перечню процессуальных прав, содержащемуся в комментируемой статье, законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого — самостоятельный участник уголовного процесса со стороны защиты, однако не связанный жестко ни с позицией подозреваемого, обвиняемого, ни с позицией защитника, действующий в законных интересах подопечного несовершеннолетнего лица так, как он понимает эти интересы. Подтверждением данного тезиса может служить положение части третьей комментируемой статьи, согласно которому некоторые материалы оконченного следственного производства могут не предъявляться несовершеннолетнему обвиняемому, но в обязательном порядке предъявляются его законному представителю, который, таким образом, на линии защиты оказывается впереди представляемого им лица, чья судьба решается в уголовном процессе.

2. Несоблюдение требования закона об обязательном участии в досудебном производстве по уголовному делу законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого влечет признание недопустимыми доказательств, полученных при производстве следственных действий, произведенных с участием обвиняемого, но в отсутствие его законного представителя. Сказанное относится в первую очередь к первому допросу подозреваемого подростка, который может иметь определяющее значение для всего последующего расследования (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 7. С. 16, 17).

3. Вместе с тем органу расследования предоставлено право отстранить законного представителя несовершеннолетнего, точнее, заменить его другим, если данное лицо действует в ущерб интересам представляемого лица, например не оказывает ему никакой помощи в уголовном процессе, инструктируя несовершеннолетнего, подталкивает к защите незаконными способами и т.д. Решение следователя об отстранении законного представителя от участия в деле облекается в форму мотивированного постановления, которое должно основываться на материалах уголовного дела.

4. Если лицо, совершившее преступление в возрасте до 18 лет, ко времени рассмотрения дела в суде достигнет совершеннолетия, функции законного представителя прекращаются. Однако эти функции могут быть продолжены, если суд примет решение о применении статьи 96 УК, согласно которой в исключительных случаях, с учетом характера совершенного преступления и личности подсудимого, правила об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних могут быть распространены и на лиц в возрасте от 18 до 20 лет (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1).

Адвокат как специальный субъект уголовной ответственности

Чуприков Роман Александрович
4 курс Юридического института
Сибирского Федерального университета.

Законы должны иметь для всех одинаковый смысл.
(Шарль Луи Монтескье)

Слово «Адвокат» произошло от латинского «advoco», что в переводе означает «приглашать»; согласно статье 1 Федерального закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (далее – Федеральный закон), это человек, который квалифицированную юридическую помощь на профессиональной основе физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Целью деятельности адвоката является законная защита прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц, в том числе и в суде. Другими словами, в соответствии с Федеральным законом, адвокат – это независимый советник по правовым вопросам. При этом адвокат — это не любое лицо и даже не любой юрист, а только тот, который в соответствии с Федеральным законом получил статус адвоката.

Однако, не смотря на повышенные требования к моральному облику граждан, обладающих статусом адвоката, среди них также встречаются лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления. Например, дело в отношении адвоката И. Кострова, обвиняемого в жестоком убийстве знакомого, которого он заколол ножницами насмерть в день празднования 9 Мая[1]. Или же, дело об убийстве И. Нарузберг, когда две женщины (одна из них адвокат в г. Челябинске) по предварительному сговору совершили ужасное, вопиющее преступление. Суд признал адвоката виновным и назначил наказание в виде 14 лет лишения свободы[2]. Еще одним примером может служить инцидент, который произошел в Москве. На телеканале РЕН ТВ в телепрограмме «Шариатский суд идет» адвокат Д. Хасавов заявил о том, что если в России, в частности в Москве, не будут введены суды шариата, то «мы зальем город кровью». 26 апреля Прокуратура г. Москвы объявила, что в словах участников данной телепрограммы, одним из которых был Хасавов, найдены признаки экстремизма[3]. Если обратиться к статистическим данным, то можно увидеть, что в России за 2008 год были привлечены к уголовной ответственности 136 адвокатов; в 2009 году уголовное преследование начато в отношении 168 адвокатов[4].

Подобные истории, горячо обсуждаемые на различных форумах[5] в Интернете, вызывают большую негативную реакцию общественности. Пользователи Интернет-ресурсов не могут понять, каким образом «советник по правовым вопросам» может совершить преступление, и почему на начальных этапах проведения следственных действий он остается «на свободе». Кроме того, если обратиться к Кодексу профессиональной этики адвоката (Далее – Кодекс), который устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, можно увидеть, что пункт 1 статьи 4 ясно говорит о том, что «Адвокаты при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их профессии», а так же согласно статье 8, адвокат должен:

  1. честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и настоящим Кодексом;
  2. уважать права, честь и достоинство лиц, обратившихся к нему за оказанием юридической помощи, доверителей, коллег и других лиц, придерживаться манеры поведения и стиля одежды, соответствующих деловому общению.

Однако в действительности данные нормы могут не соблюдаться недобросовестным гражданином, имеющим статус адвоката, а ведь, когда дело касается защиты потенциального субъекта юридической ответственности для вынесения справедливого решения по делу, моральный облик защитника, его репутация и человеческие качества играют большую роль. Ведь если сам адвокат не является воплощением справедливости и надёжности, вряд ли он сможет хорошо выполнить свою работу. Т.е. «независимый советник по правовым вопросам», возможно даже не является таким уж независимым и, возможно, даже не может являться советником, раз он не может даже соответствовать тем требования, которые предусмотрены Кодексом.

Читайте так же:  Взыскание алиментов и установление отцовства

Если адвокат совершает преступление, то он должен быть привлечен к уголовной ответственности.

В статье 447 УПК РФ, говорится о том, что адвокат, наравне с прокурором, судьей, относится к категориям лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Как лицо, имеющее особый статус, адвокат обладает определенными уголовно-процессуальными гарантиями при расследовании возбужденного против него уголовного дела:

а) при возбуждении уголовного дела, необходимо учитывать специальный статус, который предоставляет адвокату п. 8 ч. 1 ст. 447УПК РФ, а также учитывать особенности производства по уголовному делу в отношении специального субъекта;

б) уголовное дело возбуждается в отношении адвоката, согласно п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

в) необходимость получения судебного решения при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в отношении адвоката (абз. 1 п. 3 ст. 8ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 29УПК РФ).[6]

Однако, на практике существует огромное количество ситуаций, когда дело в отношении адвоката возбуждается исключительно для отстранения его от какого-либо процесса, в котором адвокат выступает в качестве защитника. Так, например, дело против адвоката Ю. Ермаковой в Ростовской области, вступившуюся за пенсионера, который не мог добиться российского гражданства. Вскоре против Ермаковой было возбуждено уголовное дело, Следственный комитет мотивировал это тем, что в ноябре 2010 года адвокат, находясь в зале судебного заседания Азовского городского суда, где рассматривалось гражданское дело, высказывала в адрес судьи оскорбительные реплики в нецензурной форме, чем проявила неуважение к суду, унизила честь и достоинство судьи. Таким образом, в связи с возбуждением уголовного дела, адвокат был отстранен от защиты пенсионера, т.е. одно дело затягивает другое.

В связи с этим возникает вопрос, достаточно ли тех гарантий, которые предоставляются адвокату в соответствии со статьей 447 УПК РФ? Могут ли они защитить адвоката в том случае, если существует подозрение, что уголовное дело против адвоката возбуждается только для того, чтобы затянуть другой процесс, или же вовсе исключить адвоката из процесса? На наш взгляд, гарантий указанных в законодательстве не совсем достаточно.

Несмотря на то, что адвокат, является единственным независимым субъектом оказания квалифицированной юридической помощи, защищенным предоставленным законом адвокатским иммунитетом, адвокатской тайной, гарантиями невмешательства в профессиональную деятельность[7]. Так же адвокат, с виду защищенное лицо, является уязвимым перед следователем, у которого не исключен скрытый корыстный мотив возбуждения уголовного дела, а именно – возбуждение уголовного дело для устранения адвоката из другого процесса, как видно из вышеприведенного примера, в котором он выступает в качестве защитника.

Таким образом, следователь, который проводит следственные действия, а так же руководитель следственного органа субъекта РФ, дающий согласие на возбуждение уголовного дела против адвоката, по закону, находятся на одной, противоположной от адвоката, стороне обвинения. Поэтому, мы считаем, что у них (руководителя следственного органа субъекта РФ и следователя) существует возможность, может не совсем явная, злоупотребить своими правами, возбуждая уголовное дело без законных оснований для облегчения работы следователя по иному уголовному делу, где этот адвокат является защитником.

Получается, что лицо, которое наделено полномочиями осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, при неправильном раскрытии преступления, при заведомо ложном обвинении лица в совершении преступления, ставит крест на его карьере (в нашем случае карьере адвоката), а может и на его жизни[8]. В связи с этим, думаем, что необходимо в УПК РФ закрепить возможность возбуждать уголовное дело в отношении адвоката только с разрешения квалификационной комиссии адвокатов.

Не исключено, что можно подумать о возникновении риска, который заключается в том, что квалификационная комиссия адвокатов в отношении адвокатов не будет разрешать возбуждать уголовные дела, например, из-за профессионального сопереживания, сочувствия, корпоративного интереса. Но, в связи с тем, что в состав комиссии входят не только адвокаты, а также судьи, представители Министерства юстиции, представители законодательного органа субъекта РФ – все эти «стражи законности» априори исключают возможность принятие незаконного решения по данному вопросу. К примеру, в квалификационную комиссию Красноярского края входят: 6 адвокатов, 2 представителя Управления Министерства Юстиции по Красноярскому краю, 2 судьи, а так же 2 представителя законодательного Собрания Красноярского края.

При этом комиссия должна проверить наличие повода и основания для возбуждения уголовного дела, правильность уголовно-правовой квалификации деяния. Следователь, в свою очередь, должен представить комиссии доказательства, подтверждающие совершение, либо возможность совершения, преступления именно этим адвокатом. Например, протокол осмотра места происшествия, протокол задержания адвоката.

Кроме того считаем, что необходимо закрепить такую гарантию, как не исключение адвоката из процесса в случае, если против него возбуждается уголовное дело. А так же предоставить адвокату возможность участия в процессах, где он уже выступает защитником, если против него возбуждено уголовное дело, или же вообще вынесен приговор суда.

Данные гарантии, по нашему мнению, помогут адвокату продолжить осуществлять защиту граждан, не смотря на возбуждение в отношении него уголовного дела, что будет косвенно добавлять уважение общества к адвокатуре, которая сейчас, в связи с некоторыми событиями, по нашему мнению, занимает довольно шаткое положение в обществе. Также данные гарантии будут противодействовать фабрикации против адвокатов уголовных дел с целью исключениях их из процесса, в которых они выступают в качестве защитников.

Статья 447 УПК РФ. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам (действующая редакция)

1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

6.2) руководителя следственного органа;

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 447 УПК РФ

Всё об уголовных делах

— ч.1 447 УПК к спецсубъектам относятся:

Читайте так же:  Приглашение назначение и замена защитника

— п.4 ч.1 447 УПК Уполномоченный по правам человека

— п.9 ч.1 447 УПК член избирательной комиссии

— ч.2 447 УПК порядок производства по спецсубъектам общий, с изъятиями

Статья 447 УПК. Лица, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

— п. 2 Пленума № 19 действия на основании судебного решения к спецсубъектам

1) Требования Главы 52 Уголовно-процессуального кодекса применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1). члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2). судьи Конституционного Суда, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

3). Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов Счетной палаты;

4). Уполномоченного по правам человека;

5). Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты;

6.1). Председателя Следственного комитета;

6.2). руководителя следственного органа;

9). члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

10). зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

п. 29 Пленума № 17 подача заявления в мировой суд по спецсубъектам

2) Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч.1 настоящей статьи, устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом с изъятиями, предусмотренными Главой 52 Уголовно-процессуального кодекса.

Статья 447 УПК РФ. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

[2]

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

6.2) руководителя следственного органа;

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Комментарии к ст. 447 УПК РФ

1. Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2. Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

3. Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (ст. 1 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ).

См.: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.

4. Депутат — это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 13 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

5. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации признаются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), а также иные органы государственной власти субъектов РФ, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов РФ (п. 47 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

6. Органы местного самоуправления — это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 49 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

7. Выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Причем должностным лицом местного самоуправления считается выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

8. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе (ч. 3 ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). К числу лиц, на которых распространяется неприкосновенность судьи, законодатель также отнес судей, пребывающих в отставке (абз. 2 п. 4 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» ). Таким образом, под судьей в настоящей статье понимается не только должностное лицо, осуществляющее правосудие. Судья, находящийся в отставке, правосудие осуществлять не вправе .

См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности статьи 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», части первой статьи 1, части третьей статьи 8 и статьи 297 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Милехина» // Собр. законодательства РФ. 2009. N 31. Ст. 3998.

Читайте так же:  Не могу выселить квартирантов

9. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», п. 1 (за исключением абз. 3, 4 и 6), и абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п. п. 1, 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» гарантии неприкосновенности судьи в полном объеме распространяются на присяжных заседателей в период осуществления ими правосудия.

10. Судьей Конституционного Суда РФ является гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права, назначенный на эту должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ (ст. ст. 8, 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

11. Мировой судья — это гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ, назначенный (избранный) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избранный на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

12. Председателем Счетной палаты является гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, назначенный на эту должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

13. Заместитель председателя Счетной палаты — это гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов назначенный на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ (ст. 5 Федерального закона «О счетной палате Российской Федерации»).

14. Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения (ст. 6 Федерального закона «О счетной палате Российской Федерации»).

15. Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты, назначенный на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

16. Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, о котором идет речь в коммент. ст., именуется Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ст. 1 Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»).

17. Кандидат в Президенты РФ — это лицо, выдвинутое в установленном Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность Президента РФ.

18. О понятии «прокурор» см. содержание и комментарий к ст. 37 УПК.

19. О понятии «руководитель следственного органа» см. содержание и комментарий к ст. ст. 5, 39 УПК.

20. О понятии «следователь» см. содержание и комментарий к ст. 38 УПК.

21. Адвокат — это лицо, получившее в установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокатом может стать лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности, имеющее стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет либо прошедшее стажировку в адвокатском образовании от 1 года до 2 лет после сдачи квалификационного экзамена. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ (ч. 1 ст. 2, ч. ч. 1 и 3 ст. 9, ч. 1 ст. 28 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

22. Избирательной комиссией, о которой идет речь в п. 9 ч. 1 коммент. ст., признается коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Соответственно комиссия референдума — это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение референдума (п. п. 21 и 38 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

23. Положения настоящей главы в определенной степени применяются не только применительно к лицам, перечисленным в коммент. ст., но и в отношении:

— зарегистрированных кандидатов, то есть лиц, которые зарегистрированы соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления) (ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

— инспекторов Счетной палаты при выполнении ими служебных обязанностей (ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»).

Видео (кликните для воспроизведения).

24. См. также комментарий к ст. ст. 150, 151 УПК.

Источники


  1. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  2. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Спец субъект упк
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here