учет денежных средств организации

Открытая информация по вопросу: "учет денежных средств организации" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Говорят, что ДДС — это самый простой из управленческих отчетов. И это действительно так: нужно просто отражать, сколько денег поступило на счет и ушло с него. Никаких вам непоняток с этапами признания выручки и показателей, которые непонятно, как трактовать.

Но я как финансовый директор ответственно заявляю: отчет о движении денежных средств тоже не пальцем делан. В этой статье опишу, какие действия нужно предпринять, чтобы собирать ДДС регулярно и правильно.

Прежде, чем мы начнем: возможно, вам нужен понятный и удобный шаблон ДДС с видеоинструкцией. Такой у нас имеется — просто оставьте имейл и читайте статью. Он тем временем придет вам на почту.

Что дает учет движения денежных средств

Когда вы внедрите ДДС, то будете знать всё про деньги вашего бизнеса. Да, это пока ничего не скажет о прибыли компании, эффективности ее работы — но вы хотя бы будете в курсе, что там с деньгами.

Вот главное, что показывает отчет о движении денежных средств:

  • сколько денег у вас на счетах
  • на каких именно кошельках лежат деньги
  • откуда приходят деньги
  • куда уходят деньги

Шаг 1. Выписать, за что вы получаете и на что тратите деньги

Перед тем, как начинать вести ДДС, выпишите все статьи доходов и расходов, которые только вспомните. Дайте списку отлежаться денек, посмотрите на него и дополните, если вспомните что-то еще. В итоге, у вас должен получиться длинный список всего, за что вы получаете и на что тратите деньги: поступления от клиентов, кредиты, покупка воды в офис, зарплаты и так далее.

Все это надо сделать заранее и с полной ответственностью. Можно, конечно, вспоминать новые статьи по ходу ведения ДДС. Но тогда вы не сможете использовать эти «разгоночные» месяцы для сравнения поступлений и трат в динамике. Хотите сравнить, почему в июне потратили больше, чем в мае, а не сможете — статьи не совпадают.

Читайте так же:  сколько действительна справка о доходах

Шаг 2. Сгруппировать статьи поступлений и трат

У вас есть большой список, за что вы получаете и на что тратите деньги. И вот вы или ваш сотрудник садитесь заполнять отчет. Вводите сумму, хотите выбрать ее назначение — и выпадает огромное меню позиций на 50, из которых надо выбрать одну.

Развлечение сомнительное, плюс ко всему, бесполезное. Так ли вам важно видеть, что как вы тратили на интернет 1 000 рублей, так и тратите на протяжении года? Или что расходы на воду меняются на 300–500 рублей в месяц?

Мыслите более крупными мазками, группируйте похожие статьи.

Статьи Группа
Вода в офис, канцтовары, уборка
офиса, чай и печеньки
Обслуживание офиса
Рекламный бюджет в ВК,
рекламный бюджет в ФБ,
рекламный бюджет в
Одноклассниках, рекламный
бюджет на контекстную рекламу
Расходы на трафик
Интернет, телефон, почта Связь

Детализация расходов внутри групп никуда не денется — все равно будете указывать, на что именно ушли деньги или откуда пришли деньги при вводе цифр. Но если с группой все нормально, то эта детализация не будет вас отвлекать.

А вот если происходит какая-то аномалия, то тогда уже сможете раскурочить группу и понять, почему же на обслуживание офиса в этом месяце потратили на 30% больше, чем в предыдущем.

Соблюдайте принцип существенности

Управленческий учет дает вам полную свободу обращать внимание только на то, что существенно именно для вас. Это не бухгалтерия. Если вы понимаете, что информация об определенном виде расходов вам ничего не дает — засуньте ее в какую-нибудь категорию и вспоминайте только в крайних случаях.

И наоборот — когда какая-то статья расходов для вас особенно важна, можете хоть обдетализироваться. Дело ваше.

Это называется принципом существенности.

Шаг 3. Разделить денежные потоки по видам деятельности

Сейчас будет скукотища, но эта скукотища важная, поэтому потерпите немножко. Итак, денежные потоки в бизнесе делятся на три вида деятельности:

  • Операционная — все, что связано с основной деятельностью вашей компании: поступления от клиентов, закупка товара, зарплаты, аренда офиса, налоги и так далее. Это то, что вы делаете каждый день, чтобы зарабатывать.
  • Финансовая деятельность — это разные виды займов, вкладов и выплата дивидендов.
  • Инвестиционная деятельность — вложения денег, которые приносят прибыль в долгосрочной перспективе: покупка оборудования, недвижимости.

Это нужно, чтобы видеть: за счет чего вам приходят деньги и на что вы их тратите. Например, если операционная деятельность постоянно в минусе, а финансовая в плюсе — это значит, что вы постепенно закредитовываетесь и плохи будут дела.

Читайте так же:  автомобиль движимое или недвижимое имущество

Таким должен стать список статей за три шага

Шаг 4. Собрать все кошельки в одном месте

Если у вас несколько расчетных счетов, кассы, электронные кошельки, то вы прекрасно понимаете, какая это боль — держать все деньги под контролем и понимать, где сколько лежит. Поэтому в отчете ДДС отражайте, сколько денег лежит на каждом из ваших кошельков. Для этого сделайте вот что:

  • Зайдите во все ваши счета, залезьте во все кассы и посчитайте, сколько в них денег. Эти цифры будете использовать как отправные точки.
  • Для каждого поступления и списания денег указывайте кошелек, с которого проводилась операция.

Теперь вы всегда будете знать, сколько у вас денег и где они лежат.

Изменение количества денег в сводном помесячном отчете на расчетниках в «Альфе» и «Точке» и в кассе

Шаг 5. Назначить ответственных

Если у вас небольшой бизнес, то можете вести отчет самостоятельно. Но когда операций много, то их занесение в отчет занимает прилично времени. У собственника много задач поважнее, чем ведение ДДС. Значит, надо делегировать.

Вариантов делегирования ДДС множество, все зависит от структуры вашего бизнеса и ресурсов, которые вы можете на это выделить. Можете нанять финансового менеджера, который будет заниматься всеми цифрами сразу. Можете сделать ведение ДДСки одной из задач вашего помощника. Если у вас несколько счетов, можно поставить ответственного на каждый счет.

Для последней ситуации рекомендую завести для ответственных локальные отчеты, которые вы потом будете сводить в один большой ДДС. Если дать нескольким людям доступ к одной странице, рано или поздно кто-то что-то случайно сотрет или поломает формулу. Проверено опытом.

Шаг 6. Регулярно вносить и сверять цифры

Предыдущие шаги были подготовительной работой перед тем, чтобы собственно начать вести ДДС. Остается лишь регулярно вносить новые цифры и сверять их с действительностью.

В большинстве компаний достаточно будет заполнять отчет раз в неделю. Если заниматься этим каждый день, то получится слишком много возни, от которой не так много прока.

Но помните о принципе существенности! Если вам существенно заполнять отчет каждый день, то заполняйте, конечно. Я говорю о том, как у большинства.

Читайте так же:  когда должны выплатить декретные

И еще возьмите за правило сверять цифры с действительностью. Именно для этого вы назначали ответственного. По ДДС в кассе 102 853 ₽, а по факту — 81 652 ₽. Кто ответственный за кассу? Мария Алексеевна. Вот пусть Мария Алексеевна садится и ищет, куда потерялись 21 202 ₽.

Если вы предприниматель, то знайте: организовывать ведение ДДС — не ваша задача. Этим занимается финансовый директор, как и внедрением многих других отчетов.

Мы предоставляем бизнесу финансового директора в формате аутсорсинга. Начинайте работать с нами — и получите ответственного профессионального специалиста, который организует в вашем бизнесе финансовый учет.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ОТРАЖЕНИЯ В ОТЧЕТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА

На сегодняшний день самой ликвидной частью имущества предприятия являются денежные средства. От размера денежных средств на предприятии и от четко поставленного бухгалтерского учета и контроля зависит финансовая стабильность и платежеспособность предприятия.

Денежные расчеты на предприятиях осуществляется в виде безналичной оплаты или за наличный расчет. Хранятся денежные средства в кассе предприятия в форме наличных денег, а также на счете в банке в безналичной форме

Увеличение, правильное использование, осуществление контроля является важнейшей задачей бухгалтерского учета. Все это также влияет на платежеспособность предприятия, на своевременную оплату заработной платы персоналу, на расчеты с заказчиками и оплату налогов в бюджет [1].

Бухгалтерский учет денежных средств имеет большое значение для правильной организации расчетов, в повышении эффективности платежной дисциплины, а также в грамотном использовании финансовых ресурсов предприятия.

Целью бухгалтерского учета денежных средств является осуществление контроля за соблюдением кассой дисциплины и на расчетном счете, а также за правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе предприятия.

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств, являются:

Видео (кликните для воспроизведения).

— организация правильного документального оформления первичных документов и соблюдение законности операций с денежными средствами, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете;

— обеспечить своевременность, полноту и правильность организации расчетов всех видов платежей и поступлений, а также своевременное выявление задолженности контрагентов;

— своевременное проведение инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчетов с поставщиками и покупателями;

— организация сохранность денежных средств, денежных документов в кассе предприятия;

— обеспечение денежными наличными средствами предприятия на хозяйственные нужны;

— изыскание возможности для более рационального вложения свободных денежных средств, как дополнительного источника финансовых инвестиций, который принесет доход предприятию.

Читайте так же:  курящие соседи на балконе

Решение данных задач в большей степени зависит следующих принципов учета денежных средств:

— хранение свободных денежных средств только на счетах в банке, а выдача денежных средств только на основании целевого использования;

— осуществление платежей по безналичному расчету только после получения товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг. Предварительная оплата допускается только на основании заключенного договора;

— платежи осуществлять только по согласию получателя; без согласия — только в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ;

— платежи осуществлять за счет собственных денежных или за счет заемных средств;

— списание с расчетного счета денежных средств в том объеме, которые необходимы для удовлетворения всех выставленных на предприятие требований;

— недостаточность денежных средств на счёте организации для удовлетворения всех предъявляемых к ней требований обуславливает списание этих средств путём применения установленной очерёдности платежей.

Классификация денежных средств приведена в Табл.1.

Классификация денежных средств

Виды денежных средств

Форма денежных средств

Касса, безналичная форма

В национальной валюте, в иностранной валюте

Расчетный счет, специальные счета в банках, денежные документы, переводы в пути

Валютный счет, курсовые разницы

Денежные средства в иностранной валюте необходимо пересчитывать в национальную учетную валюту, в результате чего определяется курсовая разница [2].

В современной экономике необходимо придерживаться принципа согласно, которому правильное использование денежных средств на предприятии может принести дополнительный доход. Для этого необходимо за ранее планировать рациональное вложение временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли на предприятии. Денежные средства предприятие может вложить в депозиты в банке, приобрести государственные ценные бумаги, а также ценные бумаги других предприятий.

В ходе осуществлении финансово-экономической деятельности каждое предприятие использует денежные средства для расчетов с поставщиками и подрядчикам, с бюджетом по налогам и сборам, на оплату труда персонала и т.д. Поступление денежных средств на расчетный счет или в наличной денежной форме осуществляется за реализованную продукцию, товары, оказанные услуги и выполненные работы, а также от доходов по финансовым вложениям. Выполнение таких денежных расчетов обеспечивает на предприятии кругооборот денежных средств, а своевременное завершение расчетов является необходимым условием для непрерывного процесса производства на предприятии.

Субъекты малого предпринимательства обязанные применять при организации наличных расчетов контрольно-кассовую технику могут воспользоваться льготным порядком [3].

Так субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег в кассе могут не устанавливать. Полученную наличную выручку можно использовать на:

Читайте так же:  после отмены судебного приказа что делать должнику

— выплату заработной платы работникам;

— иные выплаты работникам, в том числе социального характера;

— оплату товаров (кроме ценных бумаг), а также работ, услуг;

— выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;

— выплату страховых возмещений по договорам страхования физических лиц.

Индивидуальные предприниматели полученную наличную выручку могут использовать на личные нужды не связанные с предпринимательской деятельностью. Также индивидуальные предприниматели могут не оформлять кассовые документы, если ведут в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Пользователи финансовой отчётности часто оперируют терминами, не совпадающими с теми, которые непосредственно отражают бухгалтерские понятия (например, денежные активы, денежные потоки, денежные средства, финансовые средства, денежные агрегаты и т. п.) [4].

Выбор варианта организации расчетов наличными средствами субъектами малого предпринимательства в большей степени зависит не от профессионального суждения составителей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а от условий, установленных текущим законодательством. Основным условием регламентирования порядка расчетов наличными средствами – это возможность контроля уполномоченными контролирующими органами за порядком оприходования и выдачи наличных средств.

1. Чиркова М.Б., Малицкая В.Б. Организация и принципы учета денежных средств. Монография. Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение – Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I. 2003. С. 41-47.

2. Морозова Т.В. Малое предприятие: учет, отчетность, налоги — М.: Главбух. 2000. — 137 с.

3. Сафонова Э.Г. Применение стандарта МСФО (IAS) 21 в учете курсовых разниц. // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). — 2015. — № 1. С. 185-188.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Галайда А.М.. Достоверность бухгалтерского и налогового учета // Транспортное дело России. – 2012 — № 6-1. С. 257-258.

учет денежных средств организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here