Сроки рассмотрения заявления о преступлении

Открытая информация по вопросу: "Сроки рассмотрения заявления о преступлении" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Допустимый срок рассмотрения заявления в полиции и получения ответа

Если гражданин стал свидетелем или потерпевшим вследствие преступных действий другого лица, ему необходимо подать заявление в полицию.

Обязанности полиции — рассмотреть обращение гражданина и принять решение о дальнейших действиях.

Для того, чтобы предварительное расследование началось, необходимо знать порядок и сроки подачи заявления.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации :

Каковы сроки предварительного следствия? Узнайте об этом из нашей статьи.

Какими законами регулируется?

По Конституции, каждый человек имеет право обратиться в полицию с заявлением о преступлении, даже если оно было совершено в отношении другого лица.

Обязанностью полицейского является принятие, регистрация, рассмотрение обращения, проверка приведенных в нем доводов и принятие решения.

Порядок и сроки утверждены Законом ФЗ №3 «О полиции», а также приказом №736 от 29.08.2014 г Министерства Внутренних дел о «Порядке приема и рассмотрения обращений граждан».

Обратиться гражданин может лично с письменным заявлением, отправить письмо по почте, в электронном виде.

Письмо подается по месту жительства человека или в ближайшее к нему отделение полиции, если преступление совершено в другом районе.

Сотрудники обязаны принять и зарегистрировать обращение, а затем оно направляется в то отделение, которое должно его рассматривать по территориальной принадлежности. Обращения принимаются круглосуточно.

В территориальных отделениях МВД принимаются следующие заявления:

  1. О преступлении, совершенном в отношении непосредственно заявителя.
  2. Явки с повинной.
  3. Заявления о готовящихся преступлениях.
  4. О происшествии, которое угрожает безопасности общества, в том числе, ДТП, катастрофы, аварии и т. д.

Если дело не находится в компетенции полиции, то обращение передают в те органы, которые по закону обязаны рассматривать данный вопрос, например, в прокуратуру, следственный комитет, мировой суд.

О передаче дела обязаны сообщать заявителю. При этом гражданин имеет право обжаловать решение сотрудников.

Сколько может идти следствие по уголовному делу? Читайте об этом здесь.

Сроки подачи

Обычно заявление о преступлении подается сразу же после его совершения или обнаружения, что оно совершено. Если это невозможно сделать сразу, то заявить можно позже.

Конкретных сроков законом не установлено. Однако, есть сроки давности по преступлениям.

Например, заявить о побоях и нанесении телесных повреждений можно в течение трех лет, о краже и мошенничеству — от 2 до 10 лет, в зависимости от тяжести.

По убийству сроков давности вообще не существует. По административным правонарушениям можно сообщать в течение 2-3 месяцев.

Чем раньше гражданин сообщит о злодеянии, тем больше шансов, что преступление будет раскрыто, а виновный наказан.

Бывают случаи, что преступление совершено давно и не требует срочного реагирования. Тогда следует отправить письмо в территориальный отдел в простом или электронном виде.

Также можно пойти в ближайшую дежурную часть.

Там обязаны принять обращение и выдать уведомление о принятии.

Если удобно, то можно сообщить и участковому.

В любом случае, нет разницы, куда и в какой форме подано письмо. Представитель полиции обязан отреагировать на него.

Случается так, что органы власти не хотят обременять себя расследованием давних преступлений.

Они начинают отправлять гражданина в другие инстанции или говорить, что время упущено и преступление невозможно раскрыть. Такое поведение незаконно, сотрудник будет наказан вплоть до увольнения.

Срок приема обращения не ограничивается законом! Его обязаны зарегистрировать, даже если дело будет прекращено из-за истечения срока давности.

Период рассмотрения

По закону, любое заявление должно рассматриваться не дольше трех суток. Но на практике этого всегда недостаточно. Невозможно провести проверку, опросить всех свидетелей, осмотреть место происшествия и составить все протоколы.

Поэтому законом предусмотрена возможность продления этих сроков.

В ст. 144 части 3 Уголовно-процессуального кодекса указано, что при необходимости срок рассмотрения продляется до 10 суток.

Среди причин, которые полиция указывает в постановлении, находятся:

  • необходимость опроса всех свидетелей;
  • ожидание результатов проведенной экспертизы;
  • получение необходимых сведений о произошедшем.

Однако, случается так, что экспертиза делается гораздо дольше, чем 10 дней, полицейский не получил ответов на свои запросы из разных инстанций, подозреваемого нельзя допросить в виду его отсутствия или попыток скрыться.

В этой ситуации дознаватель откладывает принятие решения на срок до 30 дней.

По истечение месяца заявителю обязательно должен быть отправлен ответ в виде решения: о возбуждении или отказе в возбуждении дела.

По делам частного обвинения полиция направляет дело в мировой суд. Если гражданин не согласен с принятым решением, он может обжаловать его в суде в десятидневный срок.

Каковы сроки возбуждения уголовного дела со дня совершения преступления? Ответ узнайте прямо сейчас.

Как контролировать?

Для того, чтобы получить своевременный и достоверный ответ, не лишним будет сопровождать заявление на всех этапах его рассмотрения.

Другими словами, гражданин может контролировать действия полицейских.

Если человек обратился лично, получил отметку о принятии обращения, то ему необходимо через сутки позвонить в дежурную часть. У дежурного следует узнать, какому дознавателю передали дело.

После этого нужно позвонить ответственному и поинтересоваться, начата ли проверка, есть ли у него план действий, может ли заявитель чем-то помочь.

Если дознаватель уже начал разбираться в вопросе, он должен пригласить заявившего для получения объяснений по существу.

Ожидание ответа

Когда решение по делу принято, заявившему должны отправить об этом уведомление в течение суток. Это может быть уведомление о возбуждении уголовного дела или об отказе.

Также в документе должны содержаться юридические обоснования, порядок обжалования, ссылки на законодательные акты.

Отказ в заведении дела может быть обжалован в вышестоящих органах.

Для этого сначала нужно составить заявление на разрешение ознакомиться с материалами проверки.

В документе следует указать следующие сведения:

  • название органа, отказавшего в заведении дела;
  • число подачи заявления;
  • номер и число постановления;
  • требование, чтобы материала проверки были предоставлены.
Читайте так же:  Как быстро получить развод через загс

Затем полицейский обязан назначить время, когда можно прийти и ознакомиться с документами. Их можно фотографировать, копировать.

После этого составляется жалоба руководителю полиции, прокурору или судье. Жалоба рассматривается в течение десяти дней, о решении гражданина уведомляют письменно.

Если после жалобы также получен отказ, то его обжалуют в суде, мировом или федеральном. Суд рассматривает жалобы не дольше, чем пять дней. Постановление выносится после судебного заседания. Отказ в суде также можно обжаловать в вышестоящем суде.

Нередко постановление об отказе не направляется заявившему, чтобы не вызвать негативной реакции. Документ просто регистрируют в канцелярии и там же его оставляют.

Отследить отправление по почте почти невозможно, в конце концов, недобросовестные сотрудники ссылаются на халатность почтовых работников.

Разумеется, это незаконно, но чтобы ускорить продвижение вопроса, придется самостоятельно забрать документ из канцелярии.

Бывает, что полиция сознательно затягивает рассмотрение вопроса.

Это трактуется законом как бездействие должностных лиц. Сотрудники будут наказаны за это. Гражданин в праве пожаловаться начальнику УВД, суд или прокурору на бездействие полицейского.

В некоторых случаях требуется пожаловаться в Управление собственной безопасности. Такое обращение необходимо, если полицейский вымогает взятку, помогает подозреваемому, намеренно скрывает доказательства, то есть совершает должностное преступление.

Жалобу можно составить в свободной форме, четких требований к ее составлению нет. Главное, чтобы там была информация о заявителе, описаны незаконные действия полицейского и требования провести проверку.

В законе четко прописаны сроки и порядок рассмотрения заявлений граждан о преступлении. На деле же они не всегда соблюдаются.

Потерпевшему приходится самостоятельно контролировать весь процесс. Если он не имеет юридической грамотности, то лучше поручить эту работу профессиональному защитнику.

О порядке рассмотрения обращений граждан в органы власти:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Сроки рассмотрения

В соответствии со статьёй 140 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерацией поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Заявление о преступлении может быть подано гражданином как в устном или письменном виде. Письменное заявление должно содержать:

— фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено:
— изложение обстоятельств, совершенного преступления;
— дату и личную подпись заявителя.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьёй 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Согласно части 1 статьи 144 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации следователь, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в Книге регистрации сообщений о преступлениях и к выдаче заявителю документа (талона — уведомления) о принятии сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Решение по поступившему сообщению о преступлении принимается в срок не позднее 3 суток со дня его поступления. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен, до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий до 30 суток в соответствии с частью 3 статьи 144 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерацией.
Анонимные заявления поводом для возбуждения уголовного дела не являются. Если в таких заявлениях содержатся данные о готовящихся или совершенных преступлениях, они направляются в правоохранительные органы для возможного использования в оперативных целях в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК).

Это значит, что они не вправе отказать в приеме и регистрации информации о преступлении по каким бы то ни было мотивам.

Срок принятия решения по поступившему заявлению — трое суток. Однако согласно ч. 3 ст. 144 УПК руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить срок рассмотрения сообщения о преступлении до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. Этот срок является окончательным и продлен быть не может.

Лицу, заявившему о преступлении, выдается документ о принятии сделанного им сообщения о преступлении к рассмотрению с указанием данных о лице, принявшем это сообщение, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК). Если в приеме сообщения о преступлении отказано, то такой отказ может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК (ч. 5 ст. 144 УПК). Заявление потерпевшего по уголовным делам частного обвинения подается в суд и рассматривается судьей в порядке, установленном ст. 318 УПК (ч. 6 ст. 144 УПК).

В соответствии с ч. 2 ст. 144 УПК по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а по поручению руководителя следственного органа — следователь. Редакция либо главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию. Единственное исключение сделано для лиц, поставивших условие о сохранении в тайне источника информации: сведения о них не сообщаются прокурору, следователю, органу дознания.

Читайте так же:  Последствия признания должника банкротом

Каждое заявление или сообщение о преступлении должно быть проверено. Способы такой проверки законом прямо не закреплены. Безусловно, в целях собирания и проверки сведений до возбуждения уголовного дела могут быть использованы так называемые «иные процессуальные действия» (ч. 1 ст. 86 УПК): получение объяснений; требование представить соответствующие предметы и документы, которые могут установить необходимые по делу сведения; требование произвести ревизию или документальную проверку. В качестве способа получения информации, необходимой для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, следует признать и представление предметов и документов любыми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Особого внимания заслуживает вопрос о возможности производства следственных действий до возбуждения уголовного дела. По общему правилу, их производство в первой стадии уголовного процесса не разрешается. Но из этого правила есть исключения: до возбуждения уголовного дела может быть произведен осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), а также освидетельствование и назначение судебной экспертизы (ч. 1 ст. 179 УПК).

Как контролировать (сопровождать) рассмотрение вашего заявления в полиции

На самом деле, сопровождение заявления, направленного в полицию, полезно не только непосредственному заявителю, но и фигуранту, в отношении которого указанное заявление направлено.

Под сопровождением подразумевается постоянное наблюдение и контроль над действиями сотрудников полиции, которым поручено проведение проверки по заявлению.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимость такого сопровождения обусловлена хотя бы тем, что оперативники, следователи, участковые, в большинстве своем, не заняты Вашими проблемами и, оставив рассмотрение заявления «на самотек», Вы рискуете получить короткую отписку вместо ожидаемого результата.

В свою очередь, фигуранту также следует отслеживать ход проведения расследования по направленному в отношении него заявлению, в связи с тем, что в случае нарушения его прав со стороны правоохранительных органов ему будет проще обжаловать результаты проверки.

Таким образом, после подачи заявления в полицию, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий.

1. Надо знать, что в соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК) срок рассмотрения заявления о преступлении составляет до 3-х суток. При необходимости, срок проведения проверки по заявлению может быть продлен до 10-ти суток.

[3]

По сложившейся практике у полицейских постоянно имеется необходимость в продлении сроков. При этом причина волокиты не всегда зависит от бездействия исполнителя – это беда всей правоохранительной системы, которая, по сей день, не создала нормальных условий для работы личному составу.
В этой связи, ждать инициативного ответа полицейских о результатах рассмотрения заявления бесполезно.

Спустя сутки после подачи заявления, надо позвонить по телефону в дежурную часть подразделения полиции, назвать регистрационный номер поданного Вами заявления и спросить фамилию, имя, отчество, звание исполнителя, в каком кабинете он работает, его рабочий телефон (Звонить лучше утром с 9-00 до 10-00).

Необходимо созвониться с исполнителем и задать ему несколько вопросов по существу заявления. При этом из разговора важно понять приступил ли к проведению проверки сотрудник полиции, изучил ли он Ваше заявление, имеется ли у него какой-либо план действий и чем ему можно быть полезным при проведении проверки.

Если сотрудник полиции уже приступил к проведению проверки, он должен пригласить Вас к себе для дачи объяснения по существу Вашего заявления.
В том случае, если разговор так скажем, не удался, например Вам холодно ответили, никаких конкретных пояснений не дали — это верный признак того, что Вам надо «брать ноги в руки», следовать в отделение полиции и дать понять исполнителю, что сроки проверки ограничены законодателем, и Вам необходимо вовремя получить соответствующее решение.

Разумеется, ничего конкретного Ваш визит в полицию может и не принести. Но Ваша основная цель это оказать психологическое воздействие на полицейского и дать ему понять, что Вы грамотный заявитель и к Вам следует относиться с уважением!

Сотрудники полиции весьма настороженно относятся к лицам, способным грамотно отстаивать свои права. Вина всему — слабое знание полицейскими своих собственных прав и полномочий, не говоря уже о знаниях законодательства вообще. Поэтому Ваша уверенность и настойчивость придаст им соответствующий импульс при проведении проверки по Вашему заявлению.

2. Надо знать, что в соответствии со статьей 145 УПК РФ, по результатам проведенной проверки по заявлению может быть принято одно из 3-х возможных процессуальных решений:

  • возбуждение уголовного дела по фактам, изложенным в заявлении;
  • отказ в возбуждении уголовного дела;
  • передача заявления по подследственности.

По истечении 10-ти суток после регистрации заявления, сотрудник полиции, проводивший проверку, должен принять соответствующее процессуальное решение и направить в Ваш адрес уведомление.

При принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела часто такое уведомление фактически не направляется. Опасаясь Вашего недовольства, исполнитель может зарегистрировать подготовленное уведомление в канцелярии полиции, копию подшить к материалу проверки, а оригинал просто выбросить. В последствии проверить отправку уведомления по почте не представляется возможным. Почта отправляется мешками, часто реестр составляется формально и никем не проверяется.

В этой связи, необходимо самостоятельно прийти в полицию и потребовать предоставить Вам уведомление и заверенную копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в целях ознакомления и возможности его обжалования.

[2]

Для убедительности Ваших требований, перед посещением полиции подготовьте соответствующее заявление (запрос) в 2-х экземплярах на имя начальника подразделения, и, в случае отказа сотрудников полиции в выдаче вышеуказанных копий, зарегистрируйте Ваш запрос в канцелярии полиции. Не забудьте проконтролировать, чтобы на 2-м экземпляре запроса сотрудник канцелярии поставил дату приема запроса и входящий номер. Вполне возможно, что Вам придется обращаться с жалобой на действия сотрудников полиции в прокуратуру или суд.
При посещении полиции полезно при себе иметь диктофон!
Удачи!

Читайте так же:  Заявление в общество защиты прав потребителей образец

Адвокат по уголовным делам Виктория Демидова

28. Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Решения, принимаемые в ре- зультате рассмотрения заявления или сообще- ния о преступлении

рор обязаны принять, проверить сообщение о любом

совершенном или готовящемся преступлении и в пре-

делах своей компетенции принять по нему решение в

срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного

день его фактического принятия дознавателем, следо-

вателем, прокурором, а не день регистрации или тем

более день передачи исполнителю.

При проверке сообщения о преступлении орган доз-

нания, дознаватель, следователь и прокурор вправе

требовать производства документальных проверок, ре-

визий и привлекать к их участию специалистов.

Прокурор, начальник следственного отдела, началь-

ник органа дознания вправе по ходатайству соответст-

венно следователя, дознавателя продлить до 10 суток

срок рассмотрения сообщения, а при необходимости

проведения документальных проверок или ревизий

прокурор вправе по ходатайству следователя или доз-

навателя продлить этот срок до 30 суток.

В случае передачи сообщения о преступлении по

подследственности срок его рассмотрения должен

идти со времени поступления в компетентный орган

Заявителю выдается документ о принятии сообще-

ния о преступлении с указанием данных о лице, его

принявшем, а также даты и времени его принятия.

По результатам рассмотрения сообщения о пре-

ступлении орган дознания, дознаватель, следователь

или прокурор принимает одно из следующих реше-

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по

уголовным делам частного обвинения — в суд в соот-

ветствии с УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю. При

этом заявителю разъясняются его право обжаловать

данное решение и порядок обжалования.

В случае принятия решения о передаче сообщения

[1]

по подследственности или в суд орган дознания, доз-

наватель, следователь или прокурор принимает меры

Статья 141. Заявление о преступлении

СТ 141 УПК РФ

1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.

6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Комментарий к Статье 141 Уголовно-процессуального кодекса

1. Заявление о преступлении — один из наиболее распространенных поводов для возбуждения уголовного дела. Заявление — устное или письменное сообщение определенного субъекта (физического лица, должностного лица, организации) о факте совершения преступления.

2. Форма и содержание заявления о преступлении произвольны. Законом установлены минимальные требования, которым должно отвечать заявление о преступлении. Они направлены на определение надлежащего источника сведений о преступлении, на создание условий для его проверки, а также на получение объективных сведений о преступлении уже на самом начальном этапе досудебного производства.

3. Заявление может последовать как от потерпевшего, так и от любого другого лица (за исключением дел частного и частно-публичного обвинения).

4. Заявление может быть сделано как в устной, так и в письменной форме; оно должно исходить от известного (установленного) субъекта и исключать анонимность; письменное заявление должно быть подписано заявителем; заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о преступлении. Сообщение принимается правоохранительным органом независимо от полноты сообщаемых в нем сведений о преступлении, независимо от места, времени совершения преступления и подследственности преступления (см., например, п. 5 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации).

5. Заявление по содержанию должно содержать утверждение о совершенном преступлении, а не быть предположением о нем. Следовательно, в заявлении должны быть изложены факты, указывающие на событие и обстоятельства совершенного, совершаемого или подготавливаемого преступления, а также, по возможности, на виновных лиц, на фактические данные, подтверждающие приведенные факты, и источники их получения заявителем. Отмеченные обстоятельства должны быть выяснены у заявителя путем получения объяснения и путем проведения иных допустимых проверочных действий. Отсутствие некоторых из указанных сведений не влечет незаконность заявления.

7. Заявление о преступлении может исходить от различных субъектов, круг которых законодателем не определен. Ими могут выступать физические и юридические лица (от их имени заявление подает руководитель юридического лица или его учредитель), должностные лица, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения. То, что кроме физических лиц заявителями могут выступать и другие субъекты, свидетельствует хотя бы тот факт, что юридическое лицо может признаваться потерпевшим по уголовному делу.

8. Закон допускает как устные заявления, так и письменные. Как правило, устные заявления исходят от граждан. Если заявление исходит не от физического лица, оно в большинстве своем имеет письменную форму. При этом подписывать такое заявление должны полномочные на то лица организации, учреждения, предприятия, т.е. руководители. Законом предусмотрен случай, когда возбуждение уголовного дела возможно только при наличии заявления руководителя организации о преступлении (см. ст. 23 УПК — особенности возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных гл. 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»). Однако не исключается и устное заявление о преступлении должностного лица, руководителя организации, учреждения. В то же время сотрудники организаций, учреждений не вправе от имени организации делать заявление о преступлении, так как их невозможно в такой ситуации предупреждать об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, поскольку они передают информацию от первоисточника. Подобного рода заявления следует расценивать как сообщение частного лица.

Читайте так же:  Расторжение брака в одностороннем порядке через загс

10. Устное заявление о преступлении, сделанное в ходе следственного действия или судебного разбирательства, заносится в протокол соответственно следственного действия или судебного заседания с соблюдением общих требований о принятии заявления о преступлении. Данное заявление должно быть подписано заявителем с предупреждением его об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ. Такое предупреждение должно сопровождать и письменное заявление о преступлении (см. п. 12 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации ). Если заявление поступило по почте, заявителя необходимо предупреждать об уголовной ответственности в ходе проверки сделанного заявления.
———————————
См.: http://www.sledcom.ru (дата обращения: 09.06.2015).

11. Принятие устного заявления о преступлении предполагает личное участие в этом заявителя. Если такое участие в силу сложившейся ситуации (отправлен пострадавший в больницу; его психологическое или психическое состояние не позволяет выполнить все требования закона о порядке принятия заявления) невозможно, сделанное заявление о преступлении оформляется по правилам получения сообщения о преступлении из других источников, т.е. посредством рапорта должностного лица правоохранительного органа (см. п. 11 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации).

12. Статьей 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются вопросы, связанные с поступлением в государственные органы и органы местного самоуправления анонимных сообщений. Так, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение; его почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, то ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

13. Поступившие в правоохранительные органы заявления, относящиеся к числу анонимных, согласно признакам, отмеченным выше, не рассматриваются как повод для возбуждения уголовного дела. В таком случае информация направляется в правоохранительный орган, полномочный вести оперативно-разыскную деятельность, для учета в своей деятельности и проверки информации.

14. В соответствии с Приказом Генерального прокурора поступающие в органы прокуратуры анонимные заявления, в которых содержатся сведения о совершении преступления или о приготовлении к совершению преступления, подлежат направлению в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-разыскной деятельности .
———————————
Приказ Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г. N 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» // http://genproc.gov.ru (дата обращения: 09.06.2015).

15. Нормами п. 28 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации предписано, что анонимные сообщения поводом для возбуждения уголовного дела не являются. Решением руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя они направляются в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, в целях проверки и оперативного использования. Если содержащаяся в анонимных сообщениях информация требует незамедлительной проверки, она передается органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, по телефону, факсимильной и посредством иных средств связи. В ведомственных нормативных актах других правоохранительных органов также содержится указание на то, что анонимные сообщения о преступлении передаются по принадлежности в соответствующие структурные подразделения для проверки и учета в оперативной деятельности.

Комментарий к СТ 144 УПК РФ

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Комментарий к статье 144 УПК РФ:

1. Комментируемая статья регламентирует предварительную процессуальную проверку сообщений о преступлениях, входящую в содержание стадии возбуждения уголовного дела. При этом Кодекс устанавливает две процедуры такой проверки: а) по делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. ч. 1 — 4 ст. 144, ст. 146, ч. ч. 2 — 4 ст. 147) и б) по делам частного обвинения (ч. 6 ст. 144, ч. 1 ст. 147, ст. ст. 318 — 319).

2. Обязанность по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, орган дознания, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя СО). Эта обязанность вытекает из принципа публичности, предусматривающего необходимость осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК). Аналогичную обязанность предусматривают и иные нормативные акты (п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» ). Прокурор уполномочен проверять исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК). Ведомственные приказы предписывают ему проводить такие проверки не реже одного раза в месяц .

См.: пункт 1.3 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

На основе межведомственных типовых положений приняты внутриведомственные нормативные акты, детально регулирующие прием, регистрацию и учет сообщений о преступлениях или происшествиях в различных органах следствия и дознания.

———————————
См.: Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений» (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) // РГ. 2006. 25 янв. См. также: Приказ Следственного комитета РФ от 03.05.2011 N 72 «О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

3. Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида преступления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то принимается решение о передаче сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК). О действиях по сообщению о преступлении в неотложных ситуациях см. также ком. к ст. 157.

4. Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией в соответствующих книгах (в ОВД и ФСКН — книге учета сообщений о преступлениях, в ФСБ — книге N 1 регистрации сообщений о преступлениях и т.д.). Регистрация обычно фиксируется проставлением специального штампа, указанием даты, порядкового номера регистрационной записи и подписи лица, осуществившего регистрацию, а также выдачей заявителю талона-уведомления.

Читайте так же:  Как прописаться в дачном доме

5. После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка с учетом правил ст. 87 УПК. Передача сообщений и иной информации исполнителю для проведения проверки без регистрации запрещена.


Проверка состоит в мыслительной деятельности по оценке данных, указывающих на признаки преступления. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела (передачи сообщения по подследственности), то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Если в принятом поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления, то могут быть проведены проверочные действия — собирание дополнительных доказательств, необходимых для принятия решения в порядке ст. 145 УПК. Проверка производится путем производства непринудительных способов собирания доказательств — истребования и принятия представленных предметов и документов (см. ком. к ст. 86). В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам. В силу того что исследование трупов, предусмотренное ч. 1 ком. статьи, не может подменять собой судебно-медицинскую экспертизу (производимую после возбуждения уголовного дела), оно может производиться лишь при отсутствии признаков преступления, в т.ч. криминальных причин смерти.

Проведение аналогичных проверочных действий помимо УПК предусматривается ФЗ о прокуратуре (ст. 6), ФЗ о ФСБ (ст. 13), ФЗ о полиции (п. п. 3 — 5 ч. 1 ст. 13) и др. нормативными актами. По общему правилу производство следственных действий (как принудительных процессуальных действий) до возбуждения уголовного дела не допускается. Исключение предусмотрено лишь для осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), поскольку при его проведении элемент принуждения минимален, осмотра трупа (ч. 4 ст. 178) и освидетельствования (ч. 1 ст. 179).

При применении положений ч. 1 ком. статьи о праве давать органу дознания поручение о проведении ОРМ следует учесть, что ОРД вправе осуществлять не любые органы дознания и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), которые обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. О поручении следователя также см. ком. к п. 4 ч. 2 ст. 38; ч. 1 ст. 152.

6. Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) в порядке ст. 145 УПК не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. По результатам проверки решение должно быть принято и до истечения трехсуточного срока, если будут установлены основания для возбуждения дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности. Если регистрация повода к возбуждению дела была задержана, то срок исчисляется не с момента его регистрации, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа повода к возбуждению дела. Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново — с момента получения сообщения другим органом расследования.

7. Сам факт распространения в СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечет обязанности приступить к его приему и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом (ст. 143 УПК). Поводом к возбуждению дела необходимо считать первоначальный рапорт о том, что в СМИ опубликована информация о признаках совершенного преступления, а если прокурор (руководитель СО) по своей собственной инициативе дал поручение о проведении проверки публикации, то поводом должно считаться это поручение, которое может рассматриваться как постановление прокурора в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК.

8. Срок проверки сообщения о преступлении продлевается, если за 3 суток невозможно было собрать достаточные данные для принятия решения в порядке ст. 145 УПК.

9. Продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ допускается только при наличии данных, подтверждающих необходимость производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, и отсутствии признаков преступления — основания для возбуждения уголовного дела. Необоснованное увеличение срока проверки ведет к подмене стадией возбуждения дела стадии предварительного расследования. Если по истечении срока проверки осталось неясным, есть признаки преступления или их нет, то должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанного на вероятных данных). Непринятие решения в установленные сроки приравнивается к сокрытию преступления от учета (п. 2.9 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений от 29.12.2005).

10. Документом о принятии заявления служит талон, состоящий из талона-уведомления и талона-корешка. Талон-уведомление с указанием необходимых сведений выдается заявителю, а талон-корешок с подписью заявителя остается у уполномоченного сотрудника правоохранительного органа (п. 12 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях).

Видео (кликните для воспроизведения).

11. Отказ в принятии заявления к своему производству предусмотрен только по делам частного обвинения (ч. 1 ст. 319 УПК). Отказ оформляется постановлением мирового судьи и может быть обжалован в апелляционном порядке (гл. 43 УПК). Подробнее об этом см. ком. к ст. 319.

Источники


  1. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.

  2. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.

  3. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.
Сроки рассмотрения заявления о преступлении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here