является ли гост нормативно правовым актом

Открытая информация по вопросу: "является ли гост нормативно правовым актом" с объяснением для непрофессионалов. Если все же возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 (оборонная продукция, гостайна и использование атомной энергии) и 9.1 (принятие техрегламента, вводимого нормативным актом) данного федерального закона. Пункт. 8 данной статьи: «8 Принятые нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию технические регламенты подлежат государственной регистрации в установленном порядке»).

Пункт 3 статьи 7 (последний абзац) вышеназванного закона о техническом регулировании также указывает, что: «Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер».

Приведем несколько примеров статуса ГОСТов.

Так, ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» по своей правовой природе является документом по стандартизации, порядок подготовки, принятия, действия и отмены которых регулируется положениями главы 3 федерального закона «О техническом регулировании» и в частности статьей 16.1, пункт 1 который устанавливает, что: «…в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента».

В соответствии с Приказом от 22 августа 2012 года № 251-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Об утверждении национального стандарта» ГОСТ Р 54961-2012 утвержден для добровольного применения и отнюдь не имеет статуса обязательного к применению нормативного акта.

Или, например, Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 4451-ст от 18 декабря 2008 года «О введении в действие межгосударственного стандарта» устанавливает, что введенный данным приказом ГОСТ 103-2006 «Прокат сортовой стальной горячекатаный полосовой. Сортамент» предназначен для добровольного применения, следовательно статус данного ГОСТа никак «не тянет» на статус имеющего юридическую силу нормативного акта.

Читайте так же:  за сколько дней начисляют отпускные

Поэтому, если ваши оппоненты (чаще всего в этой роли выступают различные проверяющие инстанции) ссылаются на нарушение вами какого либо пункта многочисленных ГОСТов, в качестве доказательства законности своих действий посмотрите приказ о введении данного ГОСТа, в котором определен статус данного ГОСТа, как на документ, не являющийся нормативным актом, обязательным к применению всеми лицами.

Минстрой разъясняет: О применении национальных стандартов, сводов правил и обязательности разработки СТУ

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон N 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения в случае, если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ (далее — Перечень).

Положения СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (далее — СП 118.13330.2012), включенные в Перечень N 1521, являются обязательными для применения при проектировании и строительстве.

Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень N 1521, в том числе и пункт Б2 СП 118.13330.2012, включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. N 365 (далее — Перечень N 365).

Читайте так же:  с какого возраста можно официально работать

Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень N 365, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил, включенные в Перечень N 1521, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Следует отметить, что согласно части 8 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в Перечень N 1521 национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По мнению Департамента, при проектировании в общественном здании или сооружении антресоли не требуется разработка специальных технических условий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры А.Ю.СТЕПАНОВ

является ли гост нормативно правовым актом
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  сдавать квартиру в ипотеке

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here